Возрастная физиология и психофизиология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

К моменту рождения организм ребенка еще очень далек от зрелого состояния. Человеческий детеныш рождается маленьким, беспомощным, он не может выжить без ухода и заботы взрослых. Необходимо много времени, чтобы он вырос и стал полноценным зрелым организмом.
Развитие многоклеточного организма (а организм человека состоит из нескольких миллиардов клеток) начинается в момент оплодотворения. Весь жизненный цикл организма — от зачатия до смерти — называется индивидуальное развитие, или онтогенез.

Содержание работы

1. Объяснение понятий «онтогенез», «рост», «развитие», «возрастная норма».………………………………………………………………………………3
2. Примеры сенситивных и критических периодов в физиологическом развитии человека.…………………………………………………………………………….4
3. Краткая характеристика подросткового возраста с точки зрения возрастной физиологии и психофизиологии…………………………………………………..5
4. Краткая характеристика юношеского возраста с точки зрения возрастной физиологии и психофизиологии…………………………………………………..8

Файлы: 1 файл

ФИЗИОЛОГИЯ №2.docx

— 41.90 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

 

Северо-Западный профессионально-педагогический институт

 

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО  ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Выполнила: студентка 2-пз-43

                                                            Петрова Юлия  Григорьевна

 

                            Проверила: доцент кафедры ПППО           

                                                                                            Васильева Елена Андреевна

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

  1. Объяснение понятий «онтогенез», «рост», «развитие», «возрастная норма».………………………………………………………………………………3
  2. Примеры сенситивных и критических периодов в физиологическом развитии человека.…………………………………………………………………………….4
  3. Краткая характеристика подросткового возраста с точки зрения возрастной физиологии и психофизиологии…………………………………………………..5
  4. Краткая характеристика юношеского возраста с точки зрения возрастной физиологии и психофизиологии…………………………………………………..8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Онтогенез. Рост. Развитие. Возрастная норма.

 

К моменту  рождения организм ребенка еще очень  далек от зрелого состояния. Человеческий детеныш рождается маленьким, беспомощным, он не может выжить без ухода и  заботы взрослых. Необходимо много  времени, чтобы он вырос и стал полноценным зрелым организмом.

Развитие  многоклеточного организма (а организм человека состоит из нескольких миллиардов клеток) начинается в момент оплодотворения. Весь жизненный цикл организма — от зачатия до смерти — называется индивидуальное развитие, или онтогенез.

            Рост и развитие обычно употребляются  как понятия тождественные, неразрывно  связанные между собой. Между  тем биологическая природа этих  процессов различна, различны их  механизмы и последствия.

Рост — это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению, проще говоря, количественный показатель изменений в организме.

Развитие — это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцированных процессов (увеличения разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма.

Взаимосвязь роста и развития проявляется, в  частности, в том, что определенные стадии развития могут наступать  только при достижении определенных размеров тела. Так, половое созревание у девочек может наступить  только тогда, когда масса тела достигнет  определенной величины (для представителей европейской расы это около 48 кг). Активные ростовые процессы также не могут продолжаться на одной и той же стадии развития бесконечно.

          В ходе онтогенеза по мере  совершенствования центральных  механизмов регуляции и контроля  возрастает пластичность динамического  взаимодействия элементов системы;  избирательные функциональные констелляции  формируются в соответствии с  конкретной ситуацией и поставленной  задачей (Фарбер, Дубровинская). Это  обусловливает совершенствование  адаптивных реакций развивающегося  организма в процессе усложнения  его контактов с внешней средой  и приспособительный характер  функционирования на каждом этапе  онтогенеза.

Необходимость конкретной характеристики отдельных  этапов развития, учитывающей оба  эти фактора, ставит вопрос о том, что рассматривать в качестве возрастной нормы для каждого  из этапов.

В течение  длительного времени возрастная норма рассматривалась как совокупность среднестатистических параметров, характеризующих морфофункциональные особенности организма. Такое представление о норме уходит своими корнями в те времена, когда практические потребности определяли необходимость выделить некоторые средние стандарты, позволяющие выявить отклонения развития. Несомненно, что на определенном этапе развития биологии и медицины подобный подход сыграл прогрессивную роль, позволив определить среднестатистические параметры морфофункциональных особенностей развивающегося организма; да и в настоящее время он позволяет решать ряд практических задач (например, при исчислении стандартов физического развития, нормировании воздействия факторов внешней среды и т.п.). Однако такое представление о возрастной норме, абсолютизирующее количественную оценку морфофункциональной зрелости организма на разных этапах онтогенеза, не отражает сущности возрастных преобразований, определяющих адаптивную направленность развития организма и его взаимоотношений с внешней средой. Совершенно очевидно, что если качественная специфика функционирования физиологических систем на отдельных этапах развития остается неучтенной, то понятие возрастной нормы теряет свое содержание, оно перестает отражать реальные функциональные возможности организма в определенные возрастные периоды.

Представление об адаптивном характере  индивидуального развития привело  к необходимости пересмотра понятия  возрастной нормы как совокупности среднестатистических морфологических  и физиологических параметров. Было высказано положение, согласно которому возрастную норму следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды (Козлов, Фарбер).

 

 

2. Примеры сенситивных и критических  периодов в физиологическом развитии  человека.

