Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:20, курсовая работа
Цель работы - выявить взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы психосоматических расстройств во взаимосвязи с детско-родительскими отношениями по данным литературы
Оценить предиспозиции к психосоматическим расстройствам у людей в молодом возрасте
Изучить стили отношения к родителям у лиц в молодом возрасте
Определить взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретический анализ проблемы психосоматических
расстройств во взаимосвязи с детско-родительскими отношениями ……………….6
1.1. Понятие психосоматики, виды психосоматических расстройств……………6
Определение психосоматики………………………………………….....6
Причины психосоматических расстройств…………………………......7
Классификация психосоматических расстройств……………………...8
1.1.4. Психосоматические расстройства у детей…………………………….....9
Детско-родительские отношения…………………………………………..14
Определение детско-родительских отношений……………………….14
Стили родительского воспитания……………………………………....16
Влияние детско-родительских отношений на
психологическое состояние детей и подростков……………………………..18
2. Результаты исследования и их интерпретация…………………………………….22
2.1. Характеристика группы………………………………………………………22
2.2. Методы исследования………………………………………………………...22
2.2.1. Методика исследования личности………………………………………22
2.2.2 Определение стиля отношения к родителям
у лиц в молодом возрасте…………………………............................................24
2.2.3. Методы статистической обработки……………………………………..26
2.3. Результаты и их интерпретация……………………………………………....26
2.3.1. Оценка достоверности и личностных особенностей
по профилю СМИЛ……………………………………………………………..26
2.3.1.1. Оценка предиспозиции к психосоматическим
расстройствам у людей в молодом возрасте…………………………..27
2.3.2. Оценка стиля отношения к родителям у лиц в молодом возрасте…...28
2.3.3. Результаты корреляционного анализа…………………………………...31
Выводы………………………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………………….36
- Попустительский стиль. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: ребенок уже давно манипулирует родителями. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность - основные характеристики характера детей из таких семей. Здесь ребенок несчастлив вдвойне: сам по себе возраст - уже кризис личностного развития плюс еще недостатки, сформированные в его личностной позиции отношениями вседозволенности, что ему никогда не предложит действительная жизнь. Подросток из семьи с попустительским стилем отношения к нему обычно не усваивает позитивных форм общения: адекватная лояльность ему не известна. Он опирается на те способы воздействия на других, которые успешно питали его эгоизм все годы жизни в семье, - агрессию (которая выражается в необоснованной нетерпимой требовательности и нигилизме). Попустительская семья лишает подростка возможности осознать закономерности общественных отношений и делает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими (Эйдемиллер Э.Г., 1980).
- Авторитетный стиль родительского - образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
- Индифферентный стиль родительского поведения отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, которым свойственен индифферентный стиль поведения, не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает оттого, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению (Эйдемиллер Э.Г., 1980).
Описанные стили отношений к ребенку демонстрируют лишь тенденции условий развития личности в отрочестве. Реальная жизнь может быть мягче, благополучнее, но и жестче, ужаснее, непостижимее. В семье может быть одновременно множество разнообразных стилей общения, обусловленных неоднородностью культурных уровней ее членов (дедушек, бабушек, родителей, и других родственников).
Наиболее активно проблема
связи стилей воспитания, нарушений
родительского отношения и
1. Интенсивность эмоционального
контакта родителей по
2. Параметр контроля: разрешительный,
допускающий, ситуативный,
3. Последовательность - непоследовательность.
4. Аффективная устойчивость - неустойчивость.
5. Тревожность - нетревожность.
При нарушениях семейной среды, семейной атмосферы классифицируются с точки зрения удовлетворения важнейшие, по мнению Матейчека (Эйдемиллер Э.Г., 1980), человеческие потребности - в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.
1. Ультраустойчивая, эмоционально
безучастная среда формирует
социальную гипоактивность: пассивность,
незаинтересованность, аутизацию, задержку
речевого и психического
2. Изменчивая эмоционально
безучастная среда провоцирует
гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность,
неравномерность, запаздывание
3. Ультраустойчивая среда
в сочетании с эмоциональной
зависимостью влечет за собой
избирательную гиперактивность,
4. Изменчивая среда,
Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях (Эйдемиллер Э.Г., 1980).
Все свойства личности закладываются в раннем возрасте (Аммон Г.В. 1995). Затем эти свойства развиваются в общении со сверстниками, с учителями, с миром духовных ценностей, культуры. В первые же, ранние годы родители, и прежде всего мать, для каждого ребенка - это и его здоровье, и его университет. От того, какими будут первые университеты ребенка, зависит не только дальнейшая жизнь человека, но в какой-то мере и судьба общества.
Большую роль в судьбе человека играет "родительское программирование", считает американский психотерапевт Э. Берн (Эйдемиллер Э.Г., 1980). Описывая различные варианты воздействия семьи, отдельных ее членов на личность ребенка, Берн использует понятие-метафору "сценарий" - это своего рода бессознательное принятие ребенком предписывающего образа будущей взрослой судьбы победителя или побежденного. Истоки многих жизненных сценариев, по Э. Берну, лежат даже не в родительской семье, а в более ранних поколениях. Не останавливаясь на деталях механизма раннего программирования жизненного сценария, подчеркнем, что при исследовании проблемы семейного воспитания должны учитываться не только непосредственные воздействия на ребенка, но и более общие представления его о своих близких и родных.
