Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 11:52, контрольная работа
В настоящее время существуют различные методики для диагностики динамической стороны психики. Наибольшее распространение в психодиагностической практике получили опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Более полная информация о темпераменте подростка может быть получена при помощи опросника структуры темперамента В.М. Русалова. Выбор конкретного опросника определяется практическими задачами, которые стоят перед исследователем.
1. Введение
2. Психологическая сущность темперамента и его свойства
3. Теоретические модели темперамента
4. Типы темперамента
5. Психологическая диагностика типа темперамента
6. Список используемой литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Дисциплина: Психодиагностика
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: «Выявление типа темперамента у подростков»
Студент:
Специальность: Автосервис
Отделение: заочное курс: 2
Преподаватель: Кузнецова О.В.
г. Киров
2011г.
Содержание
Психодиагностическое изучение типа темперамента в подростковом возрасте является актуальной для современной психологии проблемой. Это обусловлено потребностями практики в данных об особенностях психики подростка. Период отрочества характеризуется динамичными изменениями всех физиологических систем и психических функций. Одновременно с этим, подростку приходится осваивать новые социальные роли и функции, перестраивать отношения с окружающим миром, изменять представления о себе как о личности.
Все эти факторы могут стать причиной резких перемен в личности подростка. Медлительный ученик начнет продемонстрировать бурные эмоции, а бессменный лидер – склонность к уединению. Подобное поведение может привести к трудностям в общении взрослого (родителя, психолога, педагога) с подростком. Взрывчатость подростка, его бурная социальная активность или, напротив, замедленность, изоляция не обязательно являются проявлением типа темперамента. Они могут быть обусловлены особенностями ситуации, т.е. возрастной динамикой психофизиологического развития. Поэтому точность наблюдения как источника информации о динамических свойствах нервной системы в подростковом возрасте снижается.
В связи с этим, возрастает
роль психодиагностического
В настоящее время существуют различные методики для диагностики динамической стороны психики. Наибольшее распространение в психодиагностической практике получили опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Более полная информация о темпераменте подростка может быть получена при помощи опросника структуры темперамента В.М. Русалова. Выбор конкретного опросника определяется практическими задачами, которые стоят перед исследователем.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Содержательная характеристика темперамента может быть дана через его свойства. К свойствам темперамента, по мнению В.С. Мерлина, можно отнести «индивидуальные особенности, которые: 1) регулируют динамику психической деятельности в целом; 2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов; 3) имеют устойчивый и постоянный характер, сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени; 4) находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента; 5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы» [9, с. 365].
Е.И. Рогов выделяет следующие свойства темперамента [12]:
1) Сензитивность - определяется
тем, какова наименьшая сила
внешних воздействий, необходимая для
возникновения какой-либо психической
реакции человека, и какова скорость возникновения
этой реакции;
2) Реактивность характеризуется
степенью непроизвольности
3) Активность - свидетельствует о
том, насколько интенсивно (энергично)
человек воздействует на
4) Соотношение реактивности и
активности определяет, от чего
в большей степени зависит
деятельность человека: от случайных
внешних или внутренних
5) Пластичность и ригидность
– они свидетельствуют,
6) Темп реакций - характеризует
скорость протекания различных
психических реакций и процессов, темп
речи, динамика жестов, быстрота ума;
7) Экстраверсия, интроверсия - определяют,
от чего преимущественно
8) Эмоциональная возбудимость
Интерес исследователей к проблеме темперамента, его физиологической основы способствовал развитию различных теоретических концепций.
Первые концепции темперамента были гуморальными. Они связывали темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме – кровью, желчью, черной желчью и слизью (флегмой, лимфой). Соотношение этих жидкостей, индивидуально-своеобразное у каждого человека, обозначалось по-гречески как «красис» (смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык звучит как «темперамент». На основе теории Гиппократа постепенно сформировывалось учение о четырех типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому, холерическому, меланхолическому и флегматическому [4, с. 353].
