Взаимоотношения между матерью и дочерью в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить психологическую особенность между матерью т дочерью.
Задачи:
1. проанализировать научно-психологическую литературу по проблеме исследования.
2. дать характеристику семейным отношениям.
3. выявить особенности материнской любви.
4. описать особенности подросткового возраста.
5. подобрать методику к данной теме.
6. провести исследование.
7. обработка результатов исследования.
8. провести сравнительный анализ теоретической и практической части исследования.

Содержание работы

Введение
I. Теоретическая часть
I.1.1. Что такое отношения?
I.1.2. Факторы и типы детско-родительских отношений
I.2.1. Понятие материнской любви
I.2.2. Типы материнской любви
I.2.3. История материнства
I.2.4. Отличие материнской любви от других видов любви
I.3.1. Особенности подросткового периода
I.3.2. Роль матери в формировании девочки подростка
II. Организация и методы исследования на отношения матери и дочери в подростковом возрасте
II.2.1. Программа исследования
II.2.2. Методика
Ш. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Взаимоотношения между матерью и дочерью в подростковом возрасте.docx

— 55.03 Кб (Скачать файл)

2. Любовь  к ближнему. Ближний – это подобие  Бога.

3. Любовь  Бога к человеку.

Американский  учёный Эрих Фромм выделяет 5 видов  любви:

1. Братская  любовь, основывается на чувстве  «все мы одно целое»

2. Материнская  любовь из–за своего альтруистического  характера считается наивысшей  формой любви.

3. Эротическая  любовь, когда человек стремиться  к полному слиянию с человеком  противоположного пола.

4. Любовь  к себе.

5. Любовь  к Богу.

Материнская любовь отличается от других видов  любви характером глубинных жизненных  потребностей человека, которые она  удовлетворяет.

 Материнская  любовь отличается существенно  от любви отцовской по следующим  признакам: это любовь безусловная,  мать заботиться о благополучии  ребёнка, эта любовь требует  тесных постоянных контактов  с ребёнком, тогда как отцовская – условная любовь и направлена на реализацию себя посредством ребёнка.

Вывод.

Материнская любовь – особое чувство, которое  испытывает женщина. У многих женщин это чувство заложено, а потом  в процессе общения с ребёнком оно развивается и совершенствуется. У каждой женщины оно индивидуально. Мать любит своего ребёнка по –  своему, но во многих случаях подход одинаков: она любит бескорыстно и порой любовь эта бывает «слепой».

Феномен материнской любви зависит от многих факторов: от характера женщины, её поведения привязанности, её жизненных  позиций, отношения в семье. Очень  сказывается, на любви одинока женщина  или замужем. На материнскую любовь оказывает влияние общественные нормы и ценности, устои общества.

Множество работ иностранных и российских психологов посвящены теме материнской  любви. Все они сходятся во мнении, что без материнской любви, без  тесного контакта матери с ребёнком не сможет сформироваться полноценная  личность.

История материнской любви представляла и представляет большой интерес  для учёных самых разных гуманитарных специальностей.

Таким образом, есть надежда, что феномену материнской  любви будет найдено более  точное и полное объяснение.

 

I.3.1 Особенности подросткового периода

 

Как известно, многим детям в подростковом возрасте свойственны какие-то временные  отклонения в поведения. Как только наступает этот период девочка из нежной и отзывчивой может внезапно превратиться в совершенно незнакомое существо - грубое и упрямое, которое  с трудом можно уговорить сделать  какую-то работу, и одновременно ужасно занятое, обидчивое, способное любой  пустяк превратить в конфликт. Действительно в это время девочка переживает такой период, когда физическое и психическое состояние ее – это тугой узел противоречий.

Подростковый  возраст является переходным, прежде всего в биологическом смысле. Поскольку это возраст полового созревания параллельно, которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза-предложение первичной социализации. Психологически подростковый возраст крайне противоречив. Подростковое чувство взрослости главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала вырастания из него.

