Взаимосвязь биологического и социального в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:55, научная работа

Описание работы

Человек - явление многогранное. Издревле проблема человека занимала умы философов. Вопрос о взаимосвязи биологического (природного) и социального начал в личности человека является не менее актуальным и дискуссионным в современной психологии. Речь идет о том, насколько при рождении мы зависим от биологических и от социальных факторов и насколько они уже у взрослого человека способствуют или препятствуют личностному развитию. Вопросом о взаимосвязи занимались как отечественные исследователи - Б. Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, Н.П. Дубинин, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев и др., так и зарубежные – З. Фрейд, Ж. Пиаже, Дж. Келли и др. Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности:

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 25.71 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Вятская государственная  сельскохозяйственная академия»

Экономический факультет

Кафедра философии

 

 

 

 

Эссе

 по психологии

 

«Взаимосвязь биологического и социального в развитии личности»

 

 

 

 

 

Выполнила: Обухова Т.Г.

группа ЭЭб-210

Преподаватель: Трусова Л.Н.

 

 

 

Киров 2012

 

Интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет.

 В.А. Сухомлинский

Человек - явление многогранное. Издревле проблема человека занимала умы философов. Вопрос о взаимосвязи биологического (природного) и социального начал в личности человека является не менее актуальным  и дискуссионным  в современной психологии. Речь идет о том, насколько при рождении мы зависим от биологических и от социальных факторов и насколько они уже у взрослого человека способствуют или препятствуют личностному развитию. Вопросом о взаимосвязи занимались как отечественные исследователи - Б. Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, Н.П. Дубинин, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев и др., так и зарубежные – З. Фрейд, Ж. Пиаже, Дж. Келли и др. Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности:

1. Биогенетический подход - основа развития личности, это  биологические процессы созревания  организма.

2. Социогенетический - структура общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.

3. Психогенетический - не  отрицает ни биологических, ни  социальных факторов, выдвигает  на первый план развитие собственно  психических явлений.

Современный человек с  самого рождения представляет собой  биосоциальное единство. Он появляется на свет с не полностью сформированными анатомо-физиологическими качествами, которые до развиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер.

Биологическая сущность проявляется  в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась  социальная сущность человека как система  материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности.

Обретение социальных качеств  человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются  в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в  обществе. Однако он является и продуктом  среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической  и социальной гармонии общества и  человека на каждом историческом этапе  выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и личности человека.

Общество и человек  неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия  не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот  почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения  здоровья людей с их рождения и  до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно  участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения.

В обществе человек реализует  свою природу, но и сам вынужден подчиняться  требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную  природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Существуют два противоположных  представления о закономерностях  становления личности. Сторонники пан-биологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами.

Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.

В настоящее время в  науке распространены представления  о том, что человек является своеобразным и неотъемлемым компонентом биосферы.       Особенность биологической сущности человека заключается в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности людей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества. Биологическим процессам, происходящим в организме человека, принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм. Благодаря этому, в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность человека определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно человеческому обществу.

С появлением социальных качеств человек не перестает, конечно, быть живым существом. Биологические особенности человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограничивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может, например, долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительностью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваивать информацию, на скорость осуществления любого вида деятельности. Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономерность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стремится удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма. Потребности, разрушающие биологическую основу общества, обычно признаются неразумными и на них накладываются общественные (т. е. социальные по своему происхождению) запреты.

Социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его организма, изменяя и перестраивая ее. Так, переход к прямохождению, изменение скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы — голод, войны, экономические кризисы и т. п. — приводят к изменению продолжительности жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономическое развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека.

Известный отечественный психолог Б. Ф. Ломов, исследуя проблемы формирования личности, попытался вскрыть всю сложность и неоднозначность соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сводились к следующим основным положениям.

Во-первых, исследуя развитие индивида, нельзя ограничиваться только анализом отдельных психических  функций и состояний. Все психические  функции должны рассматриваться  в контексте формирования и развития личности. В этой связи проблема соотношения биологического и социального  выступает преимущественно как  проблема соотношения организма  и личности.

