Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 16:58, реферат
Описание работы
Социальные установки являются важным механизмом регуляции поведения. С их помощью объясняется поведение людей в различных ситуациях. Социальные установки обусловливают его существование в макросистеме (обществе), а также микросистеме (малой группе, в межличностном взаимодействии). При этом установки формируются под воздействием общества и в то же время влияют на социум, определяя отношение к нему людей. Социальная установка связана с такими психологическими особенностями личности, как мотивация, восприятие и оценка ситуации, принятие решений и поведение.
Содержание работы
Введение…. 3 Глава 1. Взаимосвязь поведения и установки.…. 4-10 1.1. Понятие социальной установки … 4 1.2. Специфика взаимосвязи поведения и установки…. 6 1.3 Условия, при которых установка однозначно определяет поведение…. 9 1.4 Феномен, определяющий изменение установки через поведение…. 10 Выводы… 11 Заключение…. 12 Список использованной литературы…. 13
Введение…. 3
Глава 1. Взаимосвязь поведения и установки.….
4-10
1.1. Понятие социальной установки … 4
1.2. Специфика взаимосвязи поведения и
установки…. 6
1.3 Условия, при которых установка однозначно
определяет поведение…. 9
1.4 Феномен, определяющий изменение установки
через поведение…. 10
Выводы… 11
Заключение…. 12
Список использованной литературы…. 13
Введение
Социальные установки являются
важным механизмом регуляции поведения.
С их помощью объясняется поведение людей
в различных ситуациях. Социальные установки
обусловливают его существование в макросистеме
(обществе), а также микросистеме (малой
группе, в межличностном взаимодействии).
При этом установки формируются под воздействием
общества и в то же время влияют на социум,
определяя отношение к нему людей. Социальная
установка связана с такими психологическими
особенностями личности, как мотивация,
восприятие и оценка ситуации, принятие
решений и поведение.
Аттитюды способствуют адаптации человека
к изменившимся требованиям, предъявляемым
к нему социумом. В связи с этим проблема
социальных установок, их роли в адаптации
личности к новым условиям жизни становится
особо актуальной в ситуации произошедших
общественных изменений.
В современной психологической литературе
установка в аспекте ее взаимосвязи с
поведением занимает видное место. Начиная
с 20 века, ее изучали такие ученые, как
Д.Н.Узнадзе, В.А.Ядов, Смит, Томас Знанецкий,Г.Олфорт
и другие не менее видные деятели науки.
Актуальность проблемы социальной установки
и ее взаимосвязи с поведением объясняется
тем, что знание закономерностей, определяющих
влияние аттитюда на поведение и поведения
на аттитюд, дают возможность (хоть и не
во всех ситуациях и не с максимальной
точностью), но все же прогнозировать поведение
людей или, напротив, реакцию (то есть аттитюд)на
то или иное поведение, поступок другого
человека или себя самого.
Данные, полученные в ходе исследования
данной проблемы, могут быть использованы
в расследовании уголовных дел для интерпретации
поведения преступников (зная аттитюды,
несложно предугадать поведение). Также
примером может служить торговля. Уже
сейчас, в наши дни, прослеживается четкая
тенденция в использовании психологических
фактов для увеличения объем продаж. Например,
многие производители тех или иных товаров
привлекают к его рекламе известных людей,
пользующихся авторитетом. Таким образом,
и товар представляется более качественным,
что способствует его лучшей реализации.
Это наглядный пример использования установки
Кроме того, полученные знания могут быть
использованы для оказания психологической
помощи. Можно с уверенностью считать,
что благодаря дальнейшему исследованию
проблемы, затронутой в данной работе,
будут открыты новые факты, которые будут
использованы в различных сферах общественной
жизни человека.
Объектом настоящего исследования является
социальная установка в аспекте, в котором
взаимосвязана с поведением человека.
Предмет исследования - понятие социальной
установки; специфика взаимосвязи поведения
и установки, условия, при которых установка
определяет поведение с высокой степенью
вероятности; феномен, определяющий изменение
установки через поведение.
Цель - обобщить известные психологической
науке данные о взаимосвязи поведения
и установки. Соответственно задачи исследования
- рассмотреть различные теоретические
подходы, выдвинутыми учеными по данной
проблеме, выявить закономерности взаимосвязи
поведения и установки.
