Возрастные изменение психических познавательных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:58, реферат

Описание работы

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности. научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… 3
Психические познавательные процессы. Их виды и характеристика……………………………………………………. 4
Возрастные закономерности изменения познавательных процессов………………………………………………………..… 12
Заключение…………………………………………………………… 14
Список использованных источников.................................................. 15

Файлы: 1 файл

Возрастные изменение психических познавательных процессов.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Надстроечная функция представлений  проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

 

Физиологической основой представлений выступает активизация связей нейронов коры головного мозга, установленных в ходе восприятия предметов и явлений, что позволяет не только воссоздать их образ, но и внести в них некоторые изменения. Это возможно благодаря высокой пластичности центральной нервной системы. Однако, сохранившиеся «следы» ощущений создают лишь необходимые условия для построения представления. Сам же образ с его конкретной структурой возникает в результате образования условных временных связей в коре головного мозга благодаря функционированию первой сигнальной системы, хотя и могут возникать в связи со второй (словесным обозначением того или иного предмета или явления).

Существует достаточно много видов представлений, тем не менее, их все же можно классифицировать по определенным признакам. Так по видам анализаторов, которые в них задействованы, различают зрительные (например, образ человека, предмета), слуховые (представление музыкальной мелодии), обонятельные, осязательные и вкусовые. Однако, такое их выделение весьма условно – представления часто возникают на основе реализации продуктов деятельности нескольких анализаторов.

Также представления различаются  по степени обобщенности. В связи с этим говорят о единичных (образы отдельных предметов и явлений) и общих (обобщенные  образы предметов и явлений) представлениях. По степени участия в создании представлений волевых процессов выделяют непроизвольные, возникающие спонтанно, и произвольные представления, в которых ведущую роль играет воля человека, направляющая функционирование психики на достижение определенной цели.

Основными характеристиками представлений  человека выступают: содержание, объем, соответствие действительности, действенность, яркость, отчетливость, конкретность, обобщенность, активность (способность в необходимый момент сформировать в сознании нужные образы).

Представления, как психический  познавательный процесс, в своем  функционировании реализуют не только продукты восприятия, хранящиеся в памяти человека, но и тесно взаимодействуют с другим, во многом схожим с ним процессом – воображением.

 

Воображение, как и представления являет собой процесс создания в сознании образов предметов и явлений, но не воспринимавшихся ранее, а новых, на основе имеющихся знаний и опыта человека. Оно лежит в основе прогнозирования деятельности, позволяет предположить эффективность функционирования вновь создаваемых предметов.

В целом воображение можно рассматривать  как изменение и преобразование человеком своих представлений с использованием соответствующих мыслительных процессов. Один из них, например, позволяет соединять в одном воображении вычлененных из различных объектов их отдельных частей или элементов и создание таким путем образа, не существующего в природе предмета (сфинкс у древних египтян, кентавр у греков и др.). Другой дает возможность мысленно усиливать или уменьшать отдельные свойства и качества, придавая им несоразмерно большее значение в характеристике созданных образов (смелость льва или трусость зайца). Третий позволяет создавать конкретный образ на основе обобщения черт, наблюдавшихся у ряда схожих объектов (образ учителя, ученика, медицинского работника и др.).

Как и в процессе представления, физиологической основой воображения является связь между нейронами коры головного мозга. Однако она образуется не на основе воспринимавшегося материала, а с использованием уже осмысленного опыта и знаний. В итоге этой сложной психической деятельности и возникают новые, не имевшие ранее места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющих базу образов воображения.

К основным видам воображения  относятся произвольное (активное) воображение, проявляющееся на основе волевых усилий человека, и непроизвольное (пассивное) воображение, возникающее  вне волевых усилий и зачастую носящее признаки фантазий. В то же время произвольное воображение делится на два самостоятельных подвида - воссоздающее, которое на основе словесного описания, рисунка, схемы и т.д. позволяет создать невоспринимавшиеся ранее объекты, и творческое, создающее абсолютно новые образы. К числу видов воображения относят также и мечту - создание образа чего-то желанного для человека.

