Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 12:52, контрольная работа
Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой — сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп.
Введение........................................................................................................................2
I Теоретические аспекты изучения взаимоотношений в группе и их влияние на результат трудовой деятельности...................................................................................4
1.1.Эффективность групповой деятельности............................................................4
1.2.Совместная деятельность и взаимодействие.......................................................7
II Практическое исследование взаимоотношений в группе и их влияние на результаты совместной деятельности............................................................................16
1.1. Общая характеристика исследования................................................................16
1.2.Анализ результатов...............................................................................................20
Заключение......................................................................................................................22
Литература.......................................................................................................................
Несмотря на целостность предложенной системы, она не лишена недостатков. Сюда относят недооценку содержательных моментов взаимодействия, фиксацию лишь их формы. Со временем психологи стали выделять в самом взаимодействии собственно дело и отношение к нему со стороны участников, т. е. их эмоции.
Р. Бейлз называет деловую сторону областью решения задач, так как она часто связана с выдвижением предположений, их обсуждением и принятием решений. Выбор способа решения, в свою очередь, связан с определёнными эмоциональными переживаниями участников взаимодействия. Область эмоций характеризуется наличием таких речевых и поведенческих реакций, которые направлены не на дело - решение общей задачи, а на установление межличностных отношении в ходе взаимодействия. Эти реакции имеют субъективную окраску, характеризуют степень удовлетворённости совместной деятельностью. Конечно, это деление искусственное, обычно участники не разделяют деловую и эмоциональную сферы.
Важным показателем оценки деловой или эмоциональной стороны является время взаимодействия, которое также может рассматриваться с различных позиций.
Если взаимодействие официально организовано, то времени отводится столько, сколько объективно необходимо дли совместной деятельности. Например, урок как время для взаимодействия ученика и учителя имеет продолжительность 45 мин, врачу на осмотр пациента отводится 15—20 мин, работникам аэропорта на посадку пассажиров в самолет 30 мин и т. д. Длительность взаимодействия при неофициальных отношениях определяется внутренними потребностями каждого из участников общения. Вы, наверное, замечали, что с кем-то вы можете быть рядом очень долго и даже не почувствовать этого, а с кем-то же даже минута, проведенная вместе, в тягость.
Важным фактором, определяющим особенности взаимодействия членов группы в процессе совместной деятельности, выступает соответствие ролевого поведения участников группы достижению ее целей. По мнению Н. И. Шевандрина, в основном существуют две направленности ролей для нормального функционирования группы.
Это, во-первых, целевые роли, которые обеспечивают возможность отбора групповых задач и их выполнение; во-вторых, поддерживающие роли - они реализуют поддержку и активацию жизнедеятельности группы. Примерами целевых ролей могут быть роли, связанные с инициированием деятельности, поиском информации, сбором мнений, предоставлением информации, высказыванием мнений, проработкой, координированием, обобщением. В качестве поддерживающих могут выступать роли, связанные с поощрением, обеспечением участия, установлением критериев, исполнением, выражением чувства группы и др.
II. Практическое исследование взаимоотношений в группе и их влияние на результаты совместной деятельности.
1.1. Общая характеристика исследования
В исследовании принимал участие коллектив из 10 офисных работников муниципального учреждения «Оздоровительный комплекс». Опрос проходил анонимно.
Офисным работникам предлагался тест на диагностику психологического климата в малой производственной группе (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест).
Климат социально-психологический (климат моральнопсихологический; климат психологический; атмосфера психологическая) - качественная сторона межличностых отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:
1) доверие и высокая требователькость членов группы друг к другу;
2) доброжелательная и деловая критика;
3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из членов коллектива;
8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
Характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Между состоянием климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и климатом в любом коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. Как специальные меры применяют: 1) научно обоснованный подбор, обучение и периодическую аттестацию руководящего состава; 2) комплектование первичных коллективов с учетом психологической совместимости; 3) социально-психологические методы, способствующие выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия. Социально-психологический климат зависит от стиля руководства.
Инструкция
Перед вами опросник с двумя колонками с противоположными по смыслу суждениями. Каждое из них - своеобразный параметр психологического климата первичного коллектива. В левой колонке - суждения, соответствующие признакам здорового психологического климата, в правой - антипод каждого суждения. Между антиподами - пятибалльная шкала. Чем ближе к левому или правому суждению в каждой паре вы сделаете отметку, тем более выражен данный признак в вашем коллекгиве. Средний ответ «3» является промежуточным, свидетельствующим о наличии обоих признаков.
Обработка и интерпретация результатов
Итоговые показатели психологического климата по данной шкале находятся в диапазоне от 65 до 13 баллов.
Высокой благоприятности психологического климата соответствуют показатели в диапазоне 42-65 баллов; средней благоприятности - 31-41 балл; незначительной благоприятности - 20-30 баллов.
Количественные показатели менее 20 баллов свидетельствуют о неблагоприятном психологическом климате.
