Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 22:51, контрольная работа
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка. Существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и формированием личностных качеств у ребёнка, так как семейная среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья и стиля воспитания. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье.
На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей
Введение______________________________________________________
Глава 1. Типы детско - родительских отношений_____________________
Глава 2. Типы семейного воспитания______________________________
Глава 3. Роль ребёнка в семейных отношениях______________________
Глава 4. Взаимоотношения ребёнка с родителями___________________
Заключение_______________________________________________________
Список литературы_______________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________
Глава 1. Типы детско -
родительских отношений_____________________
Глава
2. Типы семейного
воспитания____________________
Глава 3. Роль ребёнка
в семейных отношениях____________________
Глава 4. Взаимоотношения
ребёнка с родителями___________________
Заключение____________________
Список литературы____________________
Введение.
Изучение детско-родительских
отношений является чрезвычайно
важным для понимания факторов, влияющих
на становление личности ребенка. Существует
прямая зависимость между типом
детско-родительских отношений и
формированием личностных качеств
у ребёнка, так как семейная среда —
это сочетание личностных особенностей
родителей, условий, в которых живет семья
и стиля воспитания. Существенное влияние
на формирование личности ребенка оказывает
стиль организации жизни, преобладающий
в семье.
На детей влияют
не только преднамеренные и целенаправленные
воспитательные воздействия, но в равной
или даже большей степени все особенности
поведения родителей. Семья создает для
ребенка определенные модели социального
поведения. Оценивая то, что происходит
в обществе, ребенок опирается, прежде
всего, на опыт своего общения с близкими
родственниками. В дальнейшем он будет
организовывать свое взаимодействие с
другими людьми, в значительной степени
используя модели семейных коммуникаций.
Первичная социализация детей в семье,
особенно в сфере интимности и доверительности
детско-родительских отношений, не имеет
аналогов в других типах неформальных
групп. Если бы даже система образования
была совершенной, она не в состоянии обеспечить
ребенка той особой родительской заботой
и любовью, которые присутствуют в семье.
Глава
1. Типы детско
- родительских отношений.
Семейные взаимоотношения
– субъективно переживаемые взаимосвязи
между членами семьи, объективно проявляющиеся
в характере и способах взаимных влияний
на личностном уровне в ходе совместной
жизнедеятельности и общения. Они определяют
эмоциональные и деловые отношения в семье,
её микроклимате . Выделяются следующие
типы семейных взаимоотношений:
диктат - доминирующая позиция одного из родителей, выражающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи. Родители сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленные и многие ценностные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнения ребенка, подавление, принуждение, а в случае сопротивления ребенка, порой ещё и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов относящихся к нему, - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности;
опека - чрезмерное внимание ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений, она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, неприспособленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, поступкам. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе;
мирное сосуществование - позиция родителей, придерживающихся принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети – своей. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями;
сотрудничество - взаимодействие родителей и детей на личностном уровне, при этом имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи). Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество.
В
исследовании Е.Т. Соколовой основные
стили детско-родительских отношений
были выделены на основании анализа
взаимодействия матери
и ребенка при совместном решении задач:
сотрудничество псевдосотрудничество;
изоляция; соперничество.
Сотрудничество предполагает
тип отношений, в которых потребности
ребенка учитываются, ему дают право «на
автономию». Помощь оказывается в сложных
ситуациях, требующих участия взрослого.
Варианты решения той или иной возникшей
в семье проблемной ситуации обсуждаются
вместе с ребенком, принимается во внимание
его мнение.
Псевдо сотрудничество может осуществляться
в разных вариантах, таких, как доминирование
взрослого, доминирование ребенка. Для
псевдо сотрудничества характерно формальное
взаимодействие, сопровождающееся откровенной
лестью. Псевдо совместные решения достигаются
за счет поспешного согласия одного из
партнеров, испытывающего страх перед
возможной агрессией другого. При изоляции полностью отсутствует
кооперация и объединение усилий, инициативы
друг друга отклоняются и игнорируются,
участники взаимодействия не слышат и
не чувствуют друг друга.
Для стиля соперничества характерна конкуренция
при отстаивании собственной инициативы
и подавлении инициативы партнера.