Основная патогенная роль настроя родителей заключается в недоверии к возможностям ребенка, его опыту формирования "я", что приводит к непринятию его индивидуальности, несоответствию требований и ожиданий родителей реальным возможностям детей, их возрастным потребностям, наиболее адекватному для них ритму и темпу психического развития (Хоментаускас Г.Т. 1986). Недоверие к формирующемуся опыту детей, непринятие их индивидуальности и несоответствие воспитания возрастным возможностям и потребностям развития вместе с конфликтными отношениями в семье представляют собой главные психотравмирующие аспекты существования детей в семье.
Как мы уже видим влияние
семьи на личность может быть как
положительным, так и отрицательным.
Все зависит от типа семьи, от наличия
или отсутствия в ней тех или
иных условий, необходимых для правильного
воспитания. Ребенок ощущает себя
центром происходящего, не может
взглянуть на себя со стороны. Центрированность
детей проявляется и в том,
что происходящее вокруг они воспринимают
как относящееся к ним самим.
Иногда эта особенность стает
причиной возникновения
Из выше изложенного можно сделать вывод, что изменения личности у родителей могут предшествовать развитию психосоматических заболеваний у детей и подростков. Конфликтные отношения в семье неблагоприятно отражаются на воспитании. Эгоцентризм, затрудняющий принятие ребенка и его индивидуальности и эмпатический контакт с ним в дальнейшем; тревожность, лежащая в основе гиперопеки; внутренняя конфликтность, осложняющая отношения в семье; а также излишняя принципиальность, ведет к негибкости и чрезмерному контролю в отношениях с детьми. Главный патогенный аспект отношения родителей - непроизвольное использование детей для разрешения своих личностных проблем и кризисных ситуаций в семье.
2. Результаты исследования и их интерпретация
2.1. Характеристика группы
Были обследованы студенты первого курса факультета клинической психологии Новосибирского Государственного Медицинского Университета.
В данном исследовании приняли участие 30 человек, из них 28 девушек и 2 юноши. Возраст испытуемых – от 17 до 20 лет, средний возраст составил 18,1 + 0,8 лет.
Из 30 испытуемых двое (6,67%) не имеют одного из родителей, у одной студентки (3,33%) нет матери, у другой (3,33%) – отца. У одной из испытуемых (3,33%) приемный отец.
2.2. Методы исследования
В нашем исследовании были использованы следующие методики: стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ, опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним».
2.2.1. Методика исследования личности
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ - это количественный метод оценки личности. Количественные показатели методики рассматриваются в обобщенной совокупности данных об испытуемом. (Собчик Л.Н. 2009).
Методика содержит 566 вопросов-утверждений. Если ответы получены на все 566 вопросов-утверждений (полный вариант), то в результате можно интерпретировать портрет личности и показатели почти 200 дополнительных шкал, играющих уточняющую и второстепенную роль. Ответы обследуемого заносятся в клеточки регистрационного листа. Если испытуемый согласен с утверждением и отвечает «Верно», то ставит крестик над соответствующим утверждению номером; если же он отвечает «Неверно», то ставит крестик ниже номера утверждения в соответствующей клеточке регистрационного листа. Ответ «Не знаю» регистрируется как кружочек, обведенный вокруг соответствующего номера.
Обработка результатов и интерпретация.
Количество подсчитываемых баллов – сырые баллы.
Базовый профиль содержит
тринадцать шкал: три шкалы достоверности
и десять базисных шкал. После коррекции
сырых результатов
Нормативные значения 30 – 70 Т-баллов.
В нашем исследовании были использованы следующие дополнительные шкалы: предипохондрическое состояние, реакция соматизации, конверсионная реакция, язвенный тип личности.
Ипохондрия - психическое расстройство, проявляющееся патологическим страхом или убеждённостью пациента в том, что у него есть серьёзное заболевание, хотя на самом деле его нет.
Соматизация — это развитие реальных («органических») соматических нарушений в результате воздействия стрессов, с которыми человек не может справиться. Как подчеркивают А. Холмогорова и Н. Гаранян (2000), соматизация — это не только склонность к переживанию психологического стресса на физиологическом уровне. Соматизация во многом связана также с инфантильными личностными особенностями, такими как зависимость, завышенный уровень притязаний и пассивность, особенно пассивная (сдерживаемая) агрессивность (Былкина Н.Д., 1995).
Симптомы конверсионной реакции вызываются психическим напряжением и внутренним психологическим конфликтом, которые люди подсознательно преобразуют в соматические симптомы. Конверсионные реакции обычно возникают в подростковом или молодом возрасте, однако они могут впервые появляться в течение всей жизни. Это состояние предположительно несколько более распространено среди женщин, чем