Возрастные особенности переживания детьми горя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 07:02, реферат

Описание работы

На протяжении своей жизни каждый человек хоть раз сталкивается с горем – ощущением утраты, потери близкого человека. Как отмечал известный американский психолог, специалист по психологии человеческих эмоций Кэррол Изард, утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), действительной или воображаемой, физической или психологической. Но несомненным остается факт острого и болезненного переживания горя и утраты.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.12 Кб (Скачать файл)

В проведенном Н. Freudenberger и К. Gallagher  исследовании группы детей в возрасте от 8 до 16 лет, потерявших родителя в младенчестве, детстве или отрочестве, чувства брошенности и депрессии оказались двумя главными симптомами, которые выражали или переживали испытуемые. Тоска по умершему родителю сохранялась у них на протяжении всей жизни, а влияние травматичного опыта сказывалось на личностном развитии и жизнедеятельности.

Другая особенно значимая утрата — смерть брата или сестры. При этом степень тяжести потери определяется возрастом умершего сиблинга и характером взаимоотношений с ним. В этом случае переживание утраты и реакции горя могут быть поняты в терминах потери партнера по игре, союзника, друга или ролевого образца. Ключом к пониманию скорби о сиблинге служат вторичные потери надежности, внимания, уверенности и нормальности. Соответственно, стратегии психологической помощи должны строиться исходя из насущных для горюющего ребенка потребностей в информации, успокаивании, понимании, внимании и надежности.

Помимо ощущения потери у детей, потерявших брата или сестру, многие авторы отмечают еще и чувство вины, проистекающее из соперничества с умершим сиблингом и из удовольствия от возросших внимания и заботы со стороны родителей. Важнейшим условием нормального осуществления работы горя выступают хорошие взаимоотношения ребенка с умершим и с продолжающими жить близкими людьми. При этом многое зависит от способности остающихся рядом членов семьи восполнить утрату ребенка своим душевным теплом и заботой, создать у него ощущение прочности семейных отношений. Мировоззрение ближайших родственников, степень их религиозности также влияют на восприятие случившегося ребенком. Большое значение имеют и обстоятельства смерти члена семьи.

Существенную роль в переживании ребенком утраты играют и такие факторы, как его возраст, уровень психического развития, наличие и характер собственного опыта столкновения со смертью (в первую очередь опыта предыдущих потерь).

 

 

 

 

Глава 2. Возрастные особенности переживания детьми горя

Особенности переживания детьми горя и утраты зависят от их личностных характеристик и возраста, вместе с тем, стремление изолироваться от мира становится спустя некоторое время характерной чертой для всех людей с подобным опытом. Психологически травмированные дети в дальнейшем всегда будут более чувствительны к разлуке, нежели другие.

Конечно, дети даже одного возраста реагируют на смерть близкого по-разному, однако все же можно выделить наиболее характерные возрастные особенности переживания горя детьми. Специалисты приводят эти особенности, рассматривая случай наиболее значимой утраты — смерть родителя [6, с.102]:

1. Возраст  до двух лет.

Вопреки распространенному убеждению, не существует никакого нижнего возрастного предела детского переживания горя. Для ребенка, еще недостаточно владеющего речью, но уже потерявшего кого-то из близких ему людей, горе приобретает исключительно физический и эмоциональный характер, становится довербальным опытом переживания. Переживая горе, ребенок раннего возраста как бы отделяется от внешнего мира. Физическое отсутствие значимой для ребенка личности оставляет в нем психологическую пустоту. Смерть родителя не может быть понята, однако ребенок заметит отсутствие родителя и эмоциональные перемены в тех, кто о нем заботится. Даже грудной ребенок может стать раздражительным, более плаксивым, у него могут измениться привычки питания, а также возможны расстройства кишечника или акта мочеиспускания.

2. От  двух до трех лет.

В возрасте около полутора-двух лет дети знают, что если люди отсутствуют в поле зрения, то их можно позвать или найти. Таким образом типичным выражением горя в этой возрастной группе становятся поиски умершего родителя. Потребуется время для осознания ребенком того факта, что родитель не вернется. Эти дети особенно нуждаются во внимании и любви, надежном, стабильном окружении, поддержании заведенного порядка питания и сна.

3. От  трех до пяти лет.