 

К проблеме возрастной периодизации непосредственно  примыкает задача выявления сенситивных и критических периодов развития. Уже достаточно хорошо известно, что некоторые свойства организма особенно зависимы от внешних воздействий на определенных этапах своего формирования. Ясно, сколь большое значение эта информация может иметь для педагогов. Поэтому выявление такого рода сенситивных, т.е. наиболее чувствительных к внешнему воздействию, периодов — весьма важная задача физиологии развития.

Адаптивный  характер развития организма определяет необходимость учета в возрастной периодизации не только особенностей морфофункционального развития физиологических  систем организма, но и их специфической  чувствительности к различным внешним  воздействиям. Физиологическими и психологическими исследованиями показано, что чувствительность к внешним воздействиям носит  избирательный характер на разных этапах онтогенеза. Это легло в основу представления о сенситивных периодах как периодах наибольшей чувствительности к воздействию факторов среды.

Выявление и учет сенситивных периодов развития функций организма является непременным  условием создания благоприятных адекватных условий эффективного обучения и  сохранения здоровья ребенка. Высокая  подверженность определенных функций  влиянию факторов среды должна быть, с одной стороны, использована для  эффективного целенаправленного воздействия  на эти функции, способствующего  их прогрессивному развитию, а с  другой стороны, влияние негативных внешнесредовых факторов должно контролироваться, ибо может привести к нарушению развития организма.

Следует подчеркнуть, что онтогенетическое развитие сочетает периоды эволюционного (постепенного) морфофункционального созревания и периоды революционных, переломных скачков развития, которые  могут быть связаны как с внутренними (биологическими), так и с внешними (социальными) факторами развития.

Важным  и требующим специального внимания является вопрос о критических периодах развития. В эволюционной биологии принято считать критическим  периодом этап раннего постнатального развития, характеризующийся интенсивностью морфофункционального созревания, когда  из-за отсутствия средовых воздействий  функция может не сформироваться. Например, при отсутствии определенных зрительных стимулов в раннем онтогенезе восприятие их в дальнейшем не формируется, то же относится к речевой функции.

В процессе дальнейшего развития критические  периоды могут возникать как  результат резкой смены социально-средовых факторов и их взаимодействия с процессом  внутреннего морфофункционального развития. Таким периодом является возраст начала обучения, когда качественные перестройки морфофункционального созревания базовых мозговых процессов  приходятся на период резкой смены  социальных условий.

Таким образом, можно полагать, что критические периоды развития обусловлены как интенсивным морфофункциональным преобразованием основных физиологических систем и целостного организма, так и спецификой усложняющегося взаимодействия внутренних (биологических) и социально-психологических факторов развития.

При рассмотрении вопросов возрастной периодизации необходимо иметь в виду, что границы этапов развития весьма условны. Они зависят  от конкретных этнических, климатических, социальных и других факторов. Кроме  того, «актуальный» физиологический  возраст часто не совпадает с  календарным (паспортным) в связи с различиями темпов созревания и условий развития организмов разных людей. Отсюда следует, что при изучении функциональных и адаптивных возможностей детей разного возраста необходимо обращать внимание на оценку индивидуальных показателей зрелости. Только при сочетании возрастного и индивидуального подхода к изучению особенностей функционирования ребенка можно разработать адекватные гигиенические и педагогические меры, обеспечивающие сохранение здоровья и прогрессивное развитие организма и личности ребенка.

    1. Например в 5-6 лет- пример сенситивного периода для развития спортивных функций.
    2. Примерами критических моментов в жизни человека могут служить следующие периоды:
      • 0-1 месяц -самый критический период. После сосотояния невесомости в утробе матери ребенок делает первый вдох (болезненный), первый крик.
      • Пубертат (подростковый период) –период перестройки организма.
      • Климакс- возрастная перестройка мужского и женского организма.

 

 

 

    1. Краткая характеристика подросткового возраста с точки зрения возрастной физиологии и психофизиологии

 

 

Пубертатный период — начало полового созревания — характеризуется резким повышением активности центрального звена эндокринной системы (гипоталамуса), что приводит к резкому же изменению взаимодействия подкорковых структур и коры больших полушарий, результатом чего является значительное снижение эффективности центральных регуляторных механизмов, в том числе определяющих произвольную регуляцию и саморегуляцию. Кроме того, повышаются социальные требования к подросткам, возрастает их самооценка. Это приводит к несоответствию социально-психологических факторов и функциональных возможностей организма, следствием чего могут явиться отклонения в здоровье и поведенческая дезадаптация.

          Специфика этого этапа развития, в частности подросткового возраста, в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором — половым созреванием. Процесс полового созревания, в особенности его начальный период, сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем, включая центральную нервную систему.

Начало  полового созревания — II стадия — приходится у девочек и мальчиков на разный календарный возраст: у девочек это 11—12 лет, у большинства мальчиков 12—13 лет.

 

Представленность стадий полового созревания у мальчиков и девочек 7—17 лет (в %)

Возраст, годы

Мальчики 

Девочки

 

I

II

III

IV-V

I

II

III

IV-V

7

100

_

__

___

_

_

 

 

8

100

99

1

__

9

100

90

10

10

98

2

67

32

1

 

 

11

44

6

39

51

8

2

12

71

25

4

10

42

28

20

13

33

35

26

6

1

12

38

49

14

9

27

44

20

4

17

79

15

2

7

36

55

 

 

1

11

88

16

1

14

85

100

17

4

96

100

Информация о работе Возрастная физиология и психофизиология