Возникновение сознания человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:20, реферат

Описание работы

Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.
В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как "предстоящее" субъекту.

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Условия возникновения  сознания

Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа  развития психики. Сознательное отражение  в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение  предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.

В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает  как "предстоящее" субъекту. Это значит, что когда я сознаю, например, эту книгу или даже только свою мысль о книге, то сама книга не сливается в моем сознании с моим переживанием, относящимся к этой книге, сама мысль о книге - с моим переживанием этой мысли.

Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения.

Задача, которая стоит  перед нами, и заключается в  том, чтобы проследить условия, порождающие эту высшую форму психики - человеческое сознание.

Как известно, причиной, которая лежит в основе очеловечения животноподобных предков человека, является возникновение труда и  образование на его основе человеческого  общества. "...Труд, - говорит Энгельс, - создал самого человека"1. Труд создал и сознание человека.

Возникновение и развитие труда, этого первого и основного  условия существования человека, привело к изменению и очеловечению его мозга, органов его внешней  деятельности и органов чувств. "Сначала труд, - так говорит об этом Энгельс, - а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству"2. Главный орган трудовой деятельности человека - его рука - могла достичь своего совершенства только благодаря развитию самого труда. "Только благодаря труду, благодаря приспособлению ко всем новым операциям... человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини"3.

Если сравнивать между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что мозг последнего превышает мозг наиболее высокоразвитых современных видов обезьян более чем в два раза (600 см3 и 1400 см3).1400г.

Мозг человека по сравнению  с мозгом высших обезьян обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением.

Уже у неандертальского человека, как показывают слепки, сделанные  с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян поля, которые затем у современного человека достигают своего полного развития. Таковы, например, поля, обозначаемые (по Бродману) цифрами 44, 45, 46, - в лобной доле коры, поля 39 и 40 - в теменной ее доле, 41 и 42- в височной доле (рис. 30).

Очень ярко видно, как отражаются в строении коры мозга новые, специфически человеческие черты при исследовании так называемого проекционного двигательного поля (на рис. 30 оно обозначено цифрой 4). Если осторожно раздражать электрическим током различные точки этого поля, то по вызываемому раздражением сокращению различных мышечных групп можно точно представить себе, какое место занимает в нем проекция того или иного органа. Пенфильд выразил итог этих опытов в виде схематического и, конечно, условного рисунка, который мы здесь приводим (рис. 31). Из этого рисунка, выполненного в определенном масштабе, видно, какую относительно большую поверхность занимает в человеческом мозге проекция таких органов движения, как рука (кисть) и особенно орга-ны звуковой речи (мышцы рта, языка, органы гортани), функции которых развивались особенно интенсивно в условиях человеческого общества (труд, речевое общение).

Совершенствовались под  влиянием труда и в связи с  развитием мозга также и органы чувств человека. Как и органы внешней деятельности, они приобрели качественно новые особенности. Уточнилось чувство осязания; очеловечившийся глаз стал замечать в вещах больше, чем глаза самой дальнозоркой птицы; развился слух, способный воспринимать тончайшие различия и сходства звуков человеческой членораздельной речи.

В свою очередь, развитие мозга и органов чувств оказывало обратное влияние на труд и язык, "давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию"1.

Создаваемые трудом отдельные анатомо-физиологические изменения необходимо влекли за собой в силу естественной взаимозависимости развития органов и изменение организма в целом. Таким образом, возникновение и развитие труда привело к изменению всего физического облика человека, к изменению всей его анатомофизиологической организации.

Конечно, возникновение  труда было подготовлено всем предшествующим ходом развития. Постепенный переход  к вертикальной походке, зачатки  которой отчетливо наблюдаются  даже у ныне существующих человекообразных обезьян, и формирование в связи  с этим особо подвижных, приспособленных для схватывания предметов передних конечностей, все более освобождающихся от функции ходьбы, что объясняется тем образом жизни, который вели животные предки человека, - все это создавало физические предпосылки для возможности производить сложные трудовые операции.

Подготавливался процесс труда и с другой стороны. Появление труда было возможно только у таких животных, которые жили целыми группами и у которых существовали достаточно развитые формы совместной жизни, хотя эти формы были, разумеется, еще очень далеки даже от самых примитивных форм человеческой, общественной жизни. О том, насколько высоких ступеней развития могут достигать формы совместной жизни у животных, свидетельствуют интереснейшие исследования Н.Ю. Войтониса и Н.А. Тих, проведенные в Сухумском питомнике. Как показывают эти исследования, в стаде обезьян существует уже сложившаяся система взаимоотношений и своеобразной иерархии с соответственно весьма сложной системой общения. Вместе с тем эти исследования позволяют лишний раз убедиться в том, что, несмотря на всю сложность внутренних отношений в обезьяньем стаде, они все же ограничены непосредственно биологическими отношениями и никогда не определяются объективно-предметным содержанием деятельности животных.

Наконец, существенной предпосылкой труда служило также наличие у высших представителей животного мира весьма развитых, как мы видели, форм психического отражения действительности.

Все эти моменты и  составили в своей совокупности те главные условия, благодаря которым в ходе дальнейшей эволюции могли возникнуть труд и человеческое, основанное на труде, общество.

