Возрастно-психологическое
консультирование является специфической
формой психологического консультирования
и может найти применение во всех
тех случаях, когда практический
психолог оказывает помощь родителям
и детям [2]. Так, взаимодействие консультанта
с детьми и родителями имеет место
в таких направлениях психологического консультирования,
как:
- семейное психологическое консультирование;
- профориентационное консультирование;
- консультирование родителей при психолого-медико-педагогических
комиссиях Психологическое консультирование
- Теория по поводу отклонений в развитии
детей;
- психологическое консультирование в
системе здравоохранения;
- консультирование в учебных и воспитательных
учреждениях системы образования.
Но прежде чем говорить о том,
что психолог-консультант работает
в русле возрастно-психологического
консультирования, нужно с пониманием
отнестись и разобраться в
специфике данного направления.
Вопрос о специфике возрастно-психологического
подхода в консультировании можно рассматривать
с разных точек зрения. Так, можно говорить
о задачах и принципах работы, можно рассматривать
особенности методов возрастного психолога-консультанта,
можно провести анализ специфики функций
возрастно-психологического консультирования.
Основа специфики возрастно-психологического
консультирования лежит в необходимости
применения системного анализа явлений
детского развития, в обязательности учета
специфики возрастных закономерностей
для решения любых проблем, касающихся
развития, обучения, воспитания ребенка
[6].
Таким образом, становится понятным, что
теоретической основой возрастно-психологического
консультирования является отечественная
возрастная психология. Благодаря работам
Л. С. Выготского и психологов его школы
в отечественной психологии существует
общий подход к проблемам индивидуального
развития психики ребенка, что во многом
способствует выявлению причин возникновения
проблемы и выработке путей ее решения.
На современном этапе развития отечественной
практической психологии последователями
Л. С. Выготского в полной мере можно считать
сотрудников кафедры возрастной психологии
МГУ им. М. В. Ломоносова, которые, начиная
с 1984 г., оказывают психологическую помощь
детям и родителям в русле возрастно-психологического
подхода. Обобщение опыта работы позволило
данным авторам сформулировать задачи
и принципы работы возрастного психолога
консультанта [6].
Итак, общей задачей возрастно-психологического
консультирования является контроль за
ходом психического развития ребенка
на основе представлений о нормативном
содержании и возрастной периодизации
этого процесса.
Данная общая задача определяет более
узкие и конкретные задачи. К таковым, по
мнению специалистов, относятся следующие:
1. Ориентация лиц, участвующих в воспитании,
каковыми являются родители, учителя и
др., в возрастных и индивидуальных особенностях
психического развития ребенка.
2. Своевременное первичное выявление
детей с различными отклонениями и нарушениями
психического развития и направление
их в психолого-медико-педагогические
консультации.
3. Предупреждение вторичных психологических
осложнений у детей с ослабленным соматическим
или нервно-психическим здоровьем, рекомендации
по психогигиене и психопрофилактике
(совместно с детскими патопсихологами
и врачами).
4. Составление (совместно с педагогическими
психологами или педагогами) рекомендаций
по психолого-педагогической коррекции
трудностей в школьном обучении для учителей,
родителей и других лиц.
5. Составление (совместно со специалистами
по семейной психотерапии) рекомендаций
по воспитанию детей в семье.
6. Коррекционная работа индивидуально
или (и) в специальных группах с детьми
и родителями.
7. Психологическое просвещение населения
с помощью лекционной и других форм работы.
Специфика возрастно-психологического
консультирования нашла свое отражение
и в принципах работы возрастного психолога-консультанта,
к которым, прежде всего, относятся:
1. Принцип соблюдения интересов ребенка.
2. Принцип стереоскопичности диагноза.
3. Принцип системности.
4. Принцип уважения личности ребенка и
неразглашения информации о нем.
5. Принцип анализа подтекста.
6. Принцип сравнения с возрастной нормой
психического развития.
7. Принцип анализа индивидуального жизненного
пути ребенка.
Следует отметить, что наиболее общие
принципы психологического консультирования
в отечественной психологии были сформулированы
В. В. Столиным [27]. В дальнейшем перечень
принципов детализировался и дополнялся
в соответствии со спецификой работы психологов-консультантов.
