Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:46, статья
В ранней юности на основе совершенно новой социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций. Принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают все большую социальную направленность, старшеклассник, говорит Л.И. Божович, становится все более социально активным. Овчарова Р.В. отмечает, что, юноши и девушки, обретая потенциал личности, начинают чувствовать освобождение от непосредственной зависимости от тесного круга значимых лиц. Эта зависимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем.
Пустовалова Н.И., Пустовалова В.Г., Лазаренко Д.В.
Северо-Казахстанский
государственный университет
г. Петропавловск, Республика Казахстан
Взаимосвязь мотивации достижения, тревожности
и стилей реагирования в конфликтной ситуации у старшеклассников
В ранней юности на основе совершенно
новой социальной мотивации развития
происходят коренные изменения в
содержании и соотношении основных
мотивационных тенденций. Принимаемые
решения и формируемые мотивы
приобретают все большую
Овчарова Р.В. отмечает, что, юноши и девушки, обретая потенциал личности, начинают чувствовать освобождение от непосредственной зависимости от тесного круга значимых лиц. Эта зависимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем [2].
В исследовании Т.П. Стекольниковой, С.М. Кошкербаевой, С.К. Кудайбергеновой, Е.Т. Ким указывается, что среди учащихся наиболее распространенными являются конфликты лидерства [3].
Это обусловлено тем, что
значительная часть старшеклассников
начинают тяготеть к лидерству как
предстоящей деятельности. На фоне
постоянного соперничества
Поэтому достаточно важным
является изучение свойств мотивационной,
эмоционально-волевой сферы
Для уточнения связей между выделенными свойствами личности старшеклассников было организовано и проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 82 учащихся 10 классов ГУ СШ № 7 г. Петропавловска.
Полученные в ходе исследования
данные с использованием трех методик,
были подвергнуты корреляционному
анализу с применением
Таблица 1. Результаты корреляционного
исследования связи мотивации достижения
и тревожности у
Мотив стремления к успеху |
Мотив избегания неудач | |
Ситуативная тревожность |
- 0, 223 (p≤ 0, 05, Н1) |
0, 237 (p≤ 0, 05, Н1) |
Личностная тревожность |
- 0, 232 (p≤ 0, 05, Н1) |
0, 287 (p≤ 0, 01, Н1) |
Таблица 2. Результаты корреляционного исследования связи мотивации достижения и стилей реагирования в конфликтной ситуации у старшеклассников
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление | |
Мотив стремления к успеху |
0, 573 (p≤ 0, 01, Н1) |
- 0, 002 (Н0) |
0, 040 (Н0) |
- 0, 339 (p≤ 0, 01, Н1) |
- 0, 391 (p≤ 0, 01, Н1) |
Мотив избегания неудач |
- 0, 417 (p≤ 0, 01, Н1) |
- 0, 049 (Н0) |
0, 063 (Н0) |
0, 256 (p≤ 0, 05, Н1) |
0, 295 (p≤ 0, 01, Н1) |
Таблица 3. Результаты корреляционного исследования связи тревожности и стилей реагирования в конфликтной ситуации у старшеклассников
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление | |
Мотив стремления к успеху |
- 0, 102 (Н0) |
- 0, 040 (Н0) |
0, 124 (Н0) |
- 0, 031 (Н0) |
0, 031 (Н0) |
Мотив избегания неудач |
- 0, 228 (p≤ 0, 05, Н1) |
- 0, 131 (Н0) |
0, 128 (Н0) |
- 0, 071 (Н0) |
0, 081 (Н0) |
Исходя из результатов, представленных в таблицах, мы можем сделать следующие статистические выводы.
Чем в большей степени развит у старшеклассников мотив стремления к успеху, тем в меньшей степени у них проявляется тревожность: личности, мотивированные на успех в деятельности обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия, то они ищут способы их преодоления. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность их деятельности улучшается, а также такие школьники не склонны испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях.
Чем в большей степени развит у старшеклассников мотив избегания неудач, тем чаще проявляется личностная и ситуативная тревожность. Это свидетельствует о том, что высокотревожные индивиды очень эмоционально реагируют на сообщение о неудаче, а также хуже работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи. Личностная тревожность предрасполагает таких школьников к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.
Чем сильнее у учащихся старших классов развит мотив стремления к успеху, тем чаще проявляется стремление к соперничеству. В основе активности такой личности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха, а этого успеха они пытаются добиться любым путем, включая как силовое давление, запугивание, шантаж, так и принуждение оппонента принять оспариваемую точку зрения, во что бы то ни стало. Такие старшеклассники занимают весьма выгодную, беспроигрышную позицию для себя и располагают возможностями использовать ее для достижения собственных целей.
Также была обнаружена и обратная корреляционная связь между мотивом избегания неудач и соперничеством, то есть юноши и девушки, у которых преобладает мотив избегания неудач, не стремятся соперничать с другими людьми, а наоборот стремятся избежать конфликтов или от них уклониться. Такие старшеклассники не желают сотрудничать с кем-либо, прилагать активные усилия, для осуществления собственных интересов, не стремятся добиться успеха в каком-либо виде деятельности, а наоборот стремятся уйти от ответственности или стараются приспособиться к той или иной ситуации.
Корреляционная связь
была обнаружена между мотивом стремления
к успеху и таким стилем реагирования,
как избегание. То есть учащиеся, которые
стремятся добиваться успехов в
различных видах деятельности, не
стремятся уходить или
Чем выше стремление к соперничеству,
тем ниже личностная тревожность. Такие
старшеклассники являются очень
самоуверенными людьми, ничего не боятся,
очень спокойно ведут себя в любых
жизненных ситуациях и
Анализируя полученные результаты, можно заметить, что обнаруживается триада, то есть связь между тремя переменными, такими как личностная тревожность, соперничество и мотив стремления к успеху. То есть старшеклассники, имея низкий уровень личностной тревожности, являясь самоуверенными и относительно спокойными людьми, стремятся к соперничеству, чтобы иметь высокий ранг, статус или престижное положение в обществе, пытаясь добиться такого положения любым путем, таким образом, их мотивация направлена только на достижение успехов в любых видах деятельности.
Литература