Высшая нервная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:53, реферат

Описание работы

Предметом физиологии ВНД является изучение закономерностей и функциональных механизмов мозга, обеспечивающих наиболее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Этот раздел физиологии раскрывает физиологические основы процессов обучения и воспитания.
И.М. Сеченов (1829 – 1905) в своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) выдвинул гипотезу о рефлекторной природе всех без исключения психических процессов человека и показал, что материальным субстратом их являются нервные процессы головного мозга. «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

Файлы: 1 файл

VND_AFG.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

У детей уже с первых месяцев  жизни очень велика потребность  в новизне. Удовлетворение потребностей в новизне вызывает положительные  эмоции, и те, в свою очередь, стимулируют деятельность ЦНС. Согласно представлению П.В. Симонова, эмоция, компенсируя недостаток сведений, необходимых для достижения цели, обеспечивает продолжение действий, способствует поиску новой информации и тем самым повышает надежность живой системы.

Эмоции детей из-за слабости контроля со стороны высших отделов ЦНС  неустойчивы, их внешние проявления несдержанны. Ребенок легко и  быстро плачет и так же быстро от плача может перейти к смеху. От радости ребенок громко смеется, кричит, машет руками. С возрастом, по мере созревания коры больших полушарий и усиления ее влияний на нижележащие подкорковые структуры, сдержанность эмоциональных проявлений возрастает. Тесная связь эмоций с потребностями определяет необходимость учета возрастных особенностей эмоциональной сферы ребенка в процессе воспитания. Воспитание способно существенно влиять даже на биологические, врожденные потребности, изменять степень и формы их проявления. Еще более велика роль воспитания в формировании социально обусловленных, в том числе познавательных, потребностей.

 

Типы высшей нервной деятельности.

Разнообразие человеческих типов и характеров издавна привлекало внимание ученых. Первые попытки дать классификацию человеческих темпераментов принадлежат знаменитому древнегреческому врачу Гиппократу. В его классификации присутствуют 4 типа темперамента: меланхолик, сангвиник, флегматик и холерик. Каждый из этих типов был охарактеризован Гиппократом по особенностям поведения, склонности к различным заболеваниям, по характеру протекания тех или иных болезней, скорости выздоровления.

Предложенная Гиппократом  классификация человеческих темпераментов  оказалась чрезвычайно точной и  всеобъемлющей, в силу чего она и  существует уже более 2000 лет. Однако, Гиппократ, описав основные темпераменты, не смог в силу объективных причин объяснить механизмы, лежащие в их основе.

Павлов подвел естественнонаучную основу под предложенную Гиппократом классификацию. Наблюдая за поведением животных в течение 60 лет своей научной деятельности, Павлов был поражен разнообразием в поведении животных, в их способности образовывать многочисленные условные рефлексы, вырабатывать и изменять динамические стереотипы и пр. Павлов пришел к выводу, что основу этих различий составляют индивидуальные особенности двух основных нервных процессов в коре больших полушарий — возбуждения и торможения. В качестве основных свойств возбуждения и торможения он выделил:

  1. силу нервных процессов, которая связана с уровнем работоспособности нейронов;
  2. уравновешенность нервных процессов, которая определяется их соотношением, возможно преобладание возбуждения над торможением и наоборот.
  3. подвижность нервных процессов – это способность нейронов переходить из состояния возбуждения в состояние торможения и наоборот. С этой точки зрения нервные процессы могут подвижными и малоподвижными (инертными).

Основные свойства нервной  системы обусловлены как наследственностью, так и условиями развития и  воспитания конкретного ребенка. Они достигают своего нормального уровня развития к моменту полного созревания нервной системы, т.е. к 20-22 годам.

Различные комбинации свойств возбуждения и торможения позволили И.П.Павлову выделить 4 основных типа высшей нервной деятельности и соотнести их с типами темпераментов Гиппократа.

