Взаимосвязь и взаимодействие кратковременной и долговременной памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:14, реферат

Описание работы

А самое фундаментальное свойство мозга - память. Всё, что есть в жизни у человека, не говоря о материальных вещах, - это память о прожитом, а после смерти остаётся память о нём, его творчестве, мыслях, поступках.
Память - это прошлое, настоящее и будущее: прошлое прожито, настоящее - это мгновение, которое уже ушло в прошлое, а будущее - это использование опыта, накопленного в памяти.

Файлы: 1 файл

память.docx

— 78.16 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального  
образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения  
и социального развития Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития  России

 

 

Факультет фундаментального медицинского образования

реферат

Взаимосвязь и взаимодействие кратковременной  и долговременной памяти.

Выполнили: студент

Группы 107 педиатрия

Корниенко Константин Ярославович

Проверила:

Бузовкина Наталья Юрьевна

 

 

 

        Красноярск

              2013

 

                                           Введение.

Самое совершенное создание природы в эволюции живого - мозг. А самое фундаментальное свойство мозга - память. Всё, что есть в жизни  у человека, не говоря о материальных вещах, - это память о прожитом, а  после смерти остаётся память о нём, его творчестве, мыслях, поступках.

Память - это прошлое, настоящее  и будущее: прошлое прожито, настоящее - это мгновение, которое уже ушло в прошлое, а будущее - это использование  опыта, накопленного в памяти.

 Память часто сравнивают  с записью на на какой либо  носитель информации (магнитную  плёнку, лазерный диск, винчестер  компьютера). Но, если это так,  почему же в таком случае  мы не можем вспомнить ту  или иную информацию полученную  ранее? И всё ли запоминает  человек из того, с чем встречался  в жизни, или он помнит нечто  избирательное? Всё ли, что лежит  в мозге, мы знаем? Именно  в этом и состоит загадка  памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимосвязь и  взаимодействие видов памяти человека.

 
 Виды памяти  человека. 
 
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

 

Классификация основных видов памяти. 

Двигательная (или  моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений человек не всегда повторяет их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Но общий характер движений все же сохраняется.  
 
Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в способности человека запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы, как осуществляются отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. 
 
Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться. 
 
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. 
 
В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.  
 
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.  
 
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.  
 
Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено.  

Основные характеристики  
кратковременной и долговременной памяти.

 
Средний объем кратковременной памяти весьма ограничен: это 7+/- 2 единицы интегрированной  информации. Этот объем индивидуален, он характеризует природную память человека и имеет тенденцию сохраняться  в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем так  называемой механической памяти, которая  функционирует без активного  включения мышления в процесс  запоминания. 
 
С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально устойчивого объема кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже хранящуюся там. Субъективно это может проявляться, например, в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо другое. 
 
Благодаря кратковременной памяти перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузка долговременной памяти излишними сведениями. Без кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго в ней отложиться только то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в долговременную память, одновременно осуществляя в ней строгий отбор. 
 
Одно из главных свойств кратковременной памяти состоит в том, что этот вид памяти при определенном условии тоже не имеет временных границ. Это условие состоит в возможности непрерывно повторять ряд только что прослушанных слов, цифр и т.п. Для поддержания информации в кратковременной памяти необходимо сохранение активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы. 
 
Долговременная память имеет смысловую организацию. Этот факт особенно отчетливо проявляется в тех случаях, когда, прослушав или прочитав длинный текст, просмотрев фильм или книгу, человек надолго запоминаем смысл воспринятого, может передать его собственными словами. Иногда — чаще всего в тех случаях, когда единицы запоминаемого материала трудно осмыслить (например, иностранные слова, беспорядочные наборы букв или цифр), — человек решаем проблему их запоминания за счет искусственного включения их в смысловые связи с другими известными словами и через них благодаря сохранившемуся в памяти смыслу удерживаем и то, что отдельно осмысленно запомнить трудно. 
 
Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговременной памятью, объясняются не столько тем, что воспроизводимый материал ранее не был как следует запомнен, сколько тем, что к нему затруднен доступ. Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания, а не запоминания как такового. Трудности, возникающие при припоминании, связаны зачастую с тем, что в нужный момент времени у человека под рукой просто может не оказаться необходимого стимула-средства для припоминания. 
 