2. Отличие психики человека от  психики животного

Сравнение психики животных с человеческим позволяет выделить следующие основные различия между  ними.

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые ею акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентирующих манипулирование животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактном, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.

Мышление тесно связано  с вещанием. Животные лишь подают сигналы  своим родственникам по поводу собственных  эмоциональных состояний, тогда  как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработано человечеством в течение тысячелетий и которого она никогда не воспринимала непосредственно.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, aie ни одно животное не может создать орудия труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

Только человек создает  орудие по продуманным планом, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Она живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно  с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики  животных и человека состоит  в чувствах. Животные также способны  переживать положительные или  отрицательные эмоции, но только  человек может сочувствовать  в горе или радости другому  человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития  психики животных и человека  является четвертым отличием. Развитие  психики в животном мире подченено  биологическим законам, а развитие  психики человека детерминируется  общественно-историческими условиями.

И человеку, и животному свойственны  инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в  жизненных ситуациях. Однако присваивать  общественный опыт, который развивает  психику, способен лишь человек.

С момента рождения ребенок  овладевает способами использования  орудий и навыками общения. Это, в  свою очередь, развивает чувственную  сферу, логическое мышление, формирует  личность индивида. Обезьяна в любых  условиях будет проявлять себя как  обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.

3. Роль труда в развитии человека

Изучение эволюции деятельности мозга в животном мире показывает, что чем сложнее образ жизни и физическая организация животных, тем совершеннее отражение ими внешней среды. Однако даже самые развитые формы отражения, свойственные животным, резко отличаются от высшей формы отражения действительности — от человеческого сознания.

Хотя сознание человека подготавливалось всем предшествующим ходом эволюции и человеческий мозг мог сформироваться только на основе дальнейшего развития мозга высших животных, возникновение сознания представляет собой переход к качественно новой форме отражения объективной реальности.

Чтобы выяснить особенности  этой новой формы отражения —  особенности сознания, необходимо рассмотреть  те изменения в условиях и образе жизни, которые привели к очеловечиванию животных предков людей и породили сознание человека.

Эти изменения наступили в связи с переходом от жизни, заключавшейся в приспособлении к природной среде, к жизни, в основе которой лежал труд, представляющий собой общественный процесс целенаправленного воздействия людей на природу. В процессе труда люди изменяют природу в соответствии со своими потребностями, но, изменяя ее в труде, они изменяют также и самих себя. Труд и явился первым и главнейшим фактором, благодаря которому сформировался человек и возникло его сознание.

Появление труда и  образование человеческого общества было результатом постепенного изменения образа жизни той особенно высоко развитой, ныне вымершей породы обезьян, от которой произошел человек. Как и современные человекообразные обезьяны, обезьяны — предки человека обладали хорошо развитыми передними конечностями, которыми они пользовались при лазании, захватывании предметов, ощупывании и т. п. Дальнейшее развитие вело к тому, что передние конечности предков человека все более специализировались на выполнении этих действий и все меньше участвовали в ходьбе, которая, таким образом, постепенно стала функцией исключительно задних конечностей. Иначе говоря, возникла походка в вертикальном положении. 
«Этим, — говорит Энгельс, — был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку».

Рука, полностью освободившись для выполнения действий с предметами, приобретала все большую ловкость движений. В связи с этим совершенствовалось и ее анатомическое строение: изменялось соотношение длины плеча и предплечья, увеличивалась подвижность в плечевом суставе, развитие кисти позволило противопоставлять большой палец каждому пальцу той же руки и т. д.

Развитие руки в свою очередь влияло на развитие всего организма. Особенно большое влияние развитие руки оказало на развитие мозга. Выполнение сложных действий, естественно, вызвало быстрое развитие коры больших полушарий, осуществляющей анализ сигналов, идущих от органов движения, в том числе и, прежде всего — от руки. Таким образом, рука — это орган действия с предметами — совершенствовалась вместе с тем и как орган познания их свойств в процессе практики, что имело важное значение для развития всей отражательной деятельности мозга.

Особенно важную роль в развитии трудовых действий играло то обстоятельство, что труд представляет собой процесс, совершающийся посредством изготавливаемых орудий. Чтобы участвовать в труде, люди каждого нового поколения должны учиться пользоваться орудиями, которые создаются в трудовой практике предшествующих поколений. Чтобы применять скребок, например, нужно научиться уже выработанным приемам скобления; чтобы пользоваться пилой, надо научиться приемам пиления и т. д. Еще более сложных умений требует производство самих орудий. Поэтому передача от поколения к поколению орудий, которые становились все более сложными, вызывала к жизни и новую форму передачи опыта — передачи его путем обучения трудовым действиям и навыкам.

В то время как у  животных видовой опыт передается только в виде инстинктов, которые являются продуктом медленного процесса наследственного закрепления, у людей передача общественно выработанных способов и приемов труда происходит путем их усвоения в процессе обучения, т. е. в порядке приобретения индивидуального опыта. Понятно, что это создает огромное ускорение исторического развития как двигательных, так и познавательных способностей человека.

Информация о работе Возникновение сознания человека