В данном возрасте понимание факта смерти все еще ограничено. Детям этой возрастной группы нужно знать, что смерть не является сном, что папа (мама) умер и никогда не вернется. Хотя периоды печали, вероятно, будут короткими, возможны психосоматические проблемы с кишечником и мочевым пузырем, боли в животе, головные боли, кожные высыпания, падения настроения, возврат к прошлым привычкам (сосание пальца и др.). Ребенок может испытывать расстройства аффективной сферы, такие как боязнь темноты или чудовищ, вспышки печали, гнева, тревоги, плача. С этого возраста дети могут также думать, что нечто из того, что они сделали или не сделали, могло стать причиной смерти (например, если не дал родителю игрушку, рисунок или подарок). Ребенка обязательно нужно разубедить в этом, иначе возможны проявления обсессивно-компульсивного расстройства. Детям важно знать, что о них будут заботиться и что семья останется вместе. Полезно вспоминать с детьми некоторые позитивные или особенные вещи, которые родитель делал с ними, такие как совместные игры, праздники и другие памятные детали совместного общения с умершим.

4. От  шести до восьми лет.

В этом возрасте дети все еще испытывают трудности в понимании реальности смерти. Они испытывают чувства неопределенности и ненадежности, имеют склонность цепляться за живого родителя, испытывая страх потерять и его. Горюющие дети могут вести себя в классе не свойственным прежде образом, проявлять гнев в адрес учителей. Детей желательно подготовить к вопросам со стороны других людей, посоветовать им говорить просто: «Мой папа (или другой близкий человек) умер». Им необходимо знать, что это нормально — не вдаваться в подробности смерти родителя. Ребенок должен сам решить, кому он хочет открыться.

5. От  девяти до двенадцати лет.

Переживание утраты на данной стадии возрастного развития может приводить к чувству беспомощности — тому, что прямо противоречит в этом возрасте стремлению быть более независимым. У детей могут развиваться проблемы, связанные с самоидентичностью. Подростки могут скрывать свои эмоции, но тем не менее обижаться на замечания, сделанные в школе. Могут возникать проблемы с успеваемостью, конфликты с учителями и сверстниками. Дети этой возрастной группы также могут пытаться принять на себя роль умершего родителя – в эмоциональном или бытовом плане. Это не должно поощряться, так как нанесет вред психическому самоопределению ребенка. Тем не менее взрослым придется осознать, что структура семьи изменилась, и оставшимся членам семьи необходимо перегруппировать и отсортировать их правила и обязанности. Ребенку должно быть предоставлено достаточно времени для игры, спорта и досуга. Важно, чтобы у него были друзья его возраста. Горюющим детям нужно дать понять, что быть все-таки счастливым и радоваться текущим событиям — это нормально.

6. Подростковый  возраст.

Подростки часто открывают свое горе и ищут моральной помощи и поддержки вне дома. Некоторые молодые люди чувствуют себя в изоляции, потому что ощущают, что друзья избегают их или смущаются и не знают, что сказать. Подростки могут вести себя несвойственным им образом. В этом возрасте при тяжелом переживании утраты подростки склонны испытывать депрессию, менять круг общения и друзей, убегать из дома, употреблять наркотики, становиться сексуально распущенными или даже иметь суицидальные тенденции. Подростки могут пытаться защитить оставшегося родителя, храня молчание о своих чувствах. Они могут нуждаться в «позволении» выражать то, что они думают и чувствуют, в поощрении здоровых путей высвобождения эмоций через спорт или культурную, творческую деятельность. В случае, как и с более младшими детьми до двенадцати лет  взрослые должны совместно с подростком обсудить изменения в их семье, укладе жизни, определить новые правила и обязанности, не поощряя ребенка к взятию на себя роли умершего родителя. Взрослым нужно помочь подростку сфокусироваться на их потребностях, связанных с будущим, таких как образование или подготовка к работе, что поможет ему быстрее справиться с горем.

Часто подростки стремятся поддержать своих близких в горе, разделить их скорбь. Некоторые взрослые пресекают эти попытки из опасений, что это усугубит переживания ребенка или негативно отразится на реализации его интересов. Безусловно, очень важно, чтобы ребенку предоставляли возможность развиваться своим путем. Однако участие в семейном горе и забота о родных, когда они не затмевают собственных перспектив и не навязываются извне, не могут этому помешать, скорее, наоборот, помогут. С другой стороны, в подростковом возрасте распространенной реакцией на потерю является замкнутость, стремление к одиночеству. В таких случаях не стоит беспокоить ребенка, уединение бывает необходимо ему для совершения работы горя.