Гипотеза исследования на характер взаимосвязи
между поведением и установкой оказывает
влияние множество факторов. Наиболее
важными из них можно считать внутренние
факторы. Сюда можно отнести прежде всего
жизненную позицию, находящую отражение
в убеждениях, интересах, ценностях личности.
Кроме внутренних, следует выделить и
внешние факторы. Это ситуативные факторы
(например, время), мнения референтной
группы. Установка определяет поведение,
если она касается личностно значимого
объекта, сильна и присутствует минимум
ситуационных факторов. Установка изменяется
через поведение тогда, когда появляется
несогласованность между поведением и
убеждениями, что вызывает дискомфорт.
Выдержка из основной части
Проблема социальной установки
имеет обширную историографию. Само понятие
установки ввели в 1918 году Флориан Знанецкий
и Уильям Томас. Изучению социальных установок
посвятили себя социальные психологи,
а также западные социологи. Благодаря
их исследованиям для социальных установок
был введен термин" аттитюда", употребляемый
либо в русском переводе» социальная установка",
либо без такового- аттитюд.
Социальная установка, долгое время являясь
предметом исследований, пережила вместе
с социальной психологией, как ее подъемы,
так и нелучшие времена. В продолжение
данных исследований можно выделить несколько,
а именно 4 этапа. Остановимся на них подробнее.
В течение первого периода(1918-1940) ученые
дискутировали о содержании понятия аттитюда,
о методах его измерения. К завершению
данного этапа был найден уникальный,
отличительный признак социальной установки
- интенсивность аффекта (положительного
или отрицательного) ,наступающего в результате
воздействия какого-либо психологического
объекта. В 1931 году Р. Парк отметил еще
два качества установки: недоступность
для наблюдения ,то есть латентность, а
также зависимость, происхождение из прошлого
опыта индивида.
Во время Второго этапа(1940-1950) интерес
переключился с установок на групповые
процессы, в частности, в их динамическом
аспекте; вместе с тем, произошел спад
относительно исследований социальной
установки;М.Смит отыскал в установке
три компонента - аффективный, поведенческий
и когнитивный.
Третий этап(1950-1960-е гг.) отмечен расцветом
в исследованиях установки. Была усовершенствована
техника шкалирования, открыты функциональные
теории, установку впервые стали измерять
с помощью психофизиологических методов.
Четвертый этап(1970-е гг.) принес застой,
противоречивость фактов.
На пятом этапе(1980-1990-е гг.) произошло возрождение
интереса к проблеме, расцвет в исследованиях.
С помощью Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого
была разработана типология личностей
в зависимости от того, насколько хорошо
они адаптируются к социальной жизни:
мещанский тип имеет склонность к традиционным
установкам; богемский тип характеризуется
несвязностью, нестойкостью установок,
однако вместе с тем высокой степенью
приспособляемости; творческий тип отличается
гибкостью и креативностью установок,
поэтому такие люди способны творить.
Уильям Томас и Флориан Знанецкий считали,
что установка - это индивидуальный двойник
ценности для социума; причем деятельность
в любой форме есть не что иное, как связь
между ними. Установка является процессом
сознания индивида. Она определяет действительную
или потенциальную деятельность индивида
в обществе Вследствие своей связи с индивидуальным
сознанием и деятельностью, ценность отлична
от естественной вещи. А вследствие своей
связи с деятельностью, а значит, и с социальным
миром, установка не тождественна физическому
состоянию.
Г.Олфорт отмечает в установки такие признаки,
как особенное душевное и нервное состояние;
готовность к ответной реакции; структурированность;
важная роль прошлого опыта; оказывает
направляющее, а иногда динамическое влияние
на поведение.
Заключение
Установка неразрывно взаимосвязана
с поведением. Данное взаимовлияние во
многом определяет деятельность как отдельно
взятого человека, так и общества в целом.
Установка способна программировать поведение
при соблюдении таких условий, как миниманизация
посторонних влияний, осознанность установки,
личностно значимый объект установки.
Однако большая роль отводится ситуационным
факторам, таким как нехватка времени,
а также мнения референтной группы по
отношению к объекту аттитюда. Установка
изменяется посредством поведения, когда
прежний способ мышления вызывает дискомфорт.