Е.Т. Соколова
подчеркивает, что лишь при сотрудничестве,
когда при выработке совместного решения
принимаются как предложения взрослого,
так и самого ребенка, отсутствует игнорирование
партнера. Поэтому данный тип взаимодействия
побуждает ребенка к творческой активности,
формирует готовность к взаимопринятию,
дает ощущение психологической безопасности.
Одним из важнейших
факторов, формирующих гармонически развитую
личность ребенка, являются воспитательные
позиции родителей, определяющие общий
стиль воспитания. Воспитательные позиции
родителей – это характер эмоционального
отношения отца и матери к ребенку. Выделяют
следующие основные типы отношений родителей
к ребенку с точки зрения дистанции между
ними.
«Оптимальная
дистанция» («уважение»).
Эмоционально-уравновешенное
отношение к ребенку (оптимальный стиль
поведения родителей):родителе воспринимают
ребенка как формирующуюся личность с
определенными возрастными, половыми
и личностными особенностями, потребностями
и интересами. Основой этих отношений
является уважение взрослым ребенка. Родители
выражают ребенку свои чувства, категоричность
и настойчивость, но при этом сохраняют
необходимую для него степень свободы
и независимости. Взрослый воспринимает
ребенка как личность. Межличностные отношения
родителей и детей строятся на основе
взаимодействия и взаимопонимания.
«Сокращенная
дистанция» («слияние»).
Концентрация
внимания родителей на ребенке (нежелательный
стиль родительского поведения): семья
существует ради ребенка. Родители проявляют
постоянную гипер опеку по отношению к
ребенку. Они постоянно контролируют поведение
ребенка, ограничивают его социальные
контакты, стремятся давать советы, навязывают
общение.
«Увеличенная
дистанция» («отчуждение»).
Эмоциональная
дистанция между родителями и ребенком
(нежелательный стиль родительского поведения).
Дистанция означает психологическую отдаленность
взрослых от детей – редкие и поверхностные
контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие
к нему. Отношения родителей и детей не
приносят взаимного удовлетворения, так
как в основе своей имеют ориентацию взрослых
«найти на ребенка управу», не понимая
его индивидуальных особенностей, потребностей
и мотивов поведения.
Детско-родительские
отношения очень неоднозначны, факт их
противоречивости и амбивалентности был
клинически подтвержден в работе А.Я. Варги.
Она считает, что такие элементы эмоционального
компонента родительского отношения,
как симпатия — антипатия и уважение —
неуважение, бесконечно разнообразны
по содержанию в зависимости от времени
и ситуации. Родительское отношение имеет
устойчивые и неустойчивые черты, устойчивые
черты вне ситуативны, они проявляются
в таких базовых модальностях, как, например,
принятие — непринятие, и во многом определяют
тип родительского отношения. Неустойчивые
черты ситуативны, подвержены воздействию
различных внешних и внутренних факторов,
они оказывают незначительное влияние
на родительское отношение в целом, однако
в крайних вариантах эти черты могут закрепиться
в своеобразный «неустойчивый» тип родительского
отношения, крайне неблагоприятный для
развития личности ребенка.
Глава
2. Типы семейного
воспитания.
Подобно тому,
как неповторима личность каждого человека,
индивидуальны отношения между супругами,
столь же сложны и отношения родителей
к своему ребёнку, неоднозначны стили
семейного воспитания. Под стилем семейного
воспитания понимается совокупность родительских
стереотипов, воздействующих на ребёнка.
А.Е.
Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили
шесть типов семейного воспитания
детей с акцентуированными чертами характера
и с психопатиями.
Гипопротекция (гипоопека) характеризуется
отсутствием необходимой заботы о ребенке
(«руки не доходят до ребенка»). При таком
типе отношений ребенок практически предоставлен
самому себе, чувствуя себя брошенным.
Доминирующая
гиперпротекция предполагает
окружение ребенка излишней, навязчивой
заботой, полностью блокирующей его самостоятельность
и инициативу. Гиперпротекция может проявляться
в виде доминирования родителя над ребенком,
проявляющемся в игнорировании его реальных
потребностей и жестком контроле над поведением
ребенка. Одним из вариантов гиперпротекции
является потворствующая
гиперпротекция, которая проявляется
в желании родителей удовлетворять все
потребности и капризы ребенка, определив
ему роль кумира семьи.
Эмоциональное
отвержение проявляется
в неприятии ребенка во всех его проявлениях.
