Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:34, курсовая работа
Внутренний мир человека, т. е. его психическая жизнь - это образы, мысли, чувства, стремления, потребности и т. п.. вся совокупность психического отражения человеком действительности, окружающего мира.
Психика, представляя собой внутренний мир человека, возникла на самой высокой ступени развития материального мира.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Высшие психические функции…………………………………..5
Теория высших психических функций…………………………….5
Сущность и составляющие высших психических функций ……..9
Признаки высших психических функций…………………………14
Глава II
Методы исследования памяти 20
2.1.Исследование непроизвольного запоминания
и условий его продуктивности 21
2.2. Измерение объёма кратковременной памяти 23
2.3. Исследование динамики процессов заучивания 25
2.4. Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти 27
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………………..32
Так, для исследования непроизвольного запоминания и условий его продуктивности может быть использована методика, предложенная И.П. Зинченко. Она направлена на изучение влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания. Методика «Классификация изображений предметов» поможет выявить условия продуктивности непроизвольного запоминания.
«Метод Джекобса» направлен на исследование объёма кратковременной памяти личности. На основе этой методики построены и другие методы исследования кратковременной памяти личности, например, методика Л.С. Мучника и В.М. Смирнова («Определение индекса кратковременной памяти») и методика «Измерение объёма кратковременной памяти методом определения отсутствующего элемента»11.
Для исследования динамики процессов заучивания используются в основном классические методики, такие как, например, метод удержания членов ряда, метод заучивания, метод удачных ответов, метод антиципации и др.
Ещё одним важным направление исследования памяти личности является исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти. Таких факторов существует множество – род промежуточной деятельности между заучиванием и воспроизведением, её временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением, длительность интервала, степень первоначального заучивания и др. Для их исследования используются различные методики, например, методика Ф.Д. Горбова, которая направлена на выявление преходящих нарушений оперативной памяти по ходу и в связи с данной оперативной деятельностью.
Заключение.
Появление Культурно - исторической теории Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.
Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных.
Процесс овладения миром предметов и явлений, созданных людьми в процессе исторического развития общества, и есть тот процесс, в котором происходит формирование у индивида специфически человеческих способностей и функций. Было бы, однако, громадной ошибкой представлять себе этот процесс как результат активности сознания или действия "интенциональности" в смысле Гуссерля и других.
Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его сознания; а определяются конкретно-историческими, социальными условиями, в которых он живет, и тем, как складывается в этих условиях его жизнь.
Вот почему проблема перспектив психического развития человека и человечества есть прежде всего проблема справедливого и разумного устроения жизни человеческого общества - проблема такого ее устроения, которое дает каждому человеку практическую возможность овладевать достижениями исторического прогресса и творчески участвовать в умножении этих достижений.
Психика—это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира.
Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявление психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).
Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается в:
индивидуальных различиях;
зависимости от общего развития личности;
превращении в сознательно регулируемые действия или операции.
Изучая проблемы развития личности, Л.С. Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие, рассматривая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории. В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии
Список использованной литературы.
1. Выгодский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2010.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций М., 2008 г.
3. Гоноболин Ф.Н. Психология Москва 2006.
4. Кузин В.С. Психология / под ред. Б.Ф.Ломова. Учебник. М.: Высш. школа, 2012.
5. Лук. А.Н. Эмоции и личность М. ; 2012 г.
6. Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. МГУ 2005 г.
7. Немов Р.С. Психология Учебник для студентов. Кн. 1 Общие основы психологии. - М.: Просвещение 2004.
8. Розанов С.И. "Память в психологии" из "Большой Российской Энциклопедии" 2011
9. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб изд. «Питер» 2009.
10. Высотский И.О. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2008.
11. Файгенберг И.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ, М. 2004г.
1 Выгодский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2010, с.209
2 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций М., 2008 г, с.187
3 Гоноболин Ф.Н. Психология Москва 2006, с.197
4 Кузин В.С. Психология / под ред. Б.Ф.Ломова. Учебник. М.: Высш. школа, 2012, с.89
5 Лук. А.Н. Эмоции и личность М. ; 2012 г, с.47
6 Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. МГУ 2005 г, с.134
7 Немов Р.С. Психология Учебник для студентов. Кн. 1 Общие основы психологии. - М.: Просвещение 2004, с.259
8 Выгодский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2010.с.298
9 Выгодский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2010.с.307
10 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций М., 2008 г., с.308
11 Кузин В.С. Психология / под ред. Б.Ф.Ломова. Учебник. М.: Высш. школа, 2012., с.265