Причем чаще всего и проще всего меняются
когниции, не затрагивающие Я-концепцию.
Согласно целям нашего исследования, мы
познакомились с различными теоретическими
подходами, изучающими взаимосвязь поведения
и установки, и структурировали информацию,
отыскав наиболее существенные тенденции.
В рамках данного исследования мы рассмотрели
такие теоретические подходы, как теорию
установки Д.Н.Узнадзе, гласящую, что установка
определяет поведение, а поведение - установку.
Также узнали теорию когнитивного соответствия
Л.Фестингера о том, что человек стремится
к согласованности когниций и поведения,
а когда она нарушается, стремится разрешить
конфликт, изменяя взгляд на объект установки.
Познакомились с теорией диспозиционной
регуляции поведения В.А.Ядова, основной
тезис которой состоит в том, что диспозиционные
образы имеют иерархическую структуру
,то есть, что существует иерархия, состоящая
из более и менее значимых ситуаций. Кроме
того, мы изучили условия, при которых
установка определяет поведение, а также
функции установок, их компоненты, характерные
признаки. В результате, мы достигли цели
нашего исследования.
Таким образом, мы подтвердили первоначальную
гипотезу исследования: на характер взаимосвязи
между поведением и установкой оказывает
влияние множество факторов. Наиболее
важными из них можно считать внутренние
факторы. Сюда можно отнести, прежде всего
жизненную позицию, находящую отражение
в убеждениях, интересах, ценностях личности.
Кроме внутренних, следует выделить и
внешние факторы. Это ситуативные факторы
(например, время, мнения референтной группы).
Установка определяет поведение, если
она касается личностно значимого объекта,
сильна и присутствует минимум ситуационных
факторов. Установка изменяется через
поведение тогда, когда появляется несогласованность
между поведением и убеждениями, что вызывает
дискомфорт.
Литература
1.Андреева Г.М. "Социальная
психология» Москва,2006.363 стр.
2.Аронсон Э. "Общественное животное.
Введение в социальную психологию"
/ изд. 7.; пер. с англ. - Москва.: Аспект Пресс,
1998. - 517 с.
3.Асмолов А.Г. "Деятельность и установка"
Москва,1979, 151с.
4.Зимбардо Ф., Ляйппе П."Социальное влияние»
Спб, Наука,2001,448с.
5.Майерс Д. "Социальная психология".—
СПб, 1997.688 с.
6.Пайнс Э., Маслач К. "Практикум по социальной
психологии". — СПб.: Издательство "Питер",
2000,528 с.
7.Ядов В.А. "О диспозиционной регуляции
социального поведения личности"//Методологические
проблемы социальной психологии. Москва,
Наука,1975.
Итак, в предыдущей главе мы
выяснили, что связь установки и поведения
необязательно отчетливо выражена. Причин
тому несколько. Первая – на поведение
человека оказывают влияние не только
установки, но и ситуация. Вторая – субъективность
восприятия и интерпретация поведения.
Например, вы можете иметь очень положительную
установку в отношении, допустим, бескорыстных,
готовых прийти на помощь людей. Но вот
вы встречаете человека с хмурым выражением
лица, да к тому же еще и отпускающего язвительные
замечания. Ваше же представление о доброте
и бескорыстии ассоциируется с лучезарными
улыбками и ангельским пением, т.е. с чисто
кинематографическими и евангелическими
образами. В результате хмурый человек,
который на самом деле может оказаться
бескорыстным бессребреником, будет идентифицирован
вами как злобный корыстолюбец, и наоборот,
херувимоподобный мошенник будет воспринят
как воплощенное бескорыстие.
Связь «установка – поведение»
может быть опосредованной и ослабленной
и в силу других факторов: конкуренции
установок между собой по степени интенсивности,
поведенческих привычек, свидетельствующих
о незнании индивидом собственных установок
(бездумное поведение), влияния самосознания
(Я-концепция) и т. п. О некоторых из упомянутых
здесь факторов мы и поведем речь ниже,
но при этом необходимо твердо помнить,
что сколько бы факторов мы не выявили
и не проанализировали, наивно было бы
полагать, что нам когда-либо удастся учесть
и просчитать все переменные так, что человеческое
поведение можно будет рассчитать как
траекторию движения физического тела,
например, планеты или артиллеристского
снаряда. И хотя некоторые авторы (например,
Зимбардо, Ляйппе, 2000) полагают, что нечто
подобное достижимо в эксперименте, в
контролируемых условиях, в лаборатории,
другие авторы (Росс, Нисбетт, 2000) имеют
на этот счет иное мнение.
