Возрастная физиология и психофизиология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:48, реферат

Описание работы

Физиология- наука о функциях, т.е. деятельности органов, их систем и организма в целом. Она изучает законы, лежащие в основе жизненных процессов организма, (слово “ физиология” с греческого природа и учение, наука).
• Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии.

Содержание работы

1.Введение в предмет
2.Организм как целое
3.Понятие о росте и развитии
4. Психофизиологические функции

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 28.70 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Социальный менеджмент»

Реферат на тему «Возрастная физиология и психофизиология»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса, заочной формы обучения, специальность - 051000.62 «(Сервис, Парикмахерское дело)» 

Новикова Нина Юрьевна

 

Проверил(а):____________________


 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013г.

Содержание

 

1.Введение в предмет

2.Организм как целое

3.Понятие о росте и  развитии

4. Психофизиологические функции 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Физиология- наука о функциях, т.е. деятельности органов, их систем и  организма в целом. Она изучает законы, лежащие в основе жизненных процессов организма, (слово “ физиология” с греческого природа и учение, наука). 
• Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии. 
Она изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза (греческой существо, особь; развитие, происхождение; индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворения яйцеклетки до смерти), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе. 
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

 

2.Организм как целое 
Организм человека представляет собой сложнейшую систему иерархически (соподчинено) организованных подсистем и системно объединенных общностью строения и выполняемой функцией. 
Элементом является клетка. В организме человека более 100 триллионов клеток. Клетки представляют собой микросистему, отличающуюся сложной структурно-функциональной организацией и многосторонним взаимодействием с другими клетками. 
Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань. 
• Ткани образуют органы. Органы занимает в теле постоянное положение, имеют особое строение и выполняют определенную функцию. Так, сердце играет роль насоса и обеспечивает поступление крови во все органы и ткани; почки осуществляют выделение конечных продуктов обмена веществ; легкие осуществляют газообмен организма с внешней средой, обеспечивая организм кислородом и т.д. Орган состоит из нескольких видов тканей, но одна из них всегда преобладает и определяет его главную ведущую функцию. 
• Органы, совместно выполняющие определенную функцию, образуют систему органов. Например, слюнная железа, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник объединены в систему пищеварения, сердце и сосуды – в систему кровообращения. 
• Деятельность всех структур организма, начиная с клетки и кончая системой органов, согласованна и подчинена единому целому. Каждая структурная единица вносит свой вклад в функционирование организма, но организм – не сумма отдельных структур, а единое целое и как целое приобретает свои особые свойства. Осуществляет свою жизнедеятельность и взаимодействует со средой. 
• Функции целостного организма осуществляются только при тесном взаимодействии со средой. Организм реагирует на среду и использует её факторы для своего существования и развития. 
• Способность сохранять постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды называется гомеостазом. Это постоянство поддерживается непрерывной работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и др., выделением в кровь биологически активных химических веществ, обеспечивающих взаимодействие клеток и органов. 
• В организме непрерывно происходят процессы саморегуляции физиологических функций, создающие необходимые для существования организма условия. 
• Гуморальная регуляция - один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в осуществляемой через жидкие среды организма /кровь, лимфу, тканевую жидкость/ с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами. 
• Первостепенную роль играет нервная регуляция, которая осуществляется нервной системой. Нервная система объединяет и связывает все клетки и органы в единое целое, меняет и регулирует их деятельность, осуществляет связь организма с окружающей средой. Центральная нервная система и её ведущий отдел – кора больших полушарий головного мозга, весьма тонко и точно воспринимая изменения окружающей среды, а также внутреннего состояния организма, своей деятельностью обеспечивают развитие и приспособление организма к постоянно меняющийся условиям существования.

 