Отвержение может проявляться явно, например,
ребенок часто слышит от родителей грубые
фразы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь
ко мне») и скрыто — в виде издевок, иронии,
высмеивания.
Жестокие взаимоотношения могут проявляться
явно: в виде побоев — или скрыто: в виде
эмоциональной враждебности и холодности.
Повышенная моральная
ответственность обнаруживается
в требовании от ребенка проявления высоких
моральных качеств с надеждой на его особое
будущее. Родители, придерживающие такого
типа воспитания, поручают ребенку заботу
и опеку над другими членами семьи.
Неправильное
воспитание может рассматриваться как
фактор, усиливающий потенциальные характерологические
расстройства ребенка. В.И. Гарбузов, отмечая
решающую роль воспитательных воздействий
в формировании характерологических особенностей
ребенка, выделил три типа неправильного
воспитания.
Воспитание по
типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных
особенностей ребенка, сочетающееся с
жестким контролем, с императивным навязыванием
ему единственного правильного типа поведения.
Тип воспитания А может сочетаться с недостатком
контроля, полным попустительством.
Воспитание по
типу В (гипер социализирующее)выражается в
тревожно-мнительной концепции родителей
о состоянии здоровья ребенка, его социальном
статусе среди товарищей, и особенно в
школе, ожидании успехов в учебе и будущей
профессиональной деятельности.
Воспитание по
типу С (эгоцентрическое) — культивирование
внимания всех членов семьи на ребенке
(кумир семьи), иногда в ущерб другим детям
или членам семьи. В цикле исследований
Д. Баумринд вычленяется совокупность
детских черт, связанных с факторами родительского
контроля и эмоциональной поддержки. На
основе своих наблюдений Баумринд выделяются
3 типа детей, характер которых соответствовал
определенным методам воспитательной
деятельности их родителей (12, с.481).
Авторитетные
родители — инициативные, общительные,
добрые дети. Авторитетны
те родители, которые любят и понимают
детей, предпочитая не наказывать, а объяснять,
что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний
раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного
поведения и стараются помочь им, чутко
относясь к их запросам. Вместе с тем такие
родители обычно проявляют твердость,
сталкиваясь с детскими капризами, а тем
более с немотивированными вспышками
гнева.
Дети таких родителей
обычно любознательны, стараются обосновать,
а не навязать свою точку зрения, они ответственно
относятся к своим обязанностям. Им легче
дается усвоение социально приемлемых
и поощряемых форм поведения. Они более
энергичны и уверены в себе, у них лучше
развиты чувство собственного достоинства
и самоконтроль, им легче удается наладить
хорошие отношения со сверстниками.
Авторитарные
родители — раздражительные, склонные
к конфликтам дети. Авторитарные
родители считают, что ребенку не следует
предоставлять слишком много свободы
и прав, что он должен во всем подчиняться
их воле, авторитету. Не случайно эти родители
в своей воспитательной практике, стремясь
выработать у ребенка дисциплинированность,
как правило, не оставляют ему возможность
для выбора вариантов поведения, ограничивают
его самостоятельность лишают права возражать
старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные
родители чаще всего не дают себе труда
хоть как-то обосновывать свои требования.
Жесткий контроль над поведением ребенка
— основа их воспитания, которое не идет
дальше суровых запретов, выговоров и
нередко — физических наказаний. Наиболее
часто встречающийся способ дисциплинарного
воздействия — запугивание, угрозы. Такие
родители исключают душевную близость
с детьми, они скупы на похвалы, поэтому
между ними и детьми редко возникает чувство
привязанности.
Однако жесткий
контроль редко дает положительный результат.
У детей при таком воспитании формируется
лишь механизм внешнего контроля, развиваются
чувства вины или страха перед наказанием
и, как правило, слишком слабый самоконтроль,
если он вообще появляется. Дети авторитарных
родителей с трудом устанавливают контакты
со сверстниками из-за своей постоянной
настороженности, и даже враждебности
к окружающим. Они подозрительны, угрюмы,
тревожны и вследствие этого — несчастны.
Снисходительные
родители - импульсивные, агрессивные
дети. Как правило,
снисходительные родители не склонны
контролировать своих детей, позволяя
им поступать, как заблагорассудится,
не требуя от них ответственности и самоконтроля.
