Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 17:20, контрольная работа
Возрастные особенности. Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации (выбора) - формирования профессиональных намерений. В 14-16 лет, в возрасте ранней юности, оптанты начинают профессионально самоопределяться. К 14 годам у девушек и юношей уже сформированы разносторонние знания о мире профессий, имеется представление о желаемой профессии. Нужен конкретный профессионально ориентированный план: продолжить ли учебу в общеобразовательной или профессиональной школе.
Введение.
Возрастные особенности. Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации (выбора) - формирования профессиональных намерений. В 14-16 лет, в возрасте ранней юности, оптанты начинают профессионально самоопределяться. К 14 годам у девушек и юношей уже сформированы разносторонние знания о мире профессий, имеется представление о желаемой профессии. Нужен конкретный профессионально ориентированный план: продолжить ли учебу в общеобразовательной или профессиональной школе.
Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер, а в профессиональных учебных заведениях она имеет отчетливо выраженную учебно-профессиональную направленность. На стадии оптации происходит смена ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную.
Выбор профессии — это сложнейший процесс, на те¬чение и результат которого влияют самые различные факторы, как внутренние, так и внешние. А. П. Карпов выделяет следующие компоненты ситуации выбора профессии:
1. Структура
потребностей общества в
2. Региональная
структура потребностей в
3. Социальное
макроокружение — особенности
и уровень развития
4.Социальное микроокружение. Это прежде всего — школа, училище, семья, учебный коллектив, круг друзей и сверстников, знакомые. Социальное макро- и микроокружение тесно взаимосвязаны, и как правило, макроокружение действует на выбор опосредованно через микроокружение.
5.Совокупность содержательных
особенностей различных видов
трудовой деятельности и
6.Совокупность
7.Степень и направленность
информированности субъекта
В каждом конкретном случае степень выраженности этих факторов может быть различной в зависимости от тех условий, в которых осуществляется профориентация.
1.Возрастная динамика
профессионального
Формирование профессиональной направленности и собственно выбор профессии — длительный и сложный процесс, в котором можно выделить определенные стадии. Эти стадии, по мнению отдельных исследователей, определяются особенностями возрастного развития человека.
Согласно теории Гинзберга, процесс выбора профессии заключен в жесткие рамки возрастного развития:
1.Стадия фантазии охватывает
раннее детство и
2.Гипотетическая стадия длится с 11- до 17-летнего возраста и включает в себя четыре периода:
—период интереса (11 -12 лет) — дети делают свой выбор, руководствуясь главным образом своими склонностями и интересами;
—период способностей (13-14 лет) — подростки узнают больше о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки. Однако в первую очередь они думают о своих способностях применительно к требованиям той или иной профессии;
—период оценки (15-16 лет) — молодые люди пытаются примерить те или иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют предъявляемые данной специальностью требования со своей ценностной ориентацией и реальными возможностями;
—переходный период (17 лет) — в течение этого периода осуществляется переход от гипотетического подхода к реалистическому выбору профессии, который происходит под воздействием внешних факторов, например давления школы, родителей, сверстников и других обстоятельств.
3. Реалистическая
стадия — в возрасте от 17 лет
и старше молодые люди
—период исследования (17-18 лет) — прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания;
—период кристаллизации (19-21) — в этот период значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности;
—период специализации — общий выбор, например профессии экономиста или физика, уточняется выбором конкретной и более узкой специализации.
2.Возрастные особенности
профессиональной
Независимо от постоянно изменяющихся социально-экономических и политических условий в современном мире, проблемы, связанные с формированием человека как субъекта труда, стабильно находятся в центре внимания психологов. Вопросы, касающиеся профессиональной направленности личности, приобрели в настоящее время особую значимость. Это связано с тем, что сегодня общество и постоянно появляющиеся на рынке труда новые профессии выдвигают всё новые требования к человеку. В этом контексте актуальны способность человека к самостоятельной постановке жизненных целей и осуществлению свободного выбора, ответственность, творческое отношение к жизни, самостоятельность, независимость и т. д.
Профессиональная направленность выступает важнейшим компонентом профессионального самоопределения. Поэтому необходимо содействовать развитию профессиональной направленности, в том числе и на ранних этапах онтогенеза. От осознания собственной профессиональной направленности во многом зависит правильный выбор будущей профессии, а значит, и благополучие самого человека в жизни. Развитие профессиональной направленности и собственно выбор профессии – длительный и сложный процесс, в котором можно выделить определённые стадии. Эти стадии во многом определяются особенностями возрастного развития человека.
Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентация на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Наблюдается своего рода профессиональная индукция. Вторая важная особенность детей этого возраста – ориентация на достижение успеха в учебной деятельности.
По мнению Н. С. Пряжникова, А. А. Реана, подростковый возраст – один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям [4, с. 15].
Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (лётчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин», обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образец «настоящих взрослых». Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению.
По утверждению Л. М. Митиной, в 14– 15 лет профессиональные намерения подростков диффузны, неопределённы. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем для них зачастую невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии – осознания собственного «Я». Самоанализ становится психологической основой профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы.
Н. Н. Зеер считает, что психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремлённые в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии [1, с. 112]. Мальчики преимущественно хотят стать милиционерами, военными, юристами, космонавтами, а девочки – учителями, танцовщицами, певицами, врачами. Причём отмечается явная ориентациях их на профессии родителей, что обычно выясняется в ходе беседы.
3. Особенности
профессионального
Периодизация развития человека как субъекта труда. (По Е.А. Климову)
http://www.tsput.ru/res/psi/
Список литературы.
1. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2006. 336 с.
2. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2008. 320 с.
3. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / под ред. Л. М. Митиной. 2-е изд., испр. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Флинта, 2003. 184 с.
4. Психология подростка / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм ЕВРО–ЗНАК, 2008. 504 с.
5. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М.: Академия, 2005. 128 с.
Информация о работе Возрастная динамика профессионального самоопределения