Опросник
Признаки здорового психологического климата | Шкала оценки | Признаки нездорового психологического климата |
1. Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег. | 5-4-3-2-1 | 1. Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости. |
2. Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом. | 5-4-3-2-1 | 2. Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению. |
3. Доброжелательность и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении. | 5-4-3-2-1 | 3. Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения. |
4. Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти. | 5-4-3-2-1 | 4. Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих. |
5. В нашем коллективе новичок, скорее всего, встретит доброжелательность и радушие. | 5-4-3-2-1 | 5. В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужаком. |
6. В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах. | 5-4-3-2-1 | 6. В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого. |
7. Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно. | 5-4-3-2-1 | 7. В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно. |
8. У нас обычно принято де- литься своими семейными радостями и заботами. | 5-4-3-2-1 | 8. Многие из нас предпочитают «свое» носить в «себе». |
9. Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций. | 5-4-3-2-1 | 9. Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями. |
10. Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом. | 5-4-3-2-1 | 10. Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем. |
11. Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений. | 5-4-3-2-1 | 11. У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов. |
12. Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление. | 5-4-3-2-1 | 12. Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает. |
13. В нашем коллективе гласность - это норма жизни. | 5-4-3-2-1 | 13. До настоящей гласности в нашем коллективе еще далеко. |
Итого баллов |
|
|
1.2. Анализ результатов
В ходе исследования выяснилось, что только 3 человека набрали по 61 баллу, а 7 человек - по 65 баллов.
Все работники отметили что, редко видят в начале дня хмурые лица коллег, радуются, если есть возможность пообщаться друг с другом. В деловом общении преобладают доверительность и доброжелательность, чужие успехи не вызывают зависть. Сотрудники спокойно разбираются в причинах неприятностей, большинство делятся своими семейными проблемами и при появлении руководителя у них не возникает отрицательных эмоций, критические замечания высказывают тактично. У 3-х работников отмечено, что при появлении руководителя чувствуют себя не совсем естественно и раскованно, преобладает напряжение.
Из этого можно прийти к выводу, что в этой организации царит благоприятный климат, наличие которого повышает качество деятельности сотрудников и приводит к тому, что предприятие постоянно развивается. Сотрудники относятся с интересом к своим обязанностям и добросовестно их выполняют.
Психологами показано, что на взаимовосприятие членами коллектива оказывают влияние содержание профессиональной деятельности, ее эффективность, статус человека, определяемый положением его организационно-штатной структуры организации, вклад в общий результат каждого из сотрудников, а также тип кооперативных взаимосвязей между ними.
С другой стороны, деловые отношения преломляются сквозь призму личностного восприятия. Близкие эмоциональные отношения могут ухудшить результаты совместной деятельности. Доказано, что существует оптимум межличностной контактности в отношении эффективности деятельности: то есть ее рост возможен до определенного уровня умеренно-положительной эмоциональной близости сотрудников.
Кроме этого, взаимовосприятие членами группы своих коллег основано на существовании определенного “ценностно-нормативного” эталона межличностного оценивания, определяющего оптимальную выраженность качеств сотрудника, обеспечивающих максимальный вклад в эффективность групповой деятельности. Причем у рядовых сотрудников и руководителей оценка важности различных качеств, необходимых в той или иной профессиональной ситуации, зачастую не совпадает. Как показал тест, подобная рассогласованность в оценивании конкретного человека может являться причиной психологической напряженности в коллективе, неудовлетворенности самого сотрудника своим положением в коллективе и оценкой труда со стороны руководителя.
Социально-психологический климат во многом определяет мотивацию членов коллектива на достижение определенных результатов в групповой деятельности. Мотив как побуждение – это источник или причина действия. В условиях индивидуального решения задач мотив связан с уровнем притязания данного человека и его возможностями. А в условиях совместной работы группы людей притязание одного может не согласовываться с притязаниями другого.
Заключение
Групповая деятельность осуществляется при участии всех членов группы в соответствии с целью и намеченным планом, успешное выполнение плана зависит от слаженной работы всех членов группы. Но это возможно только при четком распределении обязанностей и профессиональной подготовленности участников совместной деятельности. Кроме того должно иметь место добросовестное отношение всех членов группы к своим обязанностям и соответствующая адаптация к условиям работы.
Положительное влияние на групповую деятельность оказывают неформальные связи, которые возникают между членами группы, работающими вместе и выполняющими одни и те же операции. Это способствует возникновению психологической близости между ними и к появлению чувства солидарности, взаимной помощи и поддержки.
Управление и контроль за деятельностью группы осуществляет руководитель. Он распределяет обязанности между членами группы, следит за выполнением плана, принимает меры для устранения недостатков в работе группы и отдельных ее членов. Нормальная деятельность группы зависит от того как использует свою власть руководитель. Власть, по определению Моррея, это искусство управлять поведением людей, применяя различные способы воздействия на них. Руководитель должен уметь влиять на людей, убеждать их, обязывать, уговаривать, очаровывать, поощрять, внушать, заставлять, принуждать, запрещать, наказывать и т.д.
Если деятельность группы четко организована и созданы нормальные условия для выполнения своих функций всеми членами группы, если система управления и контроля обеспечивает высокие результаты, а состояние оборудования и санитарно-гигиенические условия являются нормальными, то психологический климат в группе создается благоприятный и оказывает положительное влияние на психическое состояние каждого члена группы. Если же организация групповой деятельности налажена кое-как, обязанности между членами группы распределены неправильно, управление и контроль направлены только да выявление недостатков и наказание виновных, если руководство не заботится о создании нормальных условий для труда и отдыха, то это вызывает недовольство, разлад между руководителями и подчиненными и создает атмосферу напряжения в деловых и межличностных отношениях. Все это, безусловно, способствует возникновению отрицательного климата в группе, который оказывает негативное влияние на психику и поведение индивидов в группе. Группа становится неустойчивой, из нее уходят старые члены, появляются новые, сменяются руководители, падает трудовая дисциплина, начинается развал и неразбериха.
Информация о работе Взаимоотношения в группе и их влияние на результаты совместной деятельности