  1. Слабый тип характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения. Это связано с низкой работоспособностью корковых нейронов, в которых развивается запредельное торможение как мера биологической защиты клеток от переутомления. Представители слабого типа соответствуют меланхолическому темпераменту по классификации Гиппократа.
  2. Сильный неуравновешенный («безудержный») тип характеризуется сильными нервными процессами и преобладанием возбуждения над торможением (их неуравновешенностью). По классификации Гиппократа они относятся к холерическому типу.
  3. Сильный уравновешенный подвижный тип характеризуется тем, что возбуждение и торможение легко сменяют друг друга, что проявляется в относительной легкости переделки старых и выработки новых динамических стереотипов. По классификации Гиппократа этот тип относится к сангвиническому темпераменту.
  4. Сильный уравновешенный малоподвижный (инертный) тип характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и инертностью, то есть у представителей этого типа возбуждение с трудом сменяется торможением, а торможение — возбуждением. Последнее свойство проявляется в том, что очень трудно переделываются динамические стереотипы. Данный тип, по классификации Гиппократа, относится к флегматическому темпераменту.



Надо отметить, что представители основных типов темпераментов в чистом виде встречаются крайне редко как у животных, так и у человека. Гораздо чаще наблюдаются смешанные типы, позволяющие говорить о вариациях основных типов.

Учебно-воспитательная работа должна учитывать типологические особенности ВНД ребенка и быть направлена на воспитание положительных качеств. Так, у ученика со слабым типом ВНД необходимо повышать уровень работоспособности нейронов, постепенно увеличивая нагрузки. У ученика с инертными нервными процессами необходимо увеличивать быстроту реакции. У ребенка с «безудержным» типом надо тренировать процессы торможения.

 

 

Патологические изменения  ВНД.

К патологическим изменениям ВНД относят  длительные хронические ее нарушения, которые могут быть связаны как с органическими структурными повреждениями нервных клеток, так и с функциональными расстройствами их деятельности.

Невроз – приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при  котором происходит «срыв» деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Длительные функциональные нарушения ВНД могут переходить в органические, структурные и становятся необратимыми.

Учитель или воспитатель в своей  работе может встречаться с различными проявлениями невротических реакций у воспитанников и должны иметь представления об особенностях неврозов у детей, уметь организовывать оптимальную педагогическую коррекцию этих нарушений.

Опасность этого заболевания кроется  не в его тяжести или неизлечимости (невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть - если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы

Причины неврозов кроются в самых  разнообразных психотравмирующих  ситуациях, в остром или хроническом эмоциональном стрессе. В зависимости от предрасполагающего фона болезнь может проявляться различными симптомами.

В современной патологии высшей нервной деятельности и психиатрии различают три основные формы неврозов: неврастению, невроз навязчивых состояний и истерию.

Неврастения (лат. – «нервная слабость») характеризуется перенапряжением тормозного или возбудительного процесса в коре головного мозга. Особенно часто при неврастении страдают процессы условного торможения. Причиной этих нарушений могут быть чрезмерные умственные и физические нагрузки и различные травмирующие психику ситуации. Проявление неврастении бывает различным: повышенная возбудимость и утомляемость, наблюдается расстройство сна, потеря аппетита, потливость, учащенные сердцебиения, головные боли, низкая работоспособность и др. Больные становятся раздражительными, им свойственна излишняя суетливость и неловкость движений.

Неврозы навязчивых состояний характеризуются навязчивыми мыслями, страхами или влечениями. Чаще возникают у лиц с тревожно-мнительными чертами характера. Различают отвлеченные, или абстрактные, навязчивости: бесплодное мудрствование («умственная жвачка»), навязчивое воспроизведение в памяти мелодии, слов, цифр и т. д.; афферентные навязчивости, сопровождающиеся эмоциональными чувствами,— различные страхи (фобии), навязчивые воспоминания, влечения и желания. Причина этих неврозов бывает связана с переутомлением, болезнями и особенностями высшей нервной деятельности.

