Возрастная динамика профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Возрастные особенности. Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации (выбора) - формирования профессиональных намерений. В 14-16 лет, в возрасте ранней юности, оптанты начинают профессионально самоопределяться. К 14 годам у девушек и юношей уже сформированы разносторонние знания о мире профессий, имеется представление о желаемой профессии. Нужен конкретный профессионально ориентированный план: продолжить ли учебу в общеобразовательной или профессиональной школе.

Файлы: 1 файл

возрастные особенности проф.самоопред..docx

— 32.01 Кб (Скачать файл)

Введение.

Возрастные особенности. Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации (выбора) - формирования профессиональных намерений. В 14-16 лет, в возрасте ранней юности, оптанты начинают профессионально самоопределяться. К 14 годам у девушек и юношей уже сформированы разносторонние знания о мире профессий, имеется представление о желаемой профессии. Нужен конкретный профессионально ориентированный план: продолжить ли учебу в общеобразовательной или профессиональной школе.

Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер, а в профессиональных учебных заведениях она имеет отчетливо выраженную учебно-профессиональную направленность. На стадии оптации происходит смена ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную.

Выбор профессии — это сложнейший процесс, на те¬чение и результат которого влияют самые различные факторы, как внутренние, так и внешние. А. П. Карпов выделяет следующие компоненты ситуации выбора профессии:

1.     Структура  потребностей общества в кадрах. Сегодня в мире наблюдаются  две основные тенденции: с одной  стороны, выраженная дифференциация  видов профессиональной деятельности  и появление новых; с другой  стороны, «отмирание», исчезновение  старых профессий.

2.    Региональная  структура потребностей в кадрах. В каждом регионе, как правило, складывается своя специфическая  структура потребностей в кадрах.

3.     Социальное  макроокружение — особенности  и уровень развития общественного  строя, в рамках которого осуществляется  выбор профессии.

4.Социальное микроокружение. Это прежде всего — школа, училище, семья, учебный коллектив, круг друзей  и сверстников, знакомые. Социальное  макро- и микроокружение тесно взаимосвязаны, и как правило, макроокружение действует на выбор опосредованно через микроокружение.

5.Совокупность содержательных  особенностей различных видов  трудовой деятельности и выработанных  в обществе оценочных отношений  к ним.

6.Совокупность психологических, психофизиологических и иных  особенностей самого человека. Наибольшую  роль играют в выборе такие  характеристики субъекта, как мотивы, интересы, склонности, способности, знания, способность к самоанализу, специфические  особенности темперамента и характера.

7.Степень и направленность  информированности субъекта выбора  о мире профессий, о структуре  потребностей в кадрах.

В каждом конкретном случае степень выраженности этих факторов может быть различной в зависимости от тех условий, в которых осуществляется профориентация.

 

1.Возрастная динамика  профессионального самоопределения.

Формирование профессиональной направленности и собственно выбор профессии — длительный и сложный процесс, в котором можно выделить определенные стадии. Эти стадии, по мнению отдельных исследователей, определяются особенностями возрастного развития человека.

Согласно теории Гинзберга, процесс выбора профессии заключен в жесткие рамки возрастного развития:

1.Стадия фантазии охватывает  раннее детство и заканчивается  примерно на исходе среднего  детства, в 11 лет. В этот период, независимо  от своих реальных потребностей  и возможностей, дети воображают, кем они станут в будущем. Их  желания не строятся на реалистических  соображениях, а как правило, на этой стадии они хотят быть летчиками, учителями, врачами, медсестрами и т. д.

2.Гипотетическая стадия  длится с 11- до 17-летнего возраста  и включает в себя четыре  периода:

—период интереса (11 -12 лет) — дети делают свой выбор, руководствуясь главным образом своими склонностями и интересами;

—период способностей (13-14 лет) — подростки узнают больше о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки. Однако в первую очередь они думают о своих способностях применительно к требованиям той или иной профессии;

—период оценки (15-16 лет) — молодые люди пытаются примерить те или иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют предъявляемые данной специальностью требования со своей ценностной ориентацией и реальными возможностями;

—переходный период (17 лет) — в течение этого периода осуществляется переход от гипотетического подхода к реалистическому выбору профессии, который происходит под воздействием внешних факторов, например давления школы, родителей, сверстников и других обстоятельств.

3.    Реалистическая  стадия — в возрасте от 17 лет  и старше молодые люди стараются  принять окончательное решение  о выборе профессии. Эта стадия  делится на три периода:

—период исследования (17-18 лет) — прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания;

—период кристаллизации (19-21) — в этот период значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности;

—период специализации — общий выбор, например профессии экономиста или физика, уточняется выбором конкретной и более узкой специализации.

 

2.Возрастные особенности  профессиональной направленности  школьников на разных этапах  онтогенеза.

Независимо от постоянно изменяющихся социально-экономических и политических условий в современном мире, проблемы, связанные с формированием человека как субъекта труда, стабильно находятся в центре внимания психологов. Вопросы, касающиеся профессиональной направленности личности, приобрели в настоящее время особую значимость. Это связано с тем, что сегодня общество и постоянно появляющиеся на рынке труда новые профессии выдвигают всё новые требования к человеку. В этом контексте актуальны способность человека к самостоятельной постановке жизненных целей и осуществлению свободного выбора, ответственность, творческое отношение к жизни, самостоятельность, независимость и т. д.

Профессиональная направленность выступает важнейшим компонентом профессионального самоопределения. Поэтому необходимо содействовать развитию профессиональной направленности, в том числе и на ранних этапах онтогенеза. От осознания собственной профессиональной направленности во многом зависит правильный выбор будущей профессии, а значит, и благополучие самого человека в жизни. Развитие профессиональной направленности и собственно выбор профессии – длительный и сложный процесс, в котором можно выделить определённые стадии. Эти стадии во многом определяются особенностями возрастного развития человека.

Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентация на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Наблюдается своего рода профессиональная индукция. Вторая важная особенность детей этого возраста – ориентация на достижение успеха в учебной деятельности.

По мнению Н. С. Пряжникова, А. А. Реана, подростковый возраст – один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям [4, с. 15].

Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (лётчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин», обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образец «настоящих взрослых». Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению.

По утверждению Л. М. Митиной, в 14– 15 лет профессиональные намерения подростков диффузны, неопределённы. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем для них зачастую невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии – осознания собственного «Я». Самоанализ становится психологической основой профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы.

Н. Н. Зеер считает, что психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремлённые в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии [1, с. 112]. Мальчики преимущественно хотят стать милиционерами, военными, юристами, космонавтами, а девочки – учителями, танцовщицами, певицами, врачами. Причём отмечается явная ориентациях их на профессии родителей, что обычно выясняется в ходе беседы.

 

3. Особенности  профессионального самоопределения  на разных этапах возрастного  развития ребенка (дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый  возраст, старший школьный возраст).

Периодизация развития человека как субъекта труда. (По Е.А. Климову)

http://www.tsput.ru/res/psi/psyorient/pp.files/pp01.gif

 

Список литературы.

1. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2006. 336 с.

2. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2008. 320 с.

3. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / под ред. Л. М. Митиной. 2-е изд., испр. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Флинта, 2003. 184 с.

4. Психология подростка / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм ЕВРО–ЗНАК, 2008. 504 с.

5. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М.: Академия, 2005. 128 с.

 

 

 


Информация о работе Возрастная динамика профессионального самоопределения