Такие родители разрешают детям делать
все, что им захочется, вплоть до того,
что не обращают внимания на вспышки гнева
и агрессивное поведение, в результате
которых случаются неприятности. У детей
же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко
их поведение становится просто неуправляемым.
Обычно в таких случаях родители приходят
в отчаяние и реагируют очень остро —
грубо и резко высмеивают ребенка, а в
порывах гнева могут применять физическое
наказание. Они лишают детей родительской
любви, внимания и сочувствия.
При недоброжелательном
отношении к себе ребенок ищет любые признания,
понимания. Не находя этого, он проявляет
агрессию. При чрезмерных требованиях,
предъявляемых ребенку, он ищет возможность
делать запретное «исподтишка», а при
проявлении сверх заботы осознает, что
не может самоутвердиться. И при чрезмерно
высоких требованиях, и при чрезмерной
любви окружающих ребенка не покидает
не только чувство тревожности, страха,
но и чувство вины.
В одном из своих
исследований А.С. Спиваковская выделила
несколько типов неблагополучных семей,
использующих необдуманные воспитательные
воздействия:
«Семья — санаторий». Мелочная опека,
жесткий контроль и чрезмерная защита
от мнимых опасностей. В результате —
чрезмерные перегрузки нервной системы
ребенка, при которых возникают нервные
срывы, формируются эмоциональные особенности
по типу повышенной чувствительности,
раздражительности. При повышенном контроле
и опеке у детей усиливаются реакции протеста,
повышается агрессивность и появляется
желание решительного изменения ситуации.
«Семья — крепость». Родители стараются
поступать подчеркнуто правильно, излишне
принципиально. Это ведет к повышенной
неуверенности ребенка в себе, безынициативности.
Во многих случаях фиксируется концентрация
внимания ребенка на собственных внутренних
переживаниях, что приводит к его психологической
изоляции, вызывает трудности общения
со сверстниками. «Семья — крепость» обычно
приводит ребенка к постоянному внутри
личностному конфликту, следовательно,
к перенапряжению нервной системы и повышенному
риску невротических заболеваний.
«Семья — третий
лишний». В такой семье
эмоционально преувеличенно значимыми
являются супружеские отношения, а ребенку
родители склонны внушать чувство неполноценности,
фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах,
что опять же порождает у него чувство
неуверенности в себе, безынициативность,
мучительные переживания собственной
неполноценности при усиленной зависимости,
подчиненности родителям. У таких детей
часто возникают опасения за жизнь и здоровье
родителей, они с трудом переносят разлуку
с ними и с трудом находят контакт с окружающими.
Именно в таких
семьях получил распространение синдром
опасного обращения с детьми (СООД), включающего
в себя диапазон от физического насилия
до недостаточно продуманных педагогических
воздействий. Другими словами, СООД —
это «поведение родителей, по отношению
к ребенку сопровождающееся нанесением
физической, психической и нравственной
травмы». Вышеперечисленные проблемы
часто усугубляются при посещении ребенком
детского сада и становятся предметом
внимания педагогов и психологов.
Глава 3. Роль ребёнка
в семейных отношениях.
Одним из главных
вопросов при рассмотрении детско-родительских
отношений в семье является понятие «роли».
Роль ребенка в системе семейных отношений
может быть различной. Ее содержание определяется,
главным образом, той потребностью родителей,
которую ребенок удовлетворяет, а именно:
ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных
супружеских отношений. При этом ребенок
выступает в роли средства, с помощью которого
один из родителей может усилить свою
позицию в семье. Если данная потребность
компенсации и усиления позиции удовлетворяется,
то ребенок занимает место кумира. Положение
ребенка в семье может быть охарактеризовано
также и той ролью, которую ему «предписано
играть» родителями во внутри семейных
отношениях. От характера, места и функционального
наполнения роли во многом зависит формирование
характера ребенка. В связи с этим выделяют
следующие роли:
«Любимчик». Она возникает
тогда, когда родители не испытывают друг
к другу никаких чувств, а эмоциональный
вакуум заполняется преувеличенной заботой
о ребёнке, преувеличенной любовью к нему.
«Козел отпущения». Эта детская роль
возникает в семье, когда супружеские
проблемы родителей переходят на ребёнка.