3.Понятие о росте и  развитии 
Процессы роста и развития являются, общебиологическими свойствами живой материй. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки предоставляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно. Разница - между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и качественным изменениям. 
Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем, 
Развитие включает в себя три основных фактора: 
• рост, 
• дифференцировку органов и тканей, 
• формобразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм.) 
Основные закономерности роста и развития: 
• непрерывность 
• -неравномерность (изменчивость) 
• -гетерохронность 
• -индивидуальный темп развития /учет индивидуальных и возрастных особенностей развития. 
На основании богатейшего фактического материала возрастной морфологии и физиологии, являющейся естественнонаучной базой физиологии и гигиены детей и подростков, установлены закономерности роста и развития детского организма. Эти закономерности относятся как к организму в целом, так и к развитию его отдельных органов и тканей. 
Чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нём процессы роста и развития. 
• Особенностью современного поколения является гетерохронное развитие. 
• Гетерохронность – неравномерность развития психических функций человека на протяжении всей жизни. Например, в период ранней взрослости (18-21 год) уровень одних функций повышается (объем поля зрения, глазомер, константность опознания, дифференцированное узнавание, пространственное представление, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная память), уровень третьих остается стабильным (наблюдательность). После 30-35 лет отмечается постепенное снижение невербальных функций, что касается вербальных, то они именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня после 40-45 лет. 
Гетерохронность проявляется в трех видах: 
• а) Ретардация - процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками. 
• б) Средний темп развития. 
• в) Акселерация - процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками. 
• Акселерация (от лат. acseleratio — ускорение) — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности. 
Возрастная периодизация. Периоды развития организма. 
• В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обуславливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными изменениями и перестройками функционирования организма 
• Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка. 
• Периодизация включает в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период. 
• Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются прежде всего социальными факторами. 
• Хронологический («паспортный») возраст характеризует период времени от момента рождения организма до настоящего или любого другого момента и имеет чёткие градации во времени – день, месяц, год. 
• Возраст как биологическое понятие («биологический возраст») – это характеристика жизни организма, отражающая его рост, развитие, созревание и старение, т.е. его биологическую эволюцию. Он определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма, т. е. совокупностью морфо-функциональных показателей организма, свойственных определённому этапу его онтогенетического развития. Биологический возраст может соответствовать или не соответствовать паспортному, отставая или опережая его.

Здоровье определяется также  как состояние полного физического, морального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и  физических дефектов

 
Одним из важнейших показателей  здоровья растущего организма является физическое развитие.

Под физическим развитием  ребенка понимается степень развития морфо-функциональных признаков, которые, с одной стороны, определяют запас его физических сил, а с другой стороны, являются критерием нормальности процесса роста и формирования организма ребенка в каждом конкретном возрасте. Физическое развитие подчиняется общебиологическим законам, а также действию социально-экономических, медико-биологических и экологических факторов. 
По данным большинства исследователей, в настоящее время в России в физическом развитии детей и подростков отмечаются следующие тенденции: 
- завершение акселерации роста и развития; 
- увеличение числа детей с низким ростом и дефицитом массы тела, отставанием в биологическом развитии; 
- уменьшение широтных и обхватных размеров тела и функциональных показателей. 
Выделяют пять групп здоровья детского населения 
В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

4. Психофизиологические функции 

Основы  психофизиологического развития и  образ жизни ребенка в различные  возрастные периоды 
Организм ребенка непрерывно растет и развивается. В различные периоды его жизни происходят значительные анатомо-функциональные изменения различных систем организма. 
Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство и характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. 
Развитие отдельных органов и систем происходит не изолированно, а во взаимном влиянии, обеспечиваемом координирующей ролью двигательной активности ребенка. 
Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период. В постнатальном развитии человека до наступления взрослого возраста выделяют три критических периода: 
1. Возраст от 2 до 3,5 лет, когда ребенок начинает активно двигаться, происходит формирование речи, сознания, совершенствование и продолжение формирования условно-рефлекторной деятельности, ориентирования и исследовательской деятельности. Особенно ранима нервная система, ее перенапряжение приводит к нарушению психического развития и появлению психических заболеваний. В этот период онтогенеза для родителей и воспитателей важно принять все возможные меры по предупреждению детского травматизма; 
2. Возраст 6 – 8 лет (начало школьного обучения), когда меняется образ жизни, идет адаптация к школьному режиму, появляются новые обязанности, падает двигательная активность; 
3. В 11 – 15 лет происходят изменения гормонального баланса, связанные с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. В этот период возникает риск возникновения многих нарушений в состоянии здоровья подростка. 
Новорожденность (до 10 дней). Существенной особенностью этого периода является адаптация организма к новым условиям существования. Ребенок рождается с жизненно важными безусловными рефлексами. Температура тела неустойчива. Ребенок лучше развивается, если его для первого кормления поднесли к груди матери через 15 – 20 минут после рождения, так как в молозиве содержится много биологически активных веществ, стимулирующих его иммунитет. Кроме того, в этом случае в грудных железах матери быстрее появляется молоко, а ранний контакт ребенка с матерью по механизму импринтинга формирует в мозгу след, благоприятный для процессов адаптации в окружающем мире. С самого момента рождения ограничения движений ребенка должны быть минимальными, так как двигательная активность положительно влияет на все физиологические системы. 
Грудной период (до 1 года) исключительно важен в эффективности полноценного развертывания генетической программы человека. В этом отношении особое значение имеет правильно организованный образ жизни грудничка, включающий:

