Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:23, контрольная работа
Задачи при выполнении контрольной работы:
1.Выяснить что такое сознание.
2.Узнать происхождение сознания.
3.Роль труда в формировании сознания.
4.Появление структуры сознания.
5.Выяснить как сознание связано с мозгом
Введение…………………………………………………………..3
2.Происхождение сознания.
Роль труда в формировании сознания……………………………..4
3. Структура сознания………………………………………………6 4.Определение сознания……………………………………………8
5.Сознание - свойство высокоорганизованной материи.
Сознание и мозг……………………………………………………11
6.Заключение……………………………………………………....13
7.Список используемой литературы………………………….….14
Сознание - это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.
Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.
Следует заметить, что отражение в неживой
природе соответствует первым трем формам
движения материи (механической, физической,
химической), отражение в живой природе
- биологической форме, а сознание - социальной
форме движения материи.
Сознание - свойство высокоорганизованной материи.
Сознание и мозг.
Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга?
Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.
Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.
Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.
Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.
Духовный
мир человека невозможно ни осязать,
ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо
приборами или химическими
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.
Содержание
мысленного образа предмета определяется
не анатомо-физиологической
Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две субстанции - духовную и материальную.
Сознание
и объективный мир - противоположности,
образующие единство. Основой его
является практика, чувственно-предметная
деятельность людей. Именно она и порождает
необходимость психического сознательного
отражения действительности. Необходимость
сознания, и при этом сознания, дающего
верное отражение мира, лежит в условиях
и требованиях самой жизни.
Заключение.
В заключение рассмотрения темы удалось выяснить поставленные задачи. И сделать следующие выводы.
1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
2)“Ядром” сознания, способом его существования является знание.
3)Формирование сознания связано с возникновением труда.
4)Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
5)Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.
6)Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.
7)Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.
Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.
Человеческий
мозг - поразительно сложное образование,
тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная
система и вместе с тем подсистема, включенная
в состав целостного организма и функционирующая
в единстве с ним, регулирующая его внутренние
процессы и взаимоотношения с внешним
миром.
Список
литературы.
1) Семинарские занятия по психологии: Учебник. Под ред.
К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 2000- 287с.
2)А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для
вузов. - М.: Политиздат, 2000- 592с.
3)Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2
Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиз 2000-254с.
4)А.Н. Кочетов,
«Политическая литература»
5) Философский словарь,«Политическая литература» Москва,2004- 326с
6) Ч.С. Кирвель, История философии, Гродно, 2000-235с.
7) Кочетов А.И.
Психология. М., Политиздат, 2001-123с.
8) Крывелев И.А. История психологии.Т.2,2003-196с.