Для понимания особенности принципов
работы возрастного психолога-консультанта
необходимо рассмотреть каждый из них
подробнее [17].
Принцип соблюдения интересов ребенка
Специфика возрастно-психологического
консультирования заключается еще и в
том, что в консультацию чаще всего обращается
не сам ребенок, а его родители, родственники
или учителя, воспитатели (в случае обращения
к школьному психологу-консультанту).
То есть, психолог имеет дело не прямо
с ребенком, а с ситуацией: ребенок - родители
- учитель [17, с. 26]. Исходя из этой ситуации,
детский психолог-консультант должен
отстаивать интересы ребенка, что означает
в возрастно-психологическом консультировании
подробное психодиагностическое обследование
состояния психического развития ребенка.
В крайнем выражении данный принцип может
бьпъ сформулирован в виде отказа от консультирования
родителей без обследования ребенка.
Таким образом, принцип соблюдения интересов
ребенка для возрастного психолога-консультанта
означает, прежде всего, центрированность
на ребенка психодиагностических процедур
консультативной работы. Только на стадии
прогноза и коррекции этот принцип может
приобретать порой форму противопоставления
интересов ребенка интересам родителей
и школы.
Принцип стереоскопического диагноза.
Данный принцип, сформулированный в семейном
психологическом консультировании, означает
необходимость рассмотрения проблемной
ситуации в семье как объективно, с позиции
психолога-консультанта, так и субъективно,
с позиции каждого из входящих в данную
ситуацию членов семьи.
В русле возрастно-психологического консультирования
принцип стереоскопического диагноза
реализуется в сочетании подробного диагностического
обследования ребенка с обследованием
межличностных отношений в социальной
среде, в которой находится ребенок (в
семье, в классном коллективе и пр.). Причем,
психолога-консультанта должно интересовать
не только то, как видят сложившиеся взаимоотношения
и историю их возникновения родители,
но и то, как воспринимает эти отношения
сам ребенок. Кроме того, если говорить
о консультативном процессе в целом, выполнение
данного принципа отражается в стремлении
психолога-консультанта помочь каждому
из участников проблемной ситуации (как
взрослым, так и детям) понять ее стереоскопичность.
Принцип системности для возрастного
психолога-консультанта означает необходимость
учета всех нынешних и прошлых наиболее
существенных влияний на ребенка, которые
могли обусловить уровень его развития
и особенности его поведения. В качестве
системного объекта для анализа выступает
ребенок, а точнее - его индивидуальный
жизненный путь.
Реализация принципа системности осуществляется
в подробной анамнестической беседе, а
также в максимальном разнообразии психодиагностических
методик, которыми должен владеть психолог-консультант.
Исходя из принципа системности, по итогам
диагностического этапа формулируется
возрастно-психологическое заключение,
которое является основой для дальнейшей
психокоррекционой работы.
Принцип уважения личности ребенка и неразглашения
информации о нем означает невозможность
прямого манипулирования клиентом, постановки
задач на перестройку его личности. Кроме
того, в ситуации возрастно-психологического
консультирования данный принцип требует
от психолога-консультанта отказа от сравнения
личности ребенка с некоей абстрактной
нормой личностного развития. Одной из
задач, вытекающих из принципа уважения
личности ребенка, является повышение
уровня эмоционального и личностного
принятия ребенка со стороны его родителей.
Таким образом, психолог-консультант реализует
этот принцип, как непосредственно в практике
взаимодействия с ребенком, так и опосредованно
-через изменение отношения родителей.
Очевидная важность такой составляющей
данного принципа, как неразглашение информации
о клиенте, тем не менее, также требует
уточнения применительно к ситуации возрастно-психологического
консультирования. Прежде всего, это касается
адекватного или соразмеренного разглашения
информации о ребенке, так как чаще всего
за консультацией по поводу ребенка обращаются
окружающие его взрослые. Психологу важно
помнить о том, что он всегда должен действовать
в интересах ребенка, а, следовательно,
необходимо распространять на ребенка
любого возраста, с которым можно вести
коррекционно-терапевтическую беседу,
принцип доверительности и конфиденциальности.
