Возникновение сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

Задачи при выполнении контрольной работы:

1.Выяснить что такое сознание.
2.Узнать происхождение сознания.
3.Роль труда в формировании сознания.
4.Появление структуры сознания.
5.Выяснить как сознание связано с мозгом

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..3


2.Происхождение сознания.

Роль труда в формировании сознания……………………………..4

3. Структура сознания………………………………………………6 4.Определение сознания……………………………………………8

5.Сознание - свойство высокоорганизованной материи.

Сознание и мозг……………………………………………………11

6.Заключение……………………………………………………....13

7.Список используемой литературы………………………….….14

Файлы: 1 файл

психологияoc.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

  Сознание - это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.

     Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

     Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сознание - свойство высокоорганизованной материи.

Сознание  и мозг.

   

     Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга?

     Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

     Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

     Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что  сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

      Отражение вещей, их свойств и отношений  в мозгу, разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.

      Духовный  мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто еще  не нашел непосредственно ни одной  мысли: мысль, идеальное не имеет  существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -объективная, а сознание - субъективная реальность.

      Сознание  принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

      Содержание  мысленного образа предмета определяется не анатомо-физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта. Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученную в ходе предметно-преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть познано через формы своего выявления в чувственно-практической деятельности.

      Субъективный  образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить противопоставление  до полного распада мира на две субстанции - духовную и материальную.

      Сознание  и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой его  является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни. 
 

          Заключение. 

      В заключение рассмотрения темы удалось выяснить поставленные задачи. И сделать следующие выводы.

      1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира,                         свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

    2)“Ядром” сознания, способом его существования является знание.

    3)Формирование сознания связано с возникновением труда.

    4)Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

    5)Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.

    6)Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.

    7)Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

      Сознание  и объективный мир - противоположности, образующие   единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

     Познание  не ограничивается познавательными  процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

      Человеческий  мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

1) Семинарские занятия по психологии: Учебник. Под ред.

К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 2000- 287с.

2)А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для

вузов. - М.: Политиздат, 2000- 592с.

3)Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2

   Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиз 2000-254с.

4)А.Н. Кочетов,  «Политическая литература» Москва2002-321с

5) Философский словарь,«Политическая литература» Москва,2004- 326с                                              

6) Ч.С. Кирвель,  История философии, Гродно, 2000-235с.

7) Кочетов А.И.  Психология. М., Политиздат, 2001-123с. 

8) Крывелев И.А. История  психологии.Т.2,2003-196с.

Информация о работе Возникновение сознания