Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:20, доклад
Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых.
Мышление. Особенности мыслительной деятельности
младшего школьника в первые два года
обучения во многом сходны с особенностями
мышления дошкольника. У младшего школьника
ярко выражен конкретно-образный характер
мышления. Так, при решении мыслительных
задач дети опираются на реальные предметы
или их изображение. Выводы, обобщения
делаются на основе определенных фактов.
Все это проявляется и при усвоении учебного
материала. Процесс обучения стимулирует
быстрое развитие абстрактного мышления,
особенно на уроках математики, где от
действия с конкретными предметами ученик
переходит к умственным операциям с числом,
то же самое имеет место и на уроках русского
языка при усвоении слова, которое сначала
не отделяется им от обозначаемого предмета,
но постепенно само становится предметом
специального изучения.
В новых программах уделяется большое
внимание формированию научных понятий.
Предметные понятия развиваются от выделения
функциональных признаков (раскрывающих
назначение предмета) к перечислению ряда
существенных и несущественных, но ярко
выделяющихся свойств и, наконец, к выделению
существенных свойств у группы предметов.
В процессе овладения понятиями развиваются
все мыслительные операции: анализ — от
практически действенного, чувственного
к умственному, от элементарного к углубленному;
синтез — от практически действенного
к чувственному, от элементарного к широкому
и сложному.
Сравнение также имеет свои особенности. Вначале
в сравнен и и учащиеся легко выделяют
различия и труднее — сходство. Далее
постепенно выделяется и сравнивается
сходство, причем вначале яркие, броские
признаки, в том числе и существенные.
У первоклассников сравнение иногда подменяется
рядополо-жением. Сначала они перечисляют
все особенности одного предмета, потом
другого. План для последовательного сравнения
общих и различных свойств им составлять
еще трудно. Процесс сравнения требует
систематического и длительного обучения
учащихся.
Абстракция младшего школьника отличается тем, что
за существенные признаки принимаются
внешние, яркие. Дети легче абстрагируют
свойства предметов, чем связи и отношения.
Обобщение в начальных классах характеризуется
осознанием только некоторых признаков,
так как ученик еще не может проникнуть
в сущность предмета.
На основе развития мыслительных операций
развиваются и формы мышления. Вначале
учащийся, анализируя отдельные случаи
или решая какие-то задачи, не поднимается
на пути индукции до обобщений, система
отвлеченных умозаключений ему еще не
дается. Далее младший школьник при действии
с предметом в результате лично накопленного
опыта может сделать правильные индуктивные
умозаключения, но еще не может перенести
их на налогичные факты. И наконец, умозаключение
совершается им на основе знания общетеоретических
понятий.
Речь выполняет две основные функции: коммуникативную
и сигнификативную, т.е. является средством
общения и формой существования мысли.
С помощью языка и речи формируется мышление
ребенка, определяется структура его сознания.
Сама формулировка мысли в словесной форме
обеспечивает лучшее понимание объекта
познания.
Обучение языку в школе - это управляемый
процесс, и у учителя есть огромные возможности
значительно ускорить речевое развитие
учащихся за счет специальной организации
учебной деятельности. Поскольку речь
— это деятельность, то и учить речи нужно
как деятельности. Одно из существенных
отличий учебной речевой деятельности
от речевой деятельности в естественных
условиях состоит в том, что цели, мотивы,
содержание учебной речи не вытекают непосредственно
из желаний, мотивов и деятельности индивида
в широком смысле слова, а задаются искусственно.
Поэтому правильно задать тему, заинтересовать
ею, вызвать желание принять участие в
ее обсуждении, активизировать работу
школьников — одна из главных проблем
совершенствования системы развития речи.
ФИЗ. ОСОБЕННОСТИ По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11 -12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.
Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек.
Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное. Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека: 4 кг на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослогоСердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм, рт.ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минутуЗанятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.
Мышцы в младшем школьном
возрасте еще слабы, особенно мышцы
спины, и не способны длительно поддерживать
тело в правильном положении, что
приводит к нарушению осанки. Мышцы
туловища очень слабо фиксируют
позвоночник в статических
Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы. К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы "замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга", лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.).