И действительно, даже в условиях
лаборатории исследователь не в состоянии
учесть влияние всех переменных.
Об этом, кстати, совершенно справедливо
утверждал еще Г. Лебон (1995 б).
2.1. Современные
представления о связи установки
и поведения
Начнем с того, что современная
социальная психология усматривает одну
из причин отсутствия отчетливо выраженной
связи между установкой и поведением в
том, что исследователи часто используют
слишком обобщенные критерии как для выявления
установки, так и при определении поведения.
Так, скажем, если вы обнаружили у человека
некую общую человеколюбивую, гуманистическую
установку в противоположность мизантропической,
а потом выясняете, что он не любит индивидов
А, Б, В, а субъекта Г так просто ненавидит,
то это вовсе не означает, что у данного
человека поведение не соответствует
установке. Здесь, конечно, есть проблема,
но она, скорее, философского плана. Суть
ее в том, что сколько угодно найдется
индивидов (а может быть, их даже и большинство),
которые очень положительно относятся
к человеку вообще, но в любом конкретном
человеке видят угрозу, испытывают к нему
зависть, злобу, агрессию, либо рассматривают
его как потенциальную жертву для своих
манипуляций.
Поэтому для иллюстрации того,
как расходятся общие и специфические
установки, возьмем другой, более конкретный
пример. Допустим, человек может положительно
относится к фруктам, но при этом на дух
не переносить, скажем, персики.
С поведением дело обстоит точно
так же. Человек выбирает для себя наиболее
приемлемый способ поведения. У большинства
людей, например, негативная установка
в отношении преступников и преступности.
Но, вероятно, далеко не каждый, увидев,
скажем, что в чужую квартиру забрались
воры, бросится их задерживать, вязать
по рукам и ногам или, по крайней мере,
примется их увещевать, усовествлять,
убеждая, что брать чужое – нехорошо, а
воровать вообще грешно. Гораздо более
вероятно, что многие в такой ситуации
предпочтут позвонить в правоохранительные
органы, чем самим вступать в схватку с
преступниками.
Националистические или расистские
установки тоже не обязательно могут вызывать
откровенно расистское или националистическое
поведение (о чем, кстати, свидетельствовало
исследование Лапиера). В этом отношении
очень показательны результаты долговременной,
широкомасштабной компании по преодолению
расовой вражды в США. Единственное, чего
добились американцы, так это того, что
на смену традиционному, откровенному
расизму, пришел расизм современный, замаскированный,
утонченный, получивший название символического
расизма. Таким образом, американцы добились
только одного – быть расистом в США стало
неприлично и накладно, поскольку за выражение
расистских взглядов могут не только лицемерно
осудить на словах, но и присудить крупных
штраф. Исчезла ли из-за этого расовая
дискриминация? Нет, просто она приняла
более изощренные формы. Следовательно,
изменилась форма поведения, но
не изменились установки. Американское
общество как было расистским и националистическим,
таким остается и поныне.
Попутно отметим, что, как полагают
Ли Росс и Ричард Нисбетт (2000), достижение
столь скромных результатов в крупномасштабных
акциях, подобных кампании по установлению
расовой терпимости в США, вполне закономерно.
Ни одна из таких акций, заключают авторы,
не приводила к какому-нибудь заметному
успеху. Создатели таких проектов с помощью
рекламы добивались лишь одного – щедрого
финансирования из бюджета правительства
и различных фондов.
Впрочем, вернемся к нашей теме.
Итак, мы выяснили, что второй причиной,
из-за которой создается впечатление,
будто связь установка – поведение оказывается
разорванной, является то обстоятельство,
что исследователи склонны, как правило,
ждать от человека какого-то конкретного,
к тому же сиюминутного, поведения, детерминированного
имеющейся у него установкой. Ведь именно
так обстояло дело с конкретизацией поведения
в исследовании Лапиера.