Характеристики воображения аналогичны представлениям и отличаются от них лишь по связи создаваемых образов с объективной реальностью.

Все рассмотренные психические  процессы наиболее продуктивно работают при сосредоточении на них всего сознания, выполняемом на основе реализации процессуальных функций внимания.

 

Внимание - избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Без него немыслима никакая психическая деятельность. Вместе с тем в психологии принято увязывать внимание, прежде всего, с психической познавательной деятельностью человека на элементарном (ощущения, восприятие) и промежуточном (представление, воображение) уровнях. Следовательно, оно не является процессом отражения действительности, а представляет собой лишь одну из сторон психической деятельности – ее динамики.

 

Физиологической основой внимания является образование стойких очагов возбуждения в одних участках коры головного мозга и торможения в остальных. Вследствие этого, функционирование внимания обеспечивается за счет специфического явления, обозначаемого понятием доминанты. Его сущность заключается в том, что в каждый момент психической деятельности в коре больших полушарий головного мозга существует участок с повышенной нервной возбудимостью, господствующий (доминирующий) над остальными. Именно в результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях. В результате этого внимание всегда имеет внешнее проявление: направление взгляда к воспринимаемому объекту, некоторое задержание дыхания, отсутствие лишних движений и др.

Выделяются следующие  виды внимания: непроизвольное (сила воздействующего  раздражителя или его новизна сосредоточивают сознание именно на его восприятии), произвольное (возникает в соответствии с поставленной целью и заранее избранным объектом) и послепроизвольное (вначале возникает как произвольное, а затем под воздействием положительной мотивации человека к объекту переходит в непроизвольное). В зависимости от преобладающего в конкретный момент времени вида психической познавательной деятельности также проявляются слуховое, зрительное и т.д. внимание.

Вниманию, как и всякому  психическому процессу, также присущи свои собственные характеристики:

устойчивость - время, в течение которого человек способен сосредоточить сознание на конкретной психической деятельности;

концентрация - степень сосредоточенности сознания на том или ином виде психической деятельности;

объем - количество объектов, которые человек одинаково четко воспринимает одновременно;

распределение - возможность человека выполнять одинаково эффективно различные виды психической деятельности;

переключение - способность произвольно переходить от восприятия одного объекта или психической деятельности на другой.

 

Наряду с психическими процессами элементарного и промежуточного уровней внимание оказывает влияние  и на высшую психическую познавательную деятельность, представляемую мышлением. По своей сути мышление рассматривается как опосредованное отражение в сознании человека глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явления объективного мира.

В процессе мышления человек  отражает объективный мир иначе, чем в рассмотренных ранее процессах. Так если, например, в восприятии внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств (цвет, форма, направление движения), то в мышлении выделяется лишь самое существенное в них (например, взаимные связи и отношения), что необходимо для решения конкретной мыслительной задачи.

 

Физиологическую основу мышления составляет взаимодействие первой и второй сигнальной систем в работе коры головного мозга. Ведущая роль принадлежит второй сигнальной системе - корковым связям, обеспечивающим отражение действительности на основе слов, понятий, категорий и соответствующих им образов.

В осуществлении процесса мышления принимают участие все  отделы коры головного мозга. Вследствие их взаимодействия мозговыми концами  анализаторов образуются сложные временные связи и отношения (ассоциации). Далее они дифференцируются, уточняются, закрепляются и становятся новой физиологической основой более точных знаний о внешнем мире. Выполнение этих психических действий обеспечивается системами функционально объединенных нейронов (нейронных кодов) головного мозга, которые отвечают за выполнение конкретных мыслительных операций.

Мышлению человека присущ ряд особенностей, отличающих его  от других психических познавательных процессов. Во-первых, оно имеет опосредованный характер, опирается на уже имеющиеся у человека знания законов природы, общества и др., исходит из предметного отражения мира (но не сводится к нему). К тому же мышление осуществляется в отвлеченном и обобщенном виде, использует преимущественно словесную форму обозначения предметов или явлений, органически связано с практической деятельностью человека.