Он как бы отводит на себя эмоции родителей,
которые на самом деле они испытывают
друг к другу.
Примиритель». Ребёнок в такой
роли рано включается в сложности семейной
жизни, занимает важнейшее место в семье,
регулируя и устраняя супружеские конфликты.
«Бэби». В этой роли ребёнок
отдалён от родителей, он как бы вытесняется
из семейной общности, ему раз и навсегда
предписано быть в семье только ребёнком,
от которого ничего не зависит. Эта роль
возникает при сильной близости супругов
друг к другу.
Глава 4. Взаимоотношения
ребёнка с родителями
Родители являются
эталоном, по которому дети сверяют и строят
свое поведение. В силу малого жизненного
опыта они не в состоянии соотнести правильность
навязываемых моделей поведения с объективной
реальностью. Строгость отца или матери,
если она последовательна и чувствительна
для малыша, способна подавить агрессивные
импульсы в присутствии родителей, но
вне дома он будет вести себя более агрессивно.
Активной стороной
в построении детско-родительского взаимодействия
является взрослый человек — родитель.
Он целенаправленно организует взаимодействие,
направляет его, подчиняя конкретной цели.
Важной характеристикой при этом становится
то, на что ориентируется родитель, какие
условия принимает во внимание при построении
взаимодействия. Наблюдаются существенные
различия в их содержании. При построении
взаимодействия можно ориентироваться
на собственное состояние, культурные
нормы и требования, состояние партнера.
В данном случае специалистов больше всего
интересует, насколько родитель ориентируется
на состояние ребенка, насколько учитывает
его, что является показателем ценностного
отношения к ребенку.
В цикле исследований
В.В. Столин, Е.О. Соколова, А.Я. Варга попытались
вычленить совокупность детских черт,
связанных с фактором родительского контроля.
Были выделены три группы детей: компетентные, с устойчиво
хорошим настроением уверенные в себе,
с хорошо развитым самоконтролем поведения,
умением устанавливать дружеские отношения
со сверстниками, стремлением к исследованию,
а не избеганию новых ситуаций. Избегающие– с преобладанием
уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие
контакты со сверстниками. Незрелые – неуверенные
в себе с плохим самоконтролем, с реакциями
отказа во фрустрационных ситуациях.
Они выделили
также четыре параметра родительского
поведения, отвечающие за описанные паттерны
детских черт.
Родительский
контроль, когда родители
стараются оказывать большое влияние
на детей, способны настаивать на выполнении
своих требований, последовательны в них.
Контролирующие действия родителей направлены
на модификацию у детей проявлений зависимости,
агрессивности на развитие игрового поведения
детей, а также на более успешное усвоение
родительских стандартов и норм.
Родительские
требования, побуждают развитие
у детей социальной зрелости; родители
стараются, чтобы дети развивали свои
интеллектуальные, эмоциональные и коммуникативные
способности, настаивают на необходимости
и праве детей на независимость и самостоятельность
Способы общения, с детьми в ходе
воспитательного воздействия рассматриваются,
когда родители стремятся добиться послушания
с помощью убеждения, обосновывают свою
точку зрения и одновременно готовы обсуждать
ее с детьми, выслушивают их аргументацию.
Родители с низким баллом не выражают
четко и однозначно свои требования и
недовольство или раздражение, но чаще
прибегают к косвенным способам воздействия
— жалобам, крику, ругани.
Эмоциональная
поддержка, которая крайне
важна в дошкольном периоде развития личности
ребёнка. Так как, когда родители способны
выражать сочувствие, любовь и теплое
отношение, их действия и эмоциональное
отношение направлены на физическое и
духовное развитие детей.
Комплекс черт
компетентных родителей соответствует
наличию в родительских отношениях четырех
измерений — контроля, требовательности
к социальной зрелости, общения и эмоциональной
поддержки. При этом адекватный контроль
предполагает сочетание эмоционального
принятия с высоким объемом требований,
их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью
их предъявления ребенку.
Внутренняя потребность
ребёнка в общении с родителями проявляется
в том, что он в своем поведении среди сверстников
копирует движения, поведение, ценностные
оценки и формы сознания, свойственные
его родителям. Ребенок подражает данной
модели поведения и тем самым воспроизводит
образ родителей. Такое подражание часто
называют отождествлением - ребенок как
бы воссоздает в себе образ родителей.