Стадии детского горя

Детское горе так же, как и взрослое, проходит ряд стадий: шок и оцепенение, отрицание, поиски, гнев, вина, страдание, реорганизация и завершение.

Первичная шоковая реакция может иметь следующие проявления: молчаливый уход, автоматические движения, малоподвижность и заторможенность, суетливая активность. В первое время  ребенок не может поверить в то, что больше никогда не увидит своего близкого. Поэтому вслед за этим он пытается его найти, что особенно характерно для младшего детского возраста. А. Д. Андреева, заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии ПИ РАО, описывает стадию поиска и дальнейшее протекание детского горя: «Невозможность найти порождает страх. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляя, как умерший родственник входит в дверь.

Отчаяние наступает, когда ребенок осознает невозможность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей. Только любовь и терпение помогут ребенку преодолеть это состояние.

Гнев выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его «покинул», или на Бога, «забравшего» отца или мать. Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу, подросток вдруг перестает общаться с матерью, «ни за что» бьет младшего брата, грубит учителю.

Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Кроме того, ребенка могут тревожить различные практические вопросы: кто будет провожать его в школу, кто поможет с уроками, кто даст карманных денег?» [6, 103].

В этих вопросах уже заложен толчок к реорганизации: ребенок задумывается о том, что изменится теперь в его жизни. А насколько удастся ребенку приспособиться к новым условиям после утраты — это во многом зависит от взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью данной работы выступила систематизация знаний о возрастных особенностях переживания детьми горя, что было вызвано отчетливой необходимостью собрать воедино теоретические знания в этой области для более продуктивной работы психологов, работающих с детьми и их семьями по данной проблеме.

В ходе работы были решены все поставленные задачи: была изучена психологическая литература по данной проблематике, рассмотрены психологические особенности детского переживания горя, признаки нормального и патологического проживания утраты, стадии детского горевания, выделены особенности переживания детьми горя в различные возрастные стадии. Также по ходу изложения были даны некоторые рекомендации, которые специалист сможет использовать для консультативной помощи во взаимодействии с ребенком членам семьи, понесшей утрату.

Несомненно, этот материал может и должен быть дополнен конкретными методами и приемами психологической и психотерапевтической помощи ребенку в горе и членам его семьи. К сожалению, в рамках данной работы осветить столь обширную тему во всей ее полноте не представилось возможным.

Остается надеяться, что проведенная работа окажется полезной для практикующих специалистов, ведь зачастую горе детей и подростков признается взрослыми еще в недостаточной степени. Слишком часто случается, что их горе не осознается взрослыми, и они остаются одни со своими мыслями и непонятными чувствами. В этом случае им очень трудно справиться со своим горем и работа горя может затянуться или принять патологические формы. В таком случае квалифицированный и компетентный психолог способен помочь ребенку лучше понять, что происходит с ним самим и с умершим близким, определить необходимые ресурсы для дальнейшей жизни, а членам семьи ребенка объяснить возрастные особенности проживания горя у детей, дать конкретные рекомендации взрослым для помощи и моральной поддержки горюющему ребенку. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Андреева А.Д. Психологическая помощь ребенку, переживающему горе. 0,8 п.л. В кн.: Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. /Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.
  2. Лурье, Ж.В. Горевание и потеря // Школа здоровья, т. 6, № 4, 1999г. – с. 53
  3. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной./ М.: Издательский центр Академия, 1995, с. 66-83.
  4. Сидорова, В.Ю. Четыре задачи горя // Журнал практического психолога, № 1-2, янв.-фев., 2001, с. 110-118.
  5. Харрис, Н. Как помочь детям справиться с потерей близкого человека // Народное образование, № 6, 2002, с. 180-183.
  6. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. 2-е изд. // Издательский центр Академия, 1997 г. - 95 с.
  7. Шефов С.А. Психология горя // СПб: Речь, 2006 г. – 144 с.

 

 


Информация о работе Возрастные особенности переживания детьми горя