Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

В данном пособии мы будем использовать понятия возрастная психология и психология развития как равнозначные. Психология развития и возрастная психология – это серьезная, академическая наука. Как и всякая наука имеет свой предмет, методы, методики изучения, свои научные понятия. Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Файлы: 1 файл

контрольная возрастная.docx

— 22.58 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ФГБОУ ВПО  «Новосибирский государственный педагогический университет»

Факультет психологии

Кафедра общей  психологии и истории психологии

 

Специальность: 030301

Курс: 2

Группа: 22

Контрольная работа

 

Фадеенко Анастасия Павловна

 

                                        

          Проверил преподаватель кафедры  ОП и ИП:

                             Петровская Татьяна Юрьевна                                                                                                                                                  

                                                                     

 

 

 

Новосибирск

2012

1) Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия психологии развития, поскольку развитие здесь рассматривается всего лишь как функция или хронологического возраста, или возрастного периода. Психология развития представляет собой более общий и теоретический курс по сравнению с возрастной и детской психологией, своего рода их методологическую базу. В центре внимания этой дисциплины находятся содержание и разные аспекты применения в психологии принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем материалом, на основании анализа которого выводятся общие закономерности становления психики. Поэтому, строго говоря, возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы. В данном пособии мы будем использовать понятия возрастная психология и психология развития как равнозначные. Психология развития и возрастная психология – это серьезная, академическая наука. Как и всякая наука имеет свой предмет, методы, методики изучения, свои научные понятия. Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Раскрывает  психологическое содержание последовательности этапов онтогенеза, возрастную динамику психических процессов.

Возрастная  психология рассматривает изменения  в темпе, содержании, доминирующих факторах, влияющих на развитие психики в течение  всей жизни, большое значение придается  сравнению закономерностей развития в разные периоды онтогенеза. Возрастная психология изучает также механизмы, помогающие как в приобретении нового, в развитии, сохранении приобретенных  знаний и умений в период снижения темпа развития инволюции, в старости.

 

2) Физическое развитие ребенка, совершенствование его познавательных процессов, личности и поведения нельзя рассматривать как отдельные, независимые друг от друга процессы. Они являются взаимосвязанными сторонами общего процесса развития человека. Первую линию изменений, представляющих физиологическое созревание организма, характеризуют возрастные преобразования, связанные с увеличением роста, веса тела, биохимическими сдвигами и изменениями в работе гормональной системы и др. 
Психическое развитие связано прежде всего с процессом формирования таких психических функций, как восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение, и изменением межфункциональных связей между ними на разных возрастных этапах. Кроме того, психическое развитие характеризует совершенствование психомоторных функций, способности к саморегуляции и управлению собственным поведением и деятельностью. Общая линия совершенствования психических функций характеризуется повышением их произвольности, продуктивности и устойчивости. Качественное развитие психики происходит за счет формирования так называемых  функциональных органов – системы приобретенных связей между нервными центрами при их многократном взаимодействии в ходе закрепления навыков. Эти связи устанавливаются внутри наследственно заданной системы фиксированных связей.  
Личностное развитие характеризуют такие преобразования, которые прежде всего обусловлены включенностью человека в систему разнообразных социальных связей и межличностных отношений. Качественным изменениям здесь подвергаются характер, мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, самосознание и мировоззрение и т. д. 
Источником развития человека является социальная среда. Для обозначения качественного своеобразия системы связей ребенка с социальной средой на каждом возрастном этапе его развития                   Л.С. Выготским было введено понятие «социальная ситуация развития». Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований. Это взаимодействие происходит в рамках различных видов общения и деятельности. На каждом возрастном этапе те или иные виды деятельности и типы общения являются ведущими и в большей степени, чем остальные, определяют эффективность развития познавательных процессов и черт личности ребенка. 
Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование (личностное качество, качественно иной уровень сформированности психической функции), имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии. Личностное качество – системное образование, представляющее собой устойчивый мотив вместе с привычными формами его реализации. 

3) Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития считается общепринятой в современной возрастной психологии.

По мнению Л.С. Выготского, гипотеза Д . Б . Эльконина связана, со стремлением перейти от «чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития ».

Для создания новой возрастной периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконин взял за основу идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, но исходил и из собственных заключений:

Возрастное  развитие - это общее изменение  личности, формирование нового плана  отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения  и ценностных установок

Развитие - это  диалектический процесс, определяемый внутренними противоречиями, целенаправленный, неравномерный, имеющий на своем  пути определенные критические периоды.

Природу детства  следует рассматривать в ее конкретно-историческом понимании.

В основе периодизации лежат закономерности развития деятельности и растущего человека.

Таким образом, вся психическая деятельность человека была рассмотрена ученым как процесс  непрерывной смены деятельности, в которой выделяются ведущая  деятельность, новообразования и  кризисы данного возраста.

Д.Б. Эльконин внес огромный вклад в развитие отечественной психологической науки. В своей статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971 г.) Эльконин впервые последовательно представил возраст в логике деятельностного подхода, по-новому объяснил содержание кризисов развития , открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности:

Подход этого  ученого считается общепринятым в современной возрастной психологии, а проблема периодизации навсегда останется  актуальной.

 

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина. Д.Б. Эльконин вводит деление психики на две сферы: мотивационно-потребностную (М – П) и операционно-техническую (О – Т). Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка на каждом этапе сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла), а затем – операционно-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности. Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи) онтогенеза психики: 1) период раннего детства Д.Б.Эльконин делит на две стадии – младенчество (с освоением М – П сферы) и ранний возраст (с освоением О – Т сферы); 2) период детства он делит на дошкольный (М – П) возраст и младший школьный (О – Т); 3) период отрочества делится на подростковый возраст (М – П) и раннюю юность (О – Т). Переломными точками, отделяющими один возраст от другого, Д.Б. Эльконин называл кризисами, по-новому определяя их психологическое содержание. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ребенку ориентацию в мире вещей.

4) Психика ребенка с первого момента его жизни включена в общее бытие с другими людьми. Ребенок первоначально реагирует не на отдельные ощущения, а на окружающих людей. Именно через них он воспринимает и познает окружающий мир. Младенец живет не столько среди безжизненных внешних раздражителей, сколько во внутренней, хотя и примитивной, общности с другими людьми. Взрослый для младенца — не внешняя среда, не воспринимаемый и познаваемый объект внешнего мира, а внутреннее содержание его психической жизни. Сначала младенец «живет в другом», он «слит» с ним изнутри. И лишь в дальнейшем происходит постепенное психологическое отделение его от Взрослого. Автономность, независимость и самостоятельность ребенка — результат его дальнейшего развития. Но в первые месяцы жизни он живет (воспринимает окружающий мир и себя, передвигается в пространстве, удовлетворяет свои потребности и пр.) только в своей непосредственной общности с близкими взрослыми.

Этой психологической общностью  можно объяснить склонность маленьких  детей к подражанию. Ребенок как  бы непосредственно сливается в  своей деятельности с тем, кому он подражает. Замечено, что ребенок  никогда не подражает движениям  неодушевленных предметов (например, качанию  маятника, катанию мяча и пр.). Его  подражательные действия возникают  только тогда, когда есть персональная общность между младенцем и тем, кому он подражает. Причем движения, воспроизводимые  вслед за взрослым, могут значительно  опережать собственные возможности  ребенка. В этом существенная разница  между подражанием у животных и детей. Подражание животного всегда ограничено пределами его собственных  возможностей, поэтому оно не может  научиться ничему новому через подражание. У ребенка, наоборот, с помощью  подражания возникают новые для  него действия, которые раньше никогда  не встречались в его опыте. Поэтому  маленькие дети многому учатся именно через бессознательное подражание взрослому.

