Возникновение психологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:16, доклад

Описание работы

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела.

Файлы: 1 файл

С древнейших.docx

— 13.74 Кб (Скачать файл)

С древнейших  времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей.  В философских  учениях  древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты,  которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма.  Так,  материалистические  философы  древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.  Но идеалист-философ Платон понимал душу  человека  как что-то божественное,  отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека,  существует обособленно в высшем мире, где познает идеи - вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения.  Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических  теорий.

Великий философ  Аристотель в трактате "0 душе" выделил психологию как своеобразную область знания,  впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе.  Первичная познавательная способность человека - ощущение,  оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как "воск принимает оттиск печати без железа и золота".  Ощущения оставляют  след  в  виде представлений -  образов тех предметов,  которые прежде действовали на органы чувств.  Аристотель показал,  что эти образы соединяются в трех направлениях:  по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей - ассоциаций психических явлений.

Таким образом, I этап - психология как наука о душе. Такое определение  психологии было дано более двух тысяч  лет назад.  Наличием  души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап - психология как  наука о сознании. Возникает в  ХУ11 веке в связи с развитием  естественных наук.  Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап - психология как  наука о поведении.  Возникает в ХХ веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, - а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). 
IV этап - психология как наука,  изучающая объективные  закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной  науки начинается  в  1879 году -  основана  в  Лейпциге  немецким психологом Вильгельмом Вундтом первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория. Вскоре, в 1885 г.,  Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.


Информация о работе Возникновение психологии как науки