В общении со
взрослыми ребенок часто усваивает нравственные
понятия в категориальной форме, постепенно
уточняя и наполняя их конкретным содержанием,
что ускоряет процесс их формирования
и вместе с тем создает опасность их формального
усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок
учился применять их в жизни по отношению
к себе и другим. Это имеет существенное
значение, прежде всего для формирования
у него личностных свойств. При этом важны
социально значимые эталоны поведения,
которыми становятся литературные герои
и непосредственно окружающие ребенка
люди. Особое значение в качестве эталонов
поведения для дошкольника имеют персонажи
сказок, где в конкретной, образной, доступной
ему форме акцентируются положительные
и отрицательные черты характера, что
облегчает первоначальную ориентацию
ребенка в сложной структуре личностных
свойств человека. Личность складывается
в процессе реального взаимодействия
ребенка с миром, включая социальное окружение,
и путем усвоения им нравственных критериев,
регулирующих его поведение. Этот процесс
управляется взрослыми, которые способствуют
отбору и тренировке социально значимых
свойств. Самостоятельность ребенка начинает
проявляться в том случае, когда он применяет
к себе и другим нравственные оценки и
на этой основе регулирует свое поведение.
Это означает, что в этом возрасте складывается
такое сложное свойство личности, как
самосознание.
Изучение внутри
семейных отношений показывает, что под
влиянием эмоционального опыта общения
с родителями и их оценочных воздействий
переживания детей приобретают разную
эмоциональную направленность. Так, например,
в семьях, где ребенка за каждую провинность
строго наказывают или родители ведут
себя непоследовательно - то ругают, то
не обращают внимания, то вступают в спор,
заступаясь за ребенка, наблюдаются, ярко
отрицательные проявления личности. А.С.
Спиваковская подчеркивает, что абсолютного
идеала, нормы в воспитательной деятельности
не существует: отношения с ребенком глубоко
индивидуальны и неповторимы, однако можно
сформулировать основные «правила», которым
родителям необходимо следовать — это
любовь и независимость. С точки зрения
М.И. Лисиной взаимоотношения между детьми
и родителями являются психологическим
продуктом их общения .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы влияния
характера взаимодействия взрослого с
ребенком на формирование личности широко
обсуждаются в отечественной литературе.
К настоящему времени сформировалось
убеждение, что тип детско-родительских
отношений в семье является одним из основных
факторов формирующих характер ребенка
и особенности его поведения. Наиболее
характерно и наглядно тип детско-родительских
отношений проявляется при воспитании
ребенка.
Существует ряд
факторов, которые влияют на тип детско-родительских
отношений: особенности личности родителей
и форм их поведения; психолого-педагогическая
компетентность родителей и уровень их
образования; эмоционально-нравственная
атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного
воздействия (от наказаний до поощрений);
степень включенности ребенка в жизнедеятельность
семьи; учёт актуальных потребностей ребенка
и степень их удовлетворения.
Семья оказывает
решающее влияние на формирование личности
ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями
и сестрами, малыш усваивает отношение
к миру, думает и говорит так, как думают
и говорят в его семье. Став взрослым, он
может сознательно не принимать некоторые
черты своей семьи, однако бессознательно
все равно несет в себе манеру поведения,
речи, качества характера, заложенные
семьей. Все это, стиль жизни, уникальное
соединение черт, поступков и навыков,
которые в совокупности определяют маршрут
движения ребёнка к его жизненным целям.
Список литературы
1. Андреева Т.В.
Семейная психология: Учебное пособие.
– СПб.: Речь, 2005.
2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия.
Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер,
2001.
3. Карабанова О.А. Психология семейных
отношений и основы семейного консультирования:
Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
4. Разумова А.В. Стили семейного воспитания
и восприятие родителями своих детей //
Вестник Московского университета.- 2000.-
№1.- с.88-93.
5. Родители и дети: психология взаимоотношений
/ Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.-
М.: «Когито-Центр», 2003.- 230с.
6. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство
по личностному росту.- М., 2000.
7. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 1989.- №3.- с.16-37.
8. Фридман Л.М.
Психология детей и подростков: Справочник
доля учителей и воспитателей. – М.: Изд-во
Института Психотерапии, 2003
9. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное
пособие для вузов- М.: Деловая книга,2005.