Навязчивые  мысли могут быть неприятного содержания: постоянное ожидание опасности, подозрение, что люди постоянно на тебя смотрят. В настоящее время описано большое количество страхов, например, клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства), нозофобия (боязнь заболеть), агарофобия (боязнь открытого пространства) и т.д.

В проблеме детских страхов важно учитывать следующие моменты: детей нельзя ничем пугать, нельзя стыдить ребенка за испытываемый страх и оставлять ребенка одного в незнакомой ситуации.

Навязчивые  движения. В этом случае ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, так как позволяют переключаться на действия, не имеющие отношения к проблеме: постукивания рукой или ногой, подпрыгивание, повторение звуков, очень частое моргание, появление тиков, покашливание, шмыгание носом и т.п.  С помощью навязчивых движений человек снимает внутренне напряжение, возникшее в связи с той или иной навязчивой идеей.

Проявляются неврозы навязчивых состояний  также в различных астенических симптомах: потеря аппетита, расстройство сна, раздражительность и т. д.

Истерия связана с патологическим преобладанием первой сигнальной системы над второй, подкорки над корой головного мозга, что выражается в значительном ослаблении второй сигнальной системы. Этот невроз характеризуется повышенной чувствительностью к внешним раздражениям, чрезвычайной лабильностью настроения и повышенной внушаемостью. Известны случаи истерической слепоты, глухоты, параличей и т. д. Широко встречаются истерические припадки.

При истерическом припадке все действия носят театральный характер. Начинается припадок на незначительные раздражители, длится от нескольких минут до нескольких часов. Ребенок падает, нанося себе минимум повреждений, опирается на затылок и пятки (истерическая дуга). Может в это время кричать. Приступ можно прервать резким окриком, внезапно взбрызнув водой. Продолжительность приступа зависит от наличия людей вокруг.

Следует отметить, что для подростков и особенно для девочек с 12 до 15 лет характерен невроз, связанный с идеей похудания и проявляющийся в резком ограничении себя в пище, - нервная анорексия.

При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2, 3 ,5 и 7 лет и в пубертатный период. В 2 и 3 года невротизация — следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны — противоборства родителей с упрямством детей, фактически же — с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством "я".. средний возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков — 5; у девочек — 6,5 лет. У мальчиков это предшествует возрастной активизации деятельности левого полушария. Таким образом, в большинстве случаев невроз начинается в старшем дошкольном возрасте, когда дети еще достаточно эмоциональны и в то же время у них наблюдается интенсивное развитие мышления (когнитивного уровня психики). В этом возрасте они тонко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.  В 7 лет невротизирующий фактор заключается в нервно-психической перегрузке в связи с обучением в школе (нередко в двух сразу), повышенными требованиями к оценкам и чрезмерным контролем за приготовлением уроков со стороны родителей, а также проблемами психологической адаптации к школе.

В связи с этим в такие периоды  учебно-воспитательная работа должна проводиться особенно осторожно, так как неадекватное отношение к детям в критические периоды может провоцировать развитие психического заболевания.

 

Физиология сна и  его возрастные особенности

Сон — жизненно необходимое периодически наступающее особое функциональное состояние, характеризующееся специфическими электрофизиологическими, соматическими и вегетативными проявлениями.

Известно, что периодическое чередование  естественного сна и бодрствования  относится к так называемым циркадианным ритмам и во многом определяется суточным изменением освещенности. Человек примерно треть своей жизни проводит во сне, что обусловило давний и пристальный интерес у исследователей к этому состоянию.

Во время сна наблюдается  подавление рефлекторной деятельности, снижение чувствительности рецепторов, резкое угнетение тонуса скелетной мускулатуры, частота сердечных сокращений и дыхательных движений уменьшаются, глубина дыхания увеличивается, снижаются температура тела, интенсивность обмена веществ.

Информация о работе Высшая нервная деятельность