Под развитием  взрослости мы понимаем становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. В этом процессе можно выделить две стороны становление объективной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых и субъективной готовности развитие чувства взрослости и тенденции к взрослости. Подростки очень отличаются по степени и содержанию объективной взрослости. Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении. На основании материалов исследования можно выделить несколько типов взрослости детей. Социально-моральная взрослость выражается в отношениях со взрослыми фактах серьезного участия подростка в заботах благополучия семьи уже на правах взрослого человека. Взрослость может проявляться как в фактах особой дружбы и внутренней близости с матерью у девочек, так и в наличии эмансипации от нее, в развитии посредственного, даже рационалистического поведения с взрослыми. Социально-моральная взрослость в отношениях с взрослыми и товарищами выражается в наличии у подростка собственных взглядов, оценок, в их защите отставании, в определенности морально-этических представлений, суждений и соответствии им поступков. Стремление отстоять свое мнение часто встречается в этом возрасте.

Взрослость  в интеллектуальной деятельности и  интересах характеризуется наличием элементов самообразования. Взрослость в романтических отношениях со сверстниками другого пола выражается не столько  в фактах существования взаимных симпатий, сколько в форме, в которой выливаются эти отношения. Именно форма отношений усваивается подростками от взрослых. Взрослость во внешнем облике и манерах поведения результат прямого подражания взрослым. Подростки следуют моде в одежде и прическе, усваивают взрослую манеру ходить, разговаривать, считая непременным атрибутом взрослости употребление вульгарных выражений и модных словечек.

Таким образом, можно выделить несколько видов  разной по содержанию взрослости: в  социально-моральной, в интеллектуальной деятельности и интересах, в романтических  отношениях и характере развлечений, во внешнем облике и манере поведения. В это время подростки переживают такой период, когда физическое и психическое состояние тугой узел противоречий.

В подростковом возрасте у девочек физическое развитие вызывает особые проблемы. Высокий  рост, ускоренное физическое созревание могут стать причиной застенчивости, неуверенности в себе. Девочки  болезненно переживают полноту. Внешний  вид сильно влияет на самоощущения девочки – подростка. В этот период происходит ряд крупных перемен  в физическом облике. Заметно изменяются пропорции всего тела. Замедлившийся  было рост, вновь вступает в свои права, причем большое увеличение падает на конечности (особенно рук). Благодаря  этому фигура получает неуклюжий, нескладный вид.

- Организм  обнаруживает большую утомляемость, обусловленную затратой энергии  для роста. 

- Сердце  увеличивается в два раза, усиливается  кровяное давление.

- Мозг, достигший  достаточного веса, подвергается  дальнейшему качественному улучшению: начинается усиленная деятельность ассоционных волокон, однако, являются изменения в сфере желез внутренней секреции, и в частности половых желез, их усиленная деятельность обуславливает ряд внешних перемен: появление вторичных половых признаков (волосы на кожном покрове, иная форма груди), менструация.

Все это  вызывает резкий перелом в психической  жизни. Самое существенное, что характерно для данного возраста – чувство  своей взрослости. Самооценка и возможности  – эти два фактора имеют  самое большое значение в возникновении  противоречий в подростковый период.

Повышенные  запросы подростка неизбежны. Если таковых нет, надо искать причины  сдерживающего его развитие. С  вступлением в подростковый возраст  у девочек появляется повышенный интерес к себе, к тем изменениям, которые бурно происходят. Это  способствует становлению ее самосознания.

 

I.3.2 Роль матери в формировании девочки подростка

 

Актуальность  темы: « Роль матери в жизни девочки-подростка  особенно велика». Стираются многие традиции, умирают стереотипы, и  роль женщины меняется вместе со временем.

Для того, чтобы выявить предпосылки развития современного типа женщины необходимо обратится к проблеме воспитания девочки-подростка, так как девочка – будущая женщина. ХХI век открыл перед женщинами невиданные возможности, однако при этом возложил на них бремя огромной ответственности. Получив, огромные права с мужчинами женщины смогли работать учиться заниматься политикой, самостоятельно решать свою судьбу. Но оказалось, что времени стало не хватать на семью. Образ жизни женщины стал причиной множества разводов. Разводы коверкали детские судьбы. Дети вырастая, копировали родителей, и таким образом одно поколение втягивалось в порочный круг…

Вот и  получается, что воспитывать девочку  в наше время – задача не из простых. На что нацеливать: на семью или карьеру? Что поощрять, а какие черты стараться приглушить. А Болдин выделил два стиля воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический - это высокая степень вербального  общения с ребенком, включенность в семейные проблемы, успешность ребенка  и готовность всегда придти на помощь, стремление субъективности в видении  ребенка.

Контролирующий  стиль предполагает ограничения  поведения ребенка при отсутствии разногласий. Требования к ребенку  могут быть жесткими , но они предъявляются  ему постоянно и последовательно  и признаются им как справедливые о обоснованные.