5) В первую очередь начало  подросткового периода связано  с физиологическими изменениями.  И это неизбежно сказывается  на поведении и взаимодействии  с окружающими. Прежде всего,  вступают в дело физиологические  и гормональные процессы, связанные  с интенсивным созреванием организма.  Эти процессы оказывают воздействие,  как на самих подростков, так  и на родителей. Но проблемы  физиологии обостряются кризисами  из предшествующих стадий развития  ребенка. Проявление таких качеств  как отделение себя от родителей  и их опеки, во всю проявляемая  инициатива – это потребность  обрести свою собственную власть  над собственной жизнью. Появляется  конфликт, который основан на  недавнем кризисе развития 7 лет  (компетентность или неуспешность). Если в период начальной школы у ребенка сформировалось такое качество, как компетентность, ему легче адаптироваться в новых условиях, связанных с обретением власти нал собственной жизнью, так как у него довольно устойчивые интересы и стремления. Если же из этого возраста ребенок вынес «неуспешность», возникнет конфликт, связанный с адаптацией к новому состоянию подростка. Плюс ко всему вся ситуация происходит на фоне того, насколько родители и ближайшее окружение подростка готовы к тому, чтобы принять его и понять.  
  Отношения с родителями несут на себе еще один конфликт. Когда ребенок находится на ранней стадии развития, он переживает самый первый свой конфликт, в котором закладывается его доверие или недоверие к миру. Ребенок, привыкший доверять родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться. И если родители не оказывают на него лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не причиняет подростку лишних переживаний, не вызывает желание делать все наперекор. А вот если в младенчестве ребенок испытал боль, отчуждение, закладывается конфликт или базовое недоверие к миру. Такой ребенок, как правило, замкнут, необщителен, мало кому доверяет, неуверен в себе. Когда подходит пора подросткового возраста, такой ребенок часто вступает в конфликты, агрессивен и раздражителен. Договориться с ним бывает очень сложно, так как мало кто из взрослых имеет доступ к душе такого ребенка. Стремление быть независимым проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в обществе. Хотя где-то в глубине души подросток ощущает потребность в авторитете. Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов. И родители гордо произносят подобные фразы: "Если ты такой умный, не обращайся ко мне за деньгами, зарабатывай сам!" "Если ты такая взрослая, не плачься теперь и не обвиняй всех подряд. Ты ведь не слушала меня, когда я тебе говорила, что этот парень не внушает мне доверия!" Такие или подобные фразы звучат довольно часто в семье подростка. Причину подобной реакции взрослых В. Сатир видела, в частности, в том, что "…большинство родителей сами еще не до конца пережили свой подростковый возраст. И они вовсе не чувствуют себя наставниками, умудренными опытом". Многие из них, столкнувшись, в общем-то, с обыденными подростковыми проблемами своих детей, отнюдь не связанными с употреблением наркотиков, участием в криминальных группировках или ранней беременностью - разводили руками и честно признавались: "Я совершенно не представляю, что с этим делать". Для таких родителей проявление подростком здоровой и необходимой потребности в обретении контроля над собственной жизнью, является недопустимым и из ряда вон выходящим поведением. Они воспринимают действия сына или дочери как претензию на контроль и власть и над их жизнью тоже.  
  В итоге поведение подростка, которое внешне выглядит, как отрицание и обесценивание авторитетных взрослых выглядит в глазах родителей как вызов. Контекст: "Я уже могу и хочу многое решать и делать самостоятельно. Пожалуйста, дайте мне такую возможность!", читается как: "Я теперь главный! Будет так, как я скажу!" В результате в семье начинается элементарная борьба за власть. На определенное поведение подростка следует абсолютно неадекватная реакция родителей. А дальше пошла цепная реакция: бунт подростка, бунт убеждает родителей в том, что они увидели его негатив. В итоге реакция родителей непонимание того, что на самом деле хотел подросток. 


Информация о работе Возрастная психология