Особо это касается работы с детьми подросткового
и юношеского возраста.
Данный принцип аккумулирует основные
положения различных вариантов этического
кодекса психолога-консультанта. Согласно
этическому кодексу, психолог должен придавать
большое значение достоинству и ценности
бытия отдельного человека. К сожалению,
в настоящее время все еще нет единого,
утвержденного и принятого всем сообществом
психологов-консультантов этического
кодекса. Тем не менее, психологу, специализирующемуся
в области возрастно-психологического
консультирования, необходимо ориентироваться
на соответствующие этические нормы. С
этой целью авторы данного пособия сочли
возможным привести в качестве примера
проект этического кодекса (прил. 4), который
был разработан А. А. Бода-левым и В. В. Столиным
(1989) [25].
Принцип анализа подтекста. Исходное содержание
этого принципа составляет поиск истинных
(не декларируемых) мотивов обращения
человека в психологическую консультацию.
Принцип анализа подтекста означает, что
истинные мотивы могут быть найдены, вскрыты
и поняты психологом в ходе анализа особенностей
текста жалобы клиента, то есть того, что
говорит клиент о своем поведении, поступках,
деятельности. В основе такого поиска
истинных мотивов лежит известный общепсихологический
принцип единства сознания и деятельности.
Принцип сравнения с возрастной нормой
психического развития, который исходит
из основной задачи возрастно-пси-хологического
консультирования - контроля за ходом
психического развития ребенка. Данный
принцип содержит предостережение от
упрощенного понимания психологами-консультантами
возрастной нормы психического развития
как некой границы в изменении количественных
показателей психического развития, измеряемых
различными психодиагностическими методиками.
В соответствии с основными положениями
отечественной возрастной психологии,
принцип сравнения с возрастной нормой
психического развития в ситуации возрастно-психологического
консультирования предполагает использование
известной схемы психологического анализа
возраста. Разработка данной схемы была
начата Л. С. Выготским и продолжена А.
Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, Л. И. Божович.
Эта схема включает в себя: анализ уровня
сформированное основных психологических
новообразований данного возраста у данного
ребенка, анализ социальной ситуации развития
ребенка, анализ уровня развития основных
видов деятельности, характерных для данного
возраста.
Следует подчеркнуть, что в ситуации возрастно-психоло-гического
консультирования контроль осуществляется
за нормальным психическим развитием
ребенка. Термин «нормальное» в данном
случае понимается как «закономерное,
ожидаемое, неизбежное, нормативное».
Под эту же категорию попадает и проблемное
прохождение критических возрастных периодов
в индивидуальном развитии ребенка.
Принцип анализа индивидуального жизненного
пути ребенка дополняет предыдущий требованием
того, чтобы, помимо фиксации особенностей
развития ребенка, психолог-консультант
выявлял специфические особенности самого
хода онтогенеза психики данного ребенка.
Необходимость этого обусловлена, прежде
всего, существенным облегчением диагностики
особенностей уровня развития поведения
и личности ребенка в данном возрасте.
Кроме того, анализ процесса развития
на предыдущих этапах онтогенеза является
необходимым для понимания индивидуальных
особенностей развития ребенка на последующих
стадиях. Понимание индивидуальных особенностей
ребенка означает понимание и нахождение
их корней, их первопричины, момента их
зарождения и развития. Не случайно данный
принцип включает в себя требование учета
психологических факторов риска, имевших
место на различных стадиях жизни ребенка.
Помимо этого, анализ прошлого индивидуального
пути ребенка является средством прогноза.
Таким образом, специфичность возрастно-психологичес-кого
консультирования находит отражение в
задачах и принципах деятельности психолога-консультанта
и, несомненно, предъявляет особые требования
к организации и структуре самого процесса
консультирования.
Источник:
Богданович Н. Г., Кедярова
Е. А. Психологическое обследование ребенка
в практике возрастно-психологического
консультирования: учеб. пособие. - Иркутск:
Иркут. ун-т, 2005. - 100 с. |