К числу мыслительных операций относятся анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение и систематизация (классификация). Формами мышления выступают понятие, суждение (рассуждение) и умозаключение, а способами – индукция и дедукция

В отечественной психологической  науке принято выделять четыре основных вида мышления: наглядно-действенное (мышление, непосредственно включенное в деятельность человека), образное (мышление с использованием зрительных, слуховых и других образов воспринимавшихся ранее предметов и явлений). Не менее значимыми видами являются также творческое (выделение и обобщение в мышлении наиболее важных и существенных характеристик объективной действительности, а также несуществующих предметов и явлений) и отвлеченное (использование отвлеченных понятий, которые образно не представляются) мышление. Наряду с перечисленными также можно выделить еще ряд видов мышления в зависимости от его содержания, к числу которых относятся профессиональное, педагогическое, психологическое и другие.

Наиболее важными характеристиками мышления выступают его продуктивность (объем и качество выполненных  мыслительных операций), мобильность (время, необходимое для начала выполнения необходимых мыслительных операций), скорость (время выполнения мыслительной операции). Не менее важными также являются самостоятельность (степень независимости мышления от других факторов), целеустремленность (способность выполнить необходимые мыслительные операции), последовательность (соблюдение логики мышления), глубина (уровень познания объективного мира в мышлении), широта (использование в мышлении информации, находящейся за пределами объекта мышления) и гибкость (способность уйти от стандартных решений).

Принято считать, что  средствами мышления выступают образы и словесные обозначения предметов  и явлений, подвергаемых мыслительному  анализу. Первое из них позволяет  существенно повысить продуктивность процесса мышления (например, шахматистов), однако у большинства людей его ведущим средством все же выступает речь.

 

Речь - процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. Следовательно, речь, как психический процесс, выполняет две основные функции - обозначения (в мышлении) и общения (при обмене информацией с другими людьми посредством использования языка). Она является достоянием только человека.

 

Физиологической основой речи является связь соответствующих участков коры головного мозга, с одной стороны, с мыслительными процессами, а с другой - с нервно-физиологической деятельностью звукового аппарата.

Более подробное рассмотрение физиологических основ речи требует понимания сложнейшей системы условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой выступают слова в их звуковой или образной форме. Будучи вначале нейтральными раздражителями, они становятся условно-речевыми в процессе их повторного сочетания с первосигнальными, формирующими в сознании образы конкретных предметов и явлений. В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми ранее сочетались.

В мышлении, как психическом познавательном процессе, реализуются два вида речи: знаковая (образная), использующая знаки и образы предметов и явлений объективного мира, и словесно-логическая, реализующая в мыслительных операциях логические рассуждения с использованием слов, обозначающих те или иные предметы и явления. При этом считается, что продуктивность знаковой речи в мышлении во много раз превосходит словесно-логическую.

В общении виды речи значительно  разнообразнее. Здесь выделяются внешняя  и внутренняя речь, письменная и устная, диалогическая и монологическая, контекстуальная и ситуативная и др.

О качестве речи, как средства мышления, принято судить по ее основным характеристикам: содержанию (направленностью  выражаемых в ней мыслей) и последовательности (логичности использования в ней словесных и образных обозначений предметов и явлений объективного и субъективного мира).

Речь, активно участвуя в процессе мышления человека, одновременно как бы выступает внешним выразителем  качества функционирования психических познавательных процессов в целом. Однако на ее характеристики, как, впрочем, и характеристики других познавательных процессов, существенное влияние оказывает относительно самостоятельная группа психических процессов, относящихся к эмоционально-волевой сфере психической деятельности человека, формируемой на основе психических эмоционально-волевых процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастные  закономерности изменения познавательных процессов

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь в период старения человека претерпевают значительные изменения.

Информация о работе Возрастные изменение психических познавательных процессов