1.Грудное  вскармливание молоком матери. Ценность  такого молока для ребенка  определяется не только его  пластической и энергетической  ценностью, но прежде всего  тем, что оно в генетическом  плане полностью соответствует  особенностям организма данного  ребенка. Кроме того, оно содержит  биологически активные вещества, стимулирующие иммунитет и жизнедеятельность  ребенка. Показательно поэтому,  что к шести месяцам грудной  ребенок удваивает массу тела, бывшую при рождении, хотя подсчеты  показывают, что содержащихся в  потребленном им материнском  молоке веществ достаточно лишь  для возрастания массы на 50 –  60%. Поэтому особенно важен здоровый  образ жизни кормящей матери, позволяющий ребенку получать  полноценное питание. В свою  очередь, последнее обеспечивает  организм ребенка не только  полноценным энергетическим материалом, но и необходимыми для активно  формирующихся органов и тканей  веществами. 
2. Двигательная активность грудного ребенка важна во многих отношениях. Прежде всего, она обеспечивает термостабильность и своевременное становление двигательных функций. Основным условием организации двигательной активности грудного ребенка является свобода движений, то есть возможность для ребенка в каждый данный момент выполнять те движения, к которым он сейчас готов. 
3. Психический комфорт предполагает целый ряд условий, в числе которых: 
– единство требований к ребенку со стороны родителей; 
– достаточное информационное обеспечение, включающее речевое общение, двигательную активность и др.; 
– положительно окрашенная эмоциональная обстановка; 
– поддержание стремления ребенка к самостоятельности. 
Раннее детство (1 – 3 года). Интенсивно развиваются системы организма. Окончательно складывается соотношение тонуса ядер симпатической и парасимпатической вегетативных нервных систем. За второй год жизни ребенок вырастает на 10 – 12 см, а за третий – еще примерно на 7 см. Формируются изгибы позвоночника. Бурно развиваются механизмы речи, которые связаны со сложным развитием корковых зон речи. В образе жизни ребенка возраста раннего детства важно обеспечение всех его компонентов. При этом по-прежнему особую роль играет полноценная двигательная активность, через которую ребенок в значительной степени познает мир. Игра, закаливание, гимнастика, массаж, прогулки обеспечивают ребенку нормальное физическое развитие. Недопустимо перекармливание ребенка, и лучшим способом регулирования его питания является следование рекомендациям Б. Спока: «Не перекармливайте ребенка – он съест столько, сколько ему надо!» Важно лишь обеспечить ребенку рацион, включающий максимум натуральных пищевых веществ, и не злоупотреблять сладостями, солью и выпечкой. 
В обеспечении психического здоровья важны два обстоятельства. Во-первых, поддерживать в ребенке его стремление к самостоятельности и к инициативе. Во-вторых, основываясь на дидактическом принципе сознательности и активности, следует пояснять ребенку (на уровне доступных ему понятий) свои действия и требования и не отмахиваться от его вопросов. 
Первое детство (4 – 7 лет). Происходит замедление темпов роста до 4 – 6 см в год, заканчивается структурное формирование головного мозга. Повышается координация движений. Позвоночник гибок и податлив к формированию осанки, поэтому нарушение гигиенических требований может привести к необратимой деформации. Мышцы обладают низкой выносливостью и не способны к силовым напряжениям. 
Для физического развития детей, совершенствования их дыхательной и сердечно-сосудистой систем, закаливания организма, формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений полезны занятия плаванием. 
Второе детство (8 – 11 девочки, 8 – 12 мальчики) связано с периодом обучения в школе, что требует определенного уровня физиологического и психического развития, обеспечивающего безболезненную адаптацию ребенка к режиму школы и возможность усвоения учебных программ. В этих условиях решающим показателем, определяющим возможность обучения, служит не паспортный возраст, а степень функциональной готовности ребенка к требованиям школы. 
Продолжается окостенение скелета, идет интенсивное развитие мышц рук. Скелет эластичен и гибок при слабости глубоких мышц спины, что может привести к нарушению осанки. Поэтому движения должны быть разнообразными, без значительных статических нагрузок. Благодаря усилению процессов внутреннего торможения и концентрации корковых процессов дети становятся более сосредоточенными, внимательными и дисциплинированными. Однако эмоциональные, умственные и физические перегрузки приводят к снижению надежности организма, развитию неврозов и других нарушений здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. http://bspu.ru/course/27692 -Учебный курс
  2. Агаджанян Н.А Власова И.Г Ермакова Н.В Торшин В.И. Основы физиологии человека. Изд 2-е. (под ред. Агаджаняна Н.А.) – М.: изд-во РУДН, 2004. 

Информация о работе Возрастная физиология и психофизиология