Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:09, курсовая работа
Цель работы: выявление взаимосвязи между особенностями отношений между родителями и детьми и уровнем тревожности детей.
Переменные:
- независимая переменная: детско-родительские отношения
Показатели переменной и шкалы измерения:
- принятие-отвержение, кооперация-разделение, симбиоз, контроль, инфантилизация – измеряются по одноименным шкалам (методика «Опросник родительского отношения» (ОРО), А.Я. Варга, В.В. Столин).
- зависимая переменная: тревожность
Основной цвет в 6-й позиции - !
Основной цвет в 7-й позиции - !!
Основной цвет в 8-й позиции - !!!
Серый, черный или коричневый на третьей позиции - !
Серый, черный или коричневый на второй позиции - !!
Серый, черный или коричневый на первой позиции - !!!
Все имеющиеся восклицательные знаки суммируются. Сумма условных баллов (!) может находиться в диапазоне от 1 до 12, что означает уровеньтревоги.
Тест Амена представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Он позволяет исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.
Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков (14 шт.) размером 8,5 х 11 см. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.
Процедура эксперимента. Рисунку предъявляются ребенку в строго перечисленном порядке. После предъявления рисунка ребенку задается вопрос: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное?». Выбор ребенка соответствующего лица фиксируется в протоколе.
Обработка результатов. На основании данных протокола подсчитывается количество эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) каждого испытуемого. Высокий уровень тревожности оценивается в 7-14 баллов.
Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник состоит из 5 шкал:
1. «Принятие - отвержение». Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. «Кооперация – разделение». Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участия в его делах.
3. «Симбиоз – автономность». Соде
4. «Контроль». Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
5. «Инфантилизация». Отношение к неудачам ребенка. Шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Процедура проведения опроса: Родителям (родителю) раздаются бланки опросника и обращаются с просьбой ответить на каждый вопрос, отметив его как «верно» и «неверно». При подсчете баллов по всем шкалам учитывается ответ “верно”. Высокий балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: 1 – отвержение; 2 - разделение; 3 – симбиоз; 4 – контроль; 5 - инфантилизация.
Для статистического анализа данных применялось сопоставление средних значений по шкалам по U – критерию Манна-Уитни.
2.2 Результаты, их анализ и интерпретация
На основании данных полученных с помощью методики «детский тест тревожности» Амена, испытуемые были разделены на две группы: с низким уровнем тревожности и высоким уровнем тревожности (Приложение №2). Достоверность этих данных подтверждается исследованием, проведенным с помощью методики Люшера. Показатели по тестам Амена и Люшера коррелируют на высоком уровне достоверности, т.е. испытуемые с высоким уровнем тревожности по тесту Амена демонстрируют высокий уровнень тревожности по тесту Люшера (Приложение №1,2).
Для проверки выдвинутой нами гипотезы соотнесем данные, полученные с помощью методики исследования родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин (Прложение №3) и уровнем тревожности по группам. Они представлены в диаграмме.
Диаграмма. Среднее значение детско-родительских отношений по шкалам, в группах с низким и высоки уровнями тревожности.
родительский отношение дошкольный тревожность
На диаграмме видно, что испытуемые из группы с высоким уровнем тревожности демонстрируют более высокие показатели по таким шкалам детско-родитеских отношений, как отвержение, разделение, инфантилизация. Это говорит нам, о преобладании в отношениях родителя к ребенку общего эмоционально отрицательного настроя (ребенок воспринимается плохим, неприспособленным, неудачливым); родитель мало интересуется ребенком, не стремится к сотрудничеству, а так же приписывает ему личную и социальную несостоятельность.
При вычислении достоверности взаимосвязи шкал детско-родительских отношений и уровня тревожности была обнаружена значимая корреляция композитной по шкалам методики родительского отношения и уровнем тревожности. В частности наиболее значимые корреляции показали шкалы «отвержение» и «разделение» (Приложение №4).
Выводы
Проведенный эксперимент позволяет сделать вывод о том, что характер родительского отношения, т.е. система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, особенностей восприятия и понимая характера и личности ребенка в семье значимо влияет на уровень тревожности ребенка. Особенно это проявляется при эмоционально отрицательном отношении, не принятие ребенка таким, как он есть, не доверии, не уважение, недостаточном проявление интереса к делам и планам ребенка. Выявлены так же высокие показатели по шкале «инфантилизация» у детей с высоким уровнем тревоги, но они не подтвердились при статистической обработки. Возможно из-за небольшой выборки. Тем не менее, можно предположить, что при тенденции родителями инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность уровень тревожности возрастает.
Таким образом, при рассмотрении композитарных данных по шкалам родительского отношения выдвинутая гипотеза исследования подтверждается. Характер детско-родительских отношений в семье значимо влияет на уровень тревожности у старших дошкольников.
Заключение
В теоретической части настоящей работы были рассмотрены аспекты родительских отношений, понятие тревожности, особенности ее проявления и причины возникновения, а так же влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей дошкольного возраста. В эмпирической части приводится описание методик экспериментальной части исследования, описан ход эксперимента, проведен анализ результатов эксперимента и соотнесение этих результатов с гипотезами исследования.
Для проведения эксперимента
и исследования взаимосвязи детско-
-для исследования уровня тревожности методика «Восьмицветный тест» М.Люшера и «Детский тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
- для исследования детско-родительких отношений «Опросник родительского отношения» (ОРО), А.Я. Варга, В.В. Столин.
Изучение проблемы влияния типа детско-родительских взаимоотношений на эмоциональную сферу ребенка позволяет статистически доказать, что дисгармония отношений «родитель – ребенок» является существенным фактором, обуславливающим повышенный уровень тревожности у детей. Как показала корелляции наиболее значимыми оказались показатели отношения родителей по типу отвержения и разделения. Для получения более достоверных выводов по разным аспектам родительского отношения нужна большая статистика (большее количество испытуемых).
Анализ литературы и проведенное психологическое исследование указывают на то, что отношение родителя к ребенку понимающееся, как система разнообразных чувств и поступков и проявляющее в стиле воспитания и социальной установке оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка. Неадекватный стиль воспитания, проявляющийся в виде доминирования родителя над ребенком, игнорировании его реальных потребностей, эмоциональном отвержении ребенка, занижении его возможностей, отношении как к более слабому - приводит к повышению уровня тревожности у ребенка. Наиболее приемлемым для ребенка типом отношения взрослого можно назвать тот, при котором родитель принимает и уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы, кооперирует с ним, помогает ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
Литература
Приложение № 1
Детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен и Восьмицветный тест М.Люшера
№ п/п |
Имя |
Тест Амена |
Тест Люшера |
испытуемого | |||
1 |
Ася М. |
7 |
10 |
2 |
Цветана Ф. |
2 |
0 |
3 |
Алена Я. |
7 |
6 |
4 |
Настя К. |
3 |
4 |
5 |
Ольга А. |
4 |
3 |
6 |
Георгий С. |
8 |
7 |
7 |
Данья Ш. |
4 |
2 |
8 |
Денис Е. |
4 |
2 |
9 |
Алексей М. |
10 |
7 |
10 |
Артем Ч. |
5 |
3 |
11 |
Владимир К. |
8 |
7 |
12 |
Федор Г. |
11 |
8 |
13 |
Адиля М. |
12 |
8 |
14 |
Эля Б. |
11 |
8 |
15 |
Елена М. |
5 |
0 |
Cреднее |
6,73 |
5,00 | |
Стандартное отклонение |
3,19 |
3,07 |
Приложение № 2
Выделенные группы с низким и высоким уровнем тревожности