В рамках конституционального
По свидетельству Э. Кречмера, «астеническому
типу конституции, характеризующемуся
длинной и узкой грудной клеткой, длинными
конечностями, удлиненным лицом, слабой
мускулатурой, соответствует шизоидный
темперамент, которому свойственны индивидуальные
особенности, располагающиеся в основном
вдоль «психэстетической» шкалы,— от
чрезвычайной ранимости, аффективности
и раздражительности до бесчувственной
холодности и тупого, «деревянного» равнодушия.
Для шизоидов характерны также замкнутость,
уход во внутренний мир,
несоответствие реакций внешним стимулам,
контрасты между
судорожной порывистостью и скованностью
действий» [6, с. 344].
Пикническому типу, характеризующемуся широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает, по Э. Кречмеру, циклоидный (циклотимический) темперамент. Ему свойственны прежде всего индивидуальные особенности, идущие вдоль «диатетической» шкалы, т.е. «от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов» [6, с. 345]. Для циклоидов характерны также соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и плавность движений.
Морфологические признаки отображены также в концепции У. Шелдона. В данной теории выделяются три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного типа, по мнению У. Шелдона, характерны «мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями» [20, с. 463]. Мезоморфный тип характеризуется жестокостью и резкостью поведения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выражен-ной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью. У. Шелдон, так же, как и Э. Кречмер, разделял идею о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.
В теории высшей нервной деятельности основой темперамента выступают фундаментальные свойства нервных процессов. К этим свойствам относятся: сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.
Сила процесса возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется, прежде всего, в функциональной выносливости, то есть в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя в состояние охранительного торможения. Мерой силы процесса возбуждения является способ реагирования на сильные, продолжительные или часто повторяющиеся раздражители.
Между интенсивностью процесса
возбуждения (как состояния активации)
и силой возбуждения (понимаемой
как свойство нервной системы) существует
обратная зависимость. При прочих равных
условиях
чем сильнее нервная система (чем больше ее выносливость при воздействии
сильных или длительных раздражителей),
тем слабее процесс возбуждения
(как состояние коры мозга), и наоборот.
Слабость (небольшая сила) нервной системы
выступает как условие большой интенсивности
процесса возбуждения, вызванного тем
же раздражителем.
Сила процесса торможения понимается И.П. Павловым как «функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения, причем речь идет об условном, выработанном в результате обучения торможении, в отличие от безусловного торможения» [13, с. 40].
Сила процесса торможения
проявляется в способности к
образованию различных
Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.
Позднее других было открыто третье свойство
нервной системы, каковым, по И.П. Павлову,
является подвижность нервных процессов.
Сущность подвижности, считал он, «состоит
в быстроте перехода
одного нервного процесса в другой, оба
процесса должны, так сказать, поспевать
за этими колебаниями, т.е. должны обладать
высокой подвижностью, способностью быстро,
по требованию внешних условий, уступать
место, дать преимущество одному раздражению
перед другим, раздражению перед торможением
и обратно» [13, с. 43].
Противоположностью
или усилий требуется, чтобы перейти от
одного процесса к другому. По мнению И.П.
Павлова, нарушения подвижности нервных
процессов могут
приводить либо к патологической инертности,
либо к патологической неустойчивости.
Это как бы крайние полюсы подвижности
нервной системы.
Указанные свойства нервных
процессов образуют определенные системы,
комбинации; таким образом, получается
так называемый тип нервной системы,
или тип высшей нервной деятельности. Он
складывается из характерной для отдельных
индивидов совокупности основных свойств
нервной системы — силы, уравновешенности
и подвижности процессов возбуждения
и торможения.
В факторных теориях свойства темперамента увязываются со специфическими личностными характеристиками. Например, в концепции Л. Тэрстоуна сущность темперамента описывается таким набором факторов:
1. Активность-пассивность.
2. Энергичность – пассивность.
3. Импульсивность – уравновешенность.
4. Доминантность – конформность.
5. Стабильность – изменчивость.
6. Социабельность – склонность к уединению.
7. Рефлексивность – практическая деятельность [19, с. 97].
Информация о работе Выявление типа темперамента у подростков