Возрастная периодизация психического развития. Теории периодизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:22, реферат

Описание работы

Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды поразному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии.

Файлы: 1 файл

9. Возрастная периодизация психичнского развития. Теории периодизации.docx

— 29.98 Кб (Скачать файл)

Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды поразному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии.

Л. С. Выготский выделял  три группы периодизаций.

1. Для первой  группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

Представитель преформизма К. Бюлер считал, что стадии развития ребенка - это инстинкт, дрессура, интеллект.

В периодизации Рене Заззо системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства.

0-3 года раннее детство

3-5 лет дошкольный возраст

6-12 лет начальное школьное  образование

12-16 лет обучение в средней  школе

17 и старше высшее или  университетское образование

П. П. Блонский предлагал по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство-до 2,5лет, молочнозубое (2,5-6,5) и период постоянных зубов(6,5 и до появление зубов мудрости).

2. Для второй  группы характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия.

Фрейд разделял развитие личности на этапы в соответствии с эрогенной зоной, которая становится главенствующей в определенный период. Такая классификация основывалась на мнении Фрейда, что каждый человек рождается с уже определенным уровнем либидо, которое развивается вместе с личностью в определенном, присущим всем людям, порядке. Фрейд выделили таким образом четыре стадии: 
Оральная стадия (от рождения до 18 месяцев) Ребенок полностью зависит от родителей. И так как основными желаниями ребенка является еда и сон, то рот - его основной источник получения удовольствия, удовлетворения потребностей. Когда ребенка перестают кормить грудью, оральная фаза заканчивается, тем не менее, по мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении все жизни. Исходя из этого, Фрейд выделил два типа личности: орально-пассивный - доверчивая, оптимистичная личность, которая нуждается в "материнской" опеке; орально-агрессивный - пессимистичная, циничная личность, стремящаяся к спорам и конфликтам, такая личность стремиться командовать людьми, использовать их в своих интересах. 
Анальная стадия (от 18 месяцев до 3 лет жизни) в этом возрасте ребенок начинает учиться управлять своим телом. По утверждению Фрейда, ребенок получает большое удовольствие от процесса дефекации, так как это единственное, что на данный момент зависит только от него и родители не могут на это повлиять. На этой стадии начинается приучение ребенка к туалету, и ограничение требований "Ида" социальными требованиями. То есть, именно на этом этапе развития начинают развитие самоконтроль и саморегуляция. 
На основе анальной стадии различаются такие типы личности, как анально-удерживающий (упрямая, педантичная личность) и анально-выталкивающий (склонная к разрушению, жестокая личность). Такие типы личности могут развиться на основе неправильного приучения ребенка к туалету - например, если ребенка ругают за несвоевременную дефекацию. Чтобы обеспечить нормальное развитие творческой личности, необходимо хвалить детей за регулярные походы в туалета. 
Фаллическая стадия (от трех до шести лет). Ребенок начинает изучать себя, в первую очередь, свои гениталии. Именно в это время дети начинают интересоваться вопросами деторождения, секса, могут пробовать мастурбировать, исследовать свои половые органы. Фрейд утверждал, что уже в этом возрасте дети имеют свои собственные представления о половом акте. Зачастую дети воспринимают его, как агрессию отца, направленную на мать. Именно на этой стадии дети стыкаются с такой проблемой как Эдипов комплекс и комплекс Электры. Проблемой для будущего развития личности может стать фиксация на фаллической стадии. Если развитие мужчины остановилось на этом этапе, он развивается в дерзкую, хвастливую, стремящуюся к успеху личность. Взрослые женщины с такой фиксацией склонны к флирту, беспорядочным половым связям.  
Латентный период (6-7 лет). По мнению Фрейда, на этом этапе сексуальность личности затихает. Этот период изучался Фрейдом меньше всех остальных. 
Генитальная стадия (от зрелости до смерти) в организме человека происходят изменения - он созревает для ведения половой жизни. Этим объясняется повышенная подростковая сексуальность, возбудимость. Теперь человек может удовлетворить свои сексуальные потребности. При нормальном развитии, это ведет к выбору постоянного партнера и созданию семьи.  
Личность, достигшая генитального характера способна контролировать свои действия. По утверждению Фрейда, достичь этой стадии можно только отказавшись от пассивности, характерной детям.

