Взаимодействие родителей с детьми в полной и неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 03:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В Беларуси, как и во многих других странах, семья как социокультурный институт переживает глубокие изменения, которые проявляются, прежде всего, в снижении числа браков; падении рождаемости; росте числа разводов и формировании семей раздельно живущих супругов; повышении числа незарегистрированных браков и внебрачных рождений, обусловливающих увеличение количества неполных семей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ7
1.1 Роль семьи в воспитании ребёнка 7
1.2 Неполная семья и ее влияние на развитие ребенка12
Выводы21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ 22
2.1 Организация и методика проведения исследования 22
2.2 Анализ полученных результатов24
Выводы36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ+ПРАКТ.docx

— 216.90 Кб (Скачать файл)

Низкий уровень социализации детей, полученный в результате воспитания в неполной семье, может привести к более тяжелым последствиям – стать причиной суицидов. Суицидентам характерна не только социально-психологическая дезадаптация, т.е. нарушения в сфере межличностных отношений, но и социальная неприспособленность к требованиям общества, которая проявляется в неумении или нежелании строить свое поведение в соответствии с социальными нормами. Социальный статус их, как правило, невысок. Суицид часто является последним шансом в ряду других форм девиантного поведения, свойственного лицам этой группы.

Наблюдается также и ряд различий в отношении к детям в неполных семьях. Так, для мальчиков в неполных семьях часто существует большее число ограничений и запретов, чем для девочек. По мнению А.И.Захарова [10, c. 67], в семьях мальчиков большую строгость матерей можно интерпретировать как реакцию на неприятие в мальчиках нежелательных черт характера бывшего партнера. Со стороны матерей угрозы, порицания и физические наказания чаще применяются к мальчикам из неполных семей по сравнению с полными. Здесь сыновья нередко становятся «козлами отпущения» для уменьшения у матери нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности (по данным психиатров в неполных семьях индекс невротизации выше у матерей мальчиков) [8, c. 61]. В семьях девочек все наоборот - количество угроз, порицаний и физических наказаний в неполных семьях по сравнению с полными значительно меньше [10, c. 69].

Подводя итоги вышесказанному, еще раз подчеркнем, что окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на особенностях характера ребенка и влияют на его социализацию. Семейное неблагополучие, следствием которого являются деформация процесса социализации и формирования личности ребенка, приводят к росту социальной дезадаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Среди семейных факторов, влияющих на выполнение функции социализации детей, можно выделить наиболее значимые: структура  семьи; материальные  условия  жизнедеятельности;  личностные  характеристики  родителей;  психологический  климат в семье, система  и  характер взаимоотношений  между ее членами,  их  совместная  деятельность и т.д. Успешность социализации ребенка во многом зависит от того, в какой семье воспитывается ребенок.

По мнению большинства зарубежных и отечественных психологов, формирование эмоционально здорового ребенка зависит от взаимного общения ребенка с обоими родителями. Известно, что лишенные в детстве достаточного общения с отцом, мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположного женскому и не воспринимают всего того, что пытается им привить мать. Выращенные без отцов мальчики оказываются менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешенны, у них труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. Им гораздо труднее выполнять свои отцовские обязанности.

Девочки, воспитанные без отцов, менее успешно формируют представление о мужественности, в дальнейшем у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, исполнять роль жены и матери. Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

 

2.1 Организация  и методика проведения исследования   

 

В исследовании принимали участие 60 родителей дошкольников (30 полных семей и 30 неполных семей) и их дети - всего 60 детей (30 детей из полных семей и 30 детей с неполных семей).

В исследовании использовались методики «Опросник «Анализ семейного воспитания»» (Эйдемиллер Э.Г) и методика «Какой я?»            (Р.С. Немов).

Опросник «Анализ семейного воспитания» позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушения (см. приложение 1).

В вопроснике АСВ диагностируются следующие нарушения семейного воспитания:

1.Уровень протекции - сколько  сил, времени уделяют родители  воспитанию ребенка: 1) гиперпротекция (чрезмерная) - шкала Г+; 2) гипопротекция (недостаточная) шкала Г-;

2.Степень удовлетворения  потребностей - в какой степени  деятельность родителей нацелена  на удовлетворение потребностей  ребенка как материально-бытовых, так и духовных: 1) потворствование (стремление родителей и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка) - шкала У+; 2) игнорирование потребностей ребенка - шкала У-

3.Уровень требовательности  к ребенку в семье. Они выступают  в  виде обязанностей, запретов, наказаний: 1) чрезмерность требований - обязанностей представляет риск психотравматизма - шкала Т+; 2) недостаточность требований - обязанностей приводит к трудностям привлечения ребенка к какому-либо делу - шкала Т-; 3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предоставляет развитие черт сензитивной и тревожно-мнительной акцентуации - шкала З+; 4) недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера - З-; 5) чрезмерность санкций - чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения - С+; 6) минимальность санкций - упование на поощрения, сомнения в результативности любых наказаний - С-.