 Во-вторых, следует иметь  в виду, что одно из этих  понятий сформировалось в рамках  биологических наук, а другое  — в рамках социальных наук. Однако и то и другое одновременно  относится к человеку и как  к представителю вида Ноmо Sарiеns, и как к члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий отражены разные системы свойств человека: в понятии организм — структура человеческого индивида как биологической системы, а в понятии личность — включенность человека в жизнь общества.

 В-третьих, как уже  неоднократно отмечалось, исследуя  формирование и развитие личности, отечественная психология исходит  из того, что личность — это  социальное качество индивида, в  котором предстает человек как  член человеческого общества. Вне  общества это качество индивида  не существует, а потому вне  анализа отношений «индивид—общество»  оно не может быть понято. Объективным  же основанием личностных свойств  индивида является система общественных  отношений, в которой он живет  и развивается.

 В-четвертых, формирование  и развитие личности необходимо  рассматривать как усвоение ею  социальных программ, сложившихся  в данном обществе на данной  исторической ступени. При этом  нужно иметь в виду, что этот  процесс направляется обществом  при помощи специальных социальных  институтов, в первую очередь  системы воспитания и образования.

Совсем по-другому рассуждал  Ананьев. По его мнению, личность — это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, т. е. свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. При этом под социальным существом понимается человек конкретной общественно-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений. Ананьев подчеркивает, что ему достаточно близка позиция К. К. Платонова, выделившего в структуре личности четыре подструктуры:

1) биологически обусловленные  особенности личности;

2) особенности ее отдельных  психических процессов; 

3) уровень ее подготовленности (опыта личности);

4) социально обусловленные  качества личности.

При этом Ананьев отмечает, что личность изменяется как в  процессе истории человека, так и  в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологическим  существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта  человечества.

Кроме этого, Ананьев полагает, что все четыре основные стороны  личности тесно связаны друг с  другом. Однако доминирующее влияние  всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и  направленностью, потребностями и  интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.

 

 

Таким образом, в ходе изучения биологического и социального начал в развитии личности, можно отметить их тесное переплетение. Человек рождается всего лишь как биологический вид. Природные данные человека составляют основу для дальнейшего развития его как личности. Соответственно, исходя из этих исследований, подтверждается гипотеза взаимосвязи биологического и социального компонентов формирования личности.

Проанализировав проблему биологического и социального в человеке, можно сделать следующие выводы:

1. Человек на момент  рождения - это индивид, т.е. всего  лишь биологическое существо, отдельный  организм со своими биологическими  особенностями. Понятие «индивид»  подчеркивает зависимость человека  от общества, как от стаи, представителем  которой он является.

2. Характеристиками личности  являются социально обусловленные  качества человека: самосознание, ценностные  ориентации и социальные отношения,  относительная самостоятельность  по отношению к обществу и  ответственность за свои поступки.

3. Индивидуальность личности - это то специфическое, что  отличает одного человека от  других, включая как биологические,  так и социальные свойства, унаследованные  или приобретенные. Личность является  не только следствием, но и  причиной социально этических  действий, совершаемых в данной  социальной среде. Постепенно человек приобретает личностные качества и из биологической особи становится социальным субъектом. Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь, человек становится индивидуальностью, которая позволяет отличить его от любой другой личности, выделить её среди прочих.

 

 

 

 

Литература

 

1. Аверьянов Л.Я. Хрестоматия  по психологии. http://www.koob.ru.

2. Ананьев Б.Г. Человек  как предмет познания. Биологическое и социальное в психологии человека. 3-е издание. - СПб., Питер, 2001.

3. Печуренко Л.П. Биология и социальный прогресс. - Идрица, 1997.,

    http://biosocio.narod.ru/contents.html

4. Сапогова Е.Е. Психология  развития человека. - М., Аспект Пресс, 2005.

5.  Энциклопедия Экономиста www.Grandars.ru

6. Общая психология http://psihologiya-chel.ru/


Информация о работе Взаимосвязь биологического и социального в развитии личности