На основе своих наблюдений Д. Боулерид выделяет три типа матерей, характер которых  соответствует методам их воспитательной деятельности.

- Авторитетные  матери – инициативный, общительный  добрый ребенок. Авторитетны те  матери, которые предпочитают не  наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь  лишний раз похвалить они требуют  от дочери осмысленного поведения  и стараются им помочь, чутко  относясь к их запросам. Вместе  с тем такие матери обычно  проявляют твердость, сталкиваясь  с капризами, а тем более  с ненормативными вспышками гнева.  При таком воспитании подростки  обычно ответственно относятся  к своим обязанностям, им легче  дается усвоение социально приемлемых  форм поведения. Они энергичны,  уверены в себе , у них развито  чувство собственного достоинства  и самоконтроля , им легче общаться  со сверстниками.

- Когда матери авторитарны – девочки склонны к конфликтам. Матери считают, что не следует предоставлять дочери слишком много свободы и прав, что она должна подчиняться их воле. Они стараются выработать у дочери дисциплинированность, как правило, не оставляя ей возможности выбора вариантов поведения, ограничивают ее самостоятельность, лишают права возражать старшим даже если дочь права. Такие матери считают нужным чаще всего обосновать свои требования. Жесткий контроль за дочерью - основа их воспитания, которое не идет дальше запретов, выговоров. Нередко в этом случае физическое наказание. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия – запугивание и угрозы. Такие матери исключают душевную близость, они скупы на похвалы, поэтому между ними и дочерьми редко возникает чувство привязанности, так как жесткий контроль редко дает положительный результат. У таких подростков формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины , страха перед наказанием, слабый самоконтроль. Девочки таких матерей с трудом устанавливают контакт со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим.

- Снисходительные  матери-дочери импульсивные, агрессивные.  Матери не контролируют дочерей,  позволяя им поступать, как  заблагорассудится, не требуя  от них ответственности и самоконтроля; разрешают им делать все. У  таких девочек чаще всего нелады  с дисциплиной, нередко их поведение  становится неуправляемым. Матери  грубо и резко наказывают их  и могут применить физическую  силу.

В подростковый период у девочки возникает ощущение взрослости, но ее социальный статус мало, чем отличается от статуса ребенка, что неизбежно вызывает конфликты  с окружающими. Поэтому девочка  – подросток еще не может существовать опеки и заботы взрослых. В это  время особенно необходимо ощущать  заботу и тепло матери. Поэтому  мать должна вооружиться огромным терпением  и постоянно внушать себе: у  нас в семье - подросток!

Принято считать, что девочек воспитывать  легче, чем мальчиков. Да и матерям  их понять проще – все - таки женская  психология.… Но при ближайшем  рассмотрении, как часто бывает, оказывается, что подобные взгляды  не соответствуют действительности. Когда задумываешься о воспитании всерьез, то выясняется, что еще неизвестно, чьим родителям легче: мальчиков  или девочек. Воспитать девочку  в наше время – задача не из простых. На что ее нацеливать на семью или карьеру? Что поощрять, а какие черты стараться приглушить. Одно дело внушать девочке, что главное активность и независимость. И совсем другое - воспитывать мягкость, уступчивость, сострадание. То есть качества, облегчающие семейную жизнь, но несовместимые с расхожими представлениями о лидерстве.

Основная  проблема воспитания нынешних девочек - это воспитание женственности. В  борьбе за равноправие женщины одержали победу, но в результате перешли  играть на чужое поле, свои позиции  сдали, утратили женскую мягкость, чистоту  и наивность, которая очень трогает  мужчин.

Современный стиль – напористый, агрессивный, дерзкий. Девушки-подростки стараются  не отставать от парней: матерятся, занимаются карате и ушу, курят, пьют. Женственность многим кажется непристижной, воспринимается как проявление слабости. Большинство современной бульварной литературы для девочек-подростков распаляет чувственность, внушает  мысль о допустимости и даже желательности  постельных отношений в подростков возрасте.

Именно  в этом возрасте следует заниматься половым образованием в самом  широком смысле этого слова. И  здесь неоценима роль матери. От того, какой идеал мужчины сложиться у девочки, во многом зависит дальнейшее ее развитие, поэтому огромное значение имеет пример отношений родителей.

Информация о работе Взаимоотношения между матерью и дочерью в подростковом возрасте