4.Неустойчивость стиля  воспитания - резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая  упрямство - Н.

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:

- расширение сферы родительских  чувств (шкала РРЧ);

- предпочтение в подростке  детских качеств (шкала ПДК);

- воспитательная неуверенность  родителя (шкала ВН);

- фобия утраты ребенка (шкала ФУ);

- сдвиг в установке  родителей по отношению к полу  ребенка (шкала ПЖК - предпочтение  женских качеств, шкала ПМК - предпочтение  мужских качеств);

- проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств (шкала  ПНК);

- вынесение конфликта  между супругами в сферу воспитания (шкала  ВК). Подобные нарушения  родителей вызывают повышенную (доминирующую  или потворствующую) протекцию или, наоборот, - гипопротекцию, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречивый тип.

Методика «Какой я?» (Р.С. Немов) предназначена для дошкольника. Взрослый задаёт ребенку вопросы типа «Какой ты?» и перечисляет 10 различных качеств. Дошкольник должен ответить «да», «нет», «иногда», «не знаю» (см. приложение 1).

 

 

 

2.2 Анализ полученных результатов 

 

В результате проведения методики «Анализ семейного воспитания» (см. приложение 2, табл. П.2.1, П.2.2) получили следующие результаты.

Гиперпротекция выражена в полных семьях у 5 чел. (17 %), в неполных семьях – у 8 чел. (27 %). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.

Гипопротекция не выражена в воспитании детей в полных семьях, в неполных семьях – у 9 чел. (30 %). Ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, у него «не доходят руки», родителю не «до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Потворствование выражено в 1 полной семье (3 %) и в 4 неполных семьях (13 %). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них – закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией – «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

Игнорирование потребностей детей не выражено в полных семьях и выражено в одной неполной семье (3 %). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

Чрезмерность требований-обязанностей выражена в 9 полных семьях (30 %) и в 6 неполных семьях (20 %). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований-обязанностей выражена в 4 полных семьях (13 %) и в 12 неполных семьях (40 %).    В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

Чрезмерность требований-запретов выражена в 11 полных семьях (37 %) и в 1 неполной семье (3 %).  Такой подход может лежать в основе типа негармонического воспитания «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.

Недостаточность требований-запретов выражена в 6 полных (20 %) и в 19 неполных семьях (63 %). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка и, особенно, неустойчивого типа.

Чрезмерность санкций выражена в 8 полных семьях (27 %) и не выражена в неполных семьях. Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения.

Минимальность санкций выражена в 2 полных семьях (7 %) и 2 неполных семьях (7 %). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Неустойчивость стиля воспитания не выражена в полных и неполных семьях.    Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Неустойчивость стиля воспитания содействует формированию таких черт характера как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера. Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Расширение сферы родительских чувств не выражено в полных семьях и выражено в 5 неполных семьях (17 %).    Обусловливаемое нарушение воспитания - повышенная протекция (потворствующая или доминирующая). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: супруга нет - смерть, развод, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, реже отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов - потребность во взаимной исключительной привязанности, частично - эротические потребности. Мать нередко отказывается от вполне реальной возможности повторного замужества. Появляется стремление отдать ребенку (подростку) - чаще противоположного пола – «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям - ревность, детская влюбленность. Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции. Стремление к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребностей в отношениях матери и ребенка, как правило, ею не осознается. Эта психологическая установка проявляется косвенно, в частности, в высказываниях, что ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных ею собственных отношений с сыном неудовлетворяющим ее отношениям с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они предъявляют ее в виде многочисленных придирок к ним.

Предпочтение в ребёнке детских качеств выражено в одной полной семье (3 %) и 2 неполных семьях (7 %). Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей ребёнок всегда «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие дети вообще им нравятся больше, что с большими не так интересно. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он не имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался как несчастье). Рассматривая ребёнка, как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

Информация о работе Взаимодействие родителей с детьми в полной и неполной семье