Периодизация Л. Колберга основана на изучении уровня морального развития: Развитие личности в подростковом возрасте Л. Колберг связывал с своением морали, он выделил три главных уровня моральных суждений:

1) доморальный, когда дети ориентируются не на этические принципы, а на возможное поощрение и наказание, - доподростковый уровень;

2) уровень ≪конвенциальной морали≫, когда ребеноследует тому, что ожидается и одобряется окружающими, этот уровень преобладает в 10-13 лет;

3) уровень ≪автономной морали≫, т. е. самостоятельно выработанных моральных принципов. Данный уровень развивается лишь в 13-16 лет, но и к концу подросткового возраста он присущ только 10 % детей

В периодизации Э. Эриксона выделяются восемь стадий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов.

Стадия

Возраст

Кризис

Сильная сторона

1

Орально-сенсорная

до 1года

Базальное доверие  — базальное недоверие

Надежда

2

Мышечно-анальная

1-3 года

Автономия  — стыд и сомнение

Сила воли

3

Локомоторно-генитальная

3-6 лет

Инициативность — вина

Цель

4

Латентная

6-12 лет

Трудолюбие — неполноценность

Компетентность

5

Подростковая

12-19 лет

Эго-идентичность — ролевое  смешение

Верность

6

Ранняя зрелость

20-25 лет

Интимность — изоляция

Любовь

7

Средняя зрелость

26-64 года

Продуктивность — застой

Забота

8

Поздняя зрелость

65- смерть

Эго-интеграция — отчаяние

Мудрость


 Ж. Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей.

3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков.

К таким периодизациям  можно отнести периодизацию В. И. Слободчикова,

Стадии развития

субъектности

Период становления событийности

Период становления самобытности

Кризисы  
рождения

Стадии принятия

Кризисы 
развития

Стадии освоения

I. Оживление

Родовой кризис

-2 мес.– +3 мес.

Новорожденность

0,5–4 мес.

Кризис новорожденности

3,5–7 мес.

Младенчество

6–12 мес.


II. Одушевление

Кризис  
младенчества

11–18 мес.

Раннее детство   1,5–3,0 года

Кризис раннего детства

2,5–3,5 года

Дошкольное детство

3–6,5 лет

III. Персонализация

Кризис детства 5,5 – 7,5 лет

Отрочество

6,5 – 11,5 лет

Кризис отрочества

11 – 14 лет

Юность

13 – 18 лет

IV. Индивидуализация

Кризис юности 17 – 21 год

Молодость

19 – 28 лет

Кризис молодости

27 – 33 года

Взрослость

32 – 42 года

V. Универсализация.

Кризис взрослости

39 – 45 лет

Зрелость

44 – 60 лет

Кризис зрелости    55 – 65 лет

Старость

62 –

 

Кризис индивидуальной жизни

     

Л. С. Выготского: 

 

Возраст

Стабильный период развития

Критический период

0–2 мес.

 

Кризис новорожденности

2 мес. – 1 год

Младенческий возраст

Кризис 1 года

1–3 года

Раннее детство

Кризис 3 лет

3–7 лет

Дошкольное детство

Кризис 7 лет

7–13 лет

Школьный возраст

Кризис 13 лет

13–17 лет

Пубертатный возраст

Кризис 17 лет


 

 

Д. Б. Эльконина. 

 

Возраст

Эпоха

Период

Ведущая деятельность

Тип отношений

0–1 год

Раннее детство

Младенчество

Непосредственно-эмоциональное  общение

Человек – человек

1–3 года

Раннее  
детство

Предметно-манипулятивная деятельность

Человек – предмет

3–7 лет

Детство

Дошкольное

Сюжетно-ролевая игра

Человек – человек

7–11 лет

Младшее школьное

Учебная деятельность

Человек – предмет

11–13 лет

Подростничество

Младшее

Интимно-личностное общение

Человек – человек

13–15 лет

Старшее

Учебно-профессиональная деятельность

Человек – предмет


 

Все эти и другие попытки  классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей. Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.


Информация о работе Возрастная периодизация психического развития. Теории периодизации