Чем богаче и разнообразнее стимулы-средства, которыми человек располагает для запоминания, чем более они доступны для человека в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два фактора, кроме того, повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание соответствующего материала. 
 
Чем больше умственных усилий человек прилагаем к тому, чтобы правильно организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную (выражаемую в небольшом наборе смыслов) структуру, тем легче она потом припоминается. 
 
Организация запоминаемого материала способствует его лучшему воспроизведению потому, что она облегчает последующий поиск воспроизведению потому, что она облегчает последующий поиск необходимой информации в «кладовых» долговременной памяти, а этот поиск требует системы продуманных, экономичных действий, наверняка ведущих к нужному результату. 
 
На воспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в памяти человека яркий, эмоциональный след, он думает больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют. 

Взаимосвязь и  взаимодействие кратковременной и долговременной памяти.

 
 
Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающих их совместную, взаимосвязанную  деятельность, разработана американскими  учеными  
Р. Аткинсоном и Р. Шифрином. Она схематически представлена на схеме. Остановимся подробнее на отдельных процессах, представленных на схеме. 
 
Кратковременная память характеризуется ограниченностью ее объема (в среднем 7±2). При переполнении объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает. Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего самый большой объем информации, сразу отсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную. 
 
Процесс запоминания может протекать более эффективно, если сосредоточиться на усваиваемом материале. Установлено, что лучше усваивается информация, которая является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели. Таким образом, сокращается объем исходной информации, облегчается работа по ее переработке. 
 
Другим мнемоническим приемом является запоминание путем повторения. Этот механизм основан на том, что запоминаемый материал посредством сознательного повторения удерживается в кратковременной памяти на более длительный срок, чем несколько секунд; повышается шанс перевода информации в долговременное хранилище. Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания. 
 
Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, то есть отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительной системе человека. Как правило, информация перекодируется в акустическую форму, а затем сохраняется в долговременной памяти в смысловой форме. Именно смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мире заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. На этом, в частности, основан процесс узнавания когда-то виденного или слышанного. 
 
Особенностью долговременной памяти является то, что она, по мнению Р. Аткинсона и Р. Шифрина, практически неограничена по объему и длительности хранения в ней информации.  
 
Схема памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину достаточно хорошо описывает работу кратковременной памяти, но абсолютно не учитывает обратную связь долговременной памяти с кратковременной. Дело в том, что оба типа памяти работают во взаимосвязи и параллельно. В памяти идет постоянная работа по обращению к прошлому опыту, его дополнение новой информацией, а также корректировка усвоенных сведений. Иначе говоря, человеку нет необходимости заучивать то, что он и так хорошо знает. На этом основана ассоциативная память.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Аткинсон, В. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта /

В. Аткинсон, Скотт Дж. –  СПб., 1994.

2. Возрастные и индивидуальные  различия памяти /под ред. 

А. А. Смирнова – М., 1967.

3. Галин, А. Л. Личность  и творчество / А. Л. Галин. –  Новосибирск: Прогресс, 1999.

4. Гурова, Л. Л. Воображение  / Л. Л. Гурова // Философская энциклопедия. – М., Наука, 1960. – Т. 1.

5. Исследование памяти / отв.  ред. И. Н. Корж. – М., 1990.

6. Крутецкий, В. А. Психология / В. А. Крутецкий. – М., 1986.

7. Леонтьев, А. Н. Лекции  по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М., 2000.

8. Леонтьев, А. Н. Пробелы  развития психики / А. Н. Леонтьев. – М., 1981.

9. Маклаков, А. Г. Общая  психология / А. Г. Маклаков. –  СПб., 2001.

10. Общая психология / под  редакцией В. В. Богословского.  – М., 1973.

11. Пономарев, Я. А. Психология  творчества / Я. А. Пономарев. – 

М. : Наука, 2001.

12. Психология памяти / под  ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М., 1998.

13. Рубинштейн, С. Л. Основы  общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2000.


Информация о работе Взаимосвязь и взаимодействие кратковременной и долговременной памяти