Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:58, доклад
Чем определяется психическое развитие человека, каковы основные возрастные этапы его развития, что приобретает человек на каждом этапе и какие главные аспекты психического развития выделяются в каждом возрастном периоде. Эти ответы на эти вопросы имеют не только научное, но и практическое значение. От знания и понимания причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит организация системы обучения и воспитания, организации различных общественных институтов таких как детский сад, школа, профессиональное обучение, отношение к пожилым людям. Например, если психическое развитие человека зависит от его генетики, то есть врождено, то в таком случае, стратегия воспитания состоит в устранении помех для реализации его генетического багажа.
ПОДРОСТКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КУЛЬТУРА.
Однако не всегда подростковый период протекает столь драматично. Известный социальный антрополог Маргарет Мид внесла существенный вклад в углубление представлений об этом периоде жизни человека.
Маргарет Мид и этнография детства Имя американского этнографа Маргарет Мид (1901- 1978) широко известно среди этнографов, антропологов, психологов, социологов, историков, педагогов и среди просто читающей публики. Ни один этнограф в мире не пользовался такой популярностью. Тираж ее первой книги «Взросление на Самоа» (1928) превысил два миллиона экземпляров. Книга была переведена на шестнадцать языков. Благодаря ее книгам в общественном, а не только научном сознании, этнографии приобрела важное значение. Кроме высоких научных званий, Мид получила и общественное признание. В 1949 году американские издатели назвали ее Выдающейся Женщиной Года в области науки, в 1956 году – одной из выдающихся женщин ХХ столетия. Маргарет Мид была блестящим и очень продуктивным ученым. Она опубликовала 25 книг, сотен статей и была редактором коллективных трудов. Ее книги, статьи посвящены актуальным и социально значимым темам. В основе научных публикаций Мид лежали ее собственные исследования проведенные в разных культурах. Этнографические книги Мид отличаются конкретностью, живостью и образностью изложения, создавая у читателя впечатления, что он сам побывал в этих отдаленных краях, сам встречался с этими людьми, также полюбил их. Труды Мид написаны простым и ясным языком. Однако эта простота и ясность отражают глубину теоретической мысли, доведенной до кристальности. Мид обладала самыми разносторонними знаниями и интересами. Маргарет Мид родилась в Филадельфии 16 декабря 1901 г. Она была единственным ребенком в семье. Отец ее был профессором Пенсильванского университета, мать социолог по профессии. Маргарет Мид в соей автобиографии вспоминала, что именно отец, человек консервативных взглядов, определил ее будущее. Он считал познание наиболее важной ценностью человеческой жизни. В семье были созданы все условия для развития и реализации способностей Маргарет. Она училась в знаменитом женском Барнард – колледже, а затем в Колумбийском университете. Маргарет Мид сначала хотела специализироваться по психологии, но под влиянием своих друзей выбрала этнографию. В 20- е годы, когда формировались научные взгляды Мид, в науке шли жаркие споры, что же определяет развитие человека и общества: природа или воспитание. Природа – это то, что человек получает при рождении, а воспитание – это те влияния, которым он подвергается в жизни. Теоретические споры имели вполне определенный политико – идеологический смысл. Биологические теории человека оправдывали расизм и дискриминацию в обществе, тогда как социальные теории были прогрессивно – либеральными. Существенно различались и практические выводы этих подходов. Если умственные способности являются врожденными, то образование должно ориентироваться на одаренных детей, если же все зависит от среды и воспитания, то следует искоренять расизм и неравенство. Если разные по своему уровню развития человеческие сообщества являются разными ступенями эволюции социума, тогда «отсталые» должны стремиться к высшим «европейским» культурам. Если же каждая этническая культура имеет свое ядро и логику развития, то внедрять в нее европейские элементы, не изменяя ее ядра не имеет смысла. В этом случае европейская культура должна способствовать прогрессу «отсталых» народов и сама учиться у них. Проверка, какая же из теорий верна, могло стать сравнительное изучение детства и юности народов, живущих в разных культурах. При правомерности биологической точки зрения период взросления (отрочества) должен протекать сходным образом в разных культурах, так как сложность этого периода развития обусловлена процессами полового созревания. При наличие различий протекания отрочества - справедлива будет социальная теория. Проверить данные предположения было поручено 23- летней аспирантке Маргарет Мид на примере взросления девушек Самоа. Она наблюдала за 68 девушками от 8 до 20 лет в течение шести месяцев. Яркая, насыщенная фактами книга Мид, описывающая семейные отношения, воспитание девушек, половую мораль на Самоа, сразу стала бестселером и получила высокую оценку специалистов. Она также была критикой морали американского общества. Результаты исследований отчетливо показали, что протекание периода отрочества проходит иначе на Самоа по сравнению с американским обществом. Таким образом, положение подростков в западных обществах является источников кризиса взросления, социальное устройство оказывает влияние на развитие ребенка. Неожиданный успех первой книги вдохновил Маргарет Мид на новые экспедиции. В 1928 –1929 гг. она едет на острова Адмиралтейства, где изучает детей племени манус; в 1930 – 1933 гг. – на Новую Гвинею для исследований папуасских племен арапешей, мундугуморов, ятмулов и чамбули. В 1936 – 1939 гг. Мид осуществляет большое исследование на острове Бали (Индонезия). В 50 –х и 60- х годах она также совершила кратковременные экспедиции. Маргарет Мид пятьдесят лет занималась изучением «примитивных» культур, написала замечательные книги, обучила две с половиной тысячи студентов, провела сотки конференций. Всюду она проявляла мудрость и энциклопедические знания. У нее было три мужа, ребенок, который родился в 38 лет и внук. Последние годы жизни были полностью поглощены работой. Она активно участвовала в феминистском движении США и всей своей жизнью пыталась доказать, что женщина может совмещать деловую карьеру и личную жизнь. |
В своей книге «Взросление на Самоа» М.Мид описывает процесс взросления девушек, как они из младенцев превращаются в нянек, учатся вести хозяйство, плести циновки, затем уходят из своих детских компаний и становятся активными членами большой семьи. Они пользуются сексуальной свободой и годы проводят, имея случайные половые связи. Она стараются отложить свое замужество на более долгий срок. После замужества они рожают детей и воспитывают их так же как были воспитаны они сами. Девочки на Самоа проходят тот же процесс физиологического развития, что и американские. Однако их юность не является периодом эмоционального и интеллектуального дискомфорта, временем страданий. Мид пишет: «Самоанский фон, делающий рост детей таким легким и таким простым делом, - это общий стихийный характер всего общества. Самоа – это место, где никто не делает очень больших ставок и не платит оцень больших ценю Здесь никто не страдает за свои убеждения и не бьется насмерть во имя определенных целей. Конфликт между родителем и ребенком здесь разрешается тем, что ребенок переселяется жить на другую сторону улицы, между деревней и взрослым – тем, что взрослый уезжает в соседнюю деревню, между супругом и соблазнителем его жены – несколькими парами циновок тонкой работы. …Здесь никто не спешит в жизни и никого не наказывают за отставание. Наоборот, здесь сдерживают одаренных, развитых не по возрасту, чтобы самые медленные могли сравняться с ними. И в личных отношениях самоанцев мы не видим сильных привязанностей. Любовь и ненависть, ревность и месть, печать и переживание тяжелой утраты – все это лишь на недели. С первого месяца своей жизни ребенок, передаваемый из одних случайных рук в другие , усваивает урок: не привязывайся очень сильно к одному человеку, не связывай очень больших ожиданий ни с одним из родственников.» (Культура и мир детства. М., Наука, 1988, с. 149 – 150).
Совершенно иначе взрослеют девочки у горных арапешей ( Папуа –Новая Гвинея, острова Океании). Мальчик – арапеш выращивает свою жену. Помолвка у арапешей происходит между девочкой семи – восьми лет и мальчиком на 6 – 7 лет ее старше. О будущей жене заботится вся семья мальчика. Арапеши считают, что родители имеют полное право на контроль поведения детей, так как они их вырастили. Аналогичным образом, муж имеет право руководить женой. Дети и женщины у арапешей считаются более слабой и мало ответственной группой. Девочка, живущая с мальчиком долгие годы как с братом, в его семье, испытывает те же чувства, что к своей семье и братьям. Она испытывают сильную привязанность, заботится о муже и его родственниках, воспринимает их заботы как свои собственные. Она становится частью семьи жениха. За помолвленой парочкой строго присматривают, считая, что слишком ранние сексуальные проявления не пойдут им на пользу.
При наступлении половой зрелости, первая менструация сопровождается церемонией, в которой участвуют братья девочки – они строят ее менструальную хижину. Все украшения с нее снимают и натирают жгучей крапивой. Она не пьет и не есть три дня. После трех дней, она покидает хижину и брат матери делает ей декоративные надрезы на плечах и ягодицах, означающих, что она достигла брачного возраста. Теперь девушка и юноша могут гулять вместе, уединяться и сами решить, когда совершить свой брачный союз, подготовленный многими годами совместной жизни.
Несмотря на совершенно иные
традиции взросления у горных
арапешей, по сравнению с самоанцами,
подростковый возраст не
В XIX веке в западных странах было введено системное школьное образование. Это нововведение привело к значительному увеличению периода экономической зависимости в жизни ребенка. Это отодвинуло момент принятия им социальных ролей взрослого сообщества. Образовался период между биологической зрелостью и экономической самостоятельностью, характерной для взрослого человека. На стадии отрочества биологический, социальный, исторический и культурный факторы переплетаются особенно тесно, чем на других возрастных этапах. Поэтому отрочество следует анализировать, учитывая все эти факторы. Подростковый период в жизни человека является своеобразной лакмусовой бумажкой благополучия развития ребенка в предыдущие возрастные периоды и благополучия семьи, готовой к новым ролям, отношениям, готовой оказать взрослеющему ребенку необходимую помощь, поддержку, а главное, неизменно принимать и любить его в трудные моменты его взросления.
Заключение
Развитие человека – неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и культуры. Следует помнить, что генетика – это только возможность, которая реализуется в конкретной среде. Поэтому генетическая предрасположенность к тем или иным нарушениям развития есть только возможность, которая может быть реализована, а может быть и нет. В развитии человека выделяются возрастные циклы. Это периоды качественных изменений в психической организации человека и его поведения. Возрастные циклы психического развития человека отражают универсальные закономерности возникающих изменений. Однако существует и индивидуальный темп развития человека, который может быть смещен относительно общего хода жизненных изменений. Учитывать индивидуальный темп развития необходимо при любых взаимодействиях с ребенком. Это является залогом его психического здоровья. В тоже время решить вопрос является ли рассогласование индивидуального темпа развития особенностью данного ребенка или это отклонение, деформация или задержка его развития может только специалист в области психологии развития. Приведем пример. Довольно частой проблемой психического развития ребенка является нарушение развития речи. Когда у ребенка не развивается речь в два и даже три года, это должно быть причиной обращения к специалисту. Причин нарушения речевого развития множество. Это может быть наследственно обусловленный медленный темп развития речи. Возможно, что родители мало занимались с ребенком. Задержка речи может быть следствием отставания в интеллектуальном развитии. Причиной задержки могут быть неврологические и другие поведенческие проблемы ребенка. Однако во всех случаях, необходимо установить причину задержки и начать коррекционные мероприятия, поскольку отставание в речевом развитие приводит к формирования более сложных деформаций: интеллектуальному отставанию, сложностям социализации, проблемам развития личности ребенка – он чувствует себя не таким как все, ущербным, не способным к принятым способам общения.
Возрастные циклы жизни человека имеют разную периодизацию. В зависимости от критерия выделяются разные периоды в жизни человека в разных психологических концепциях. Однако, не смотря на разные основания периодизаций развития, большинство теорий выделяют одни и те же возрастные этапы. Например, младенческий период описывается как возраст становления доверия к миру (Э.Эриксон), или период оральной стадии (З.Фрейд), или период тесного эмоционального общения с матерью (Д.Б. Эльконин), или стадии сенсомоторного интеллекта (Ж.Пиаже). Разные концепции выделяют в качестве главного признака этого этапа разные стороны психического развития. Но все они выделяют именно этот возрастной цикл как качественно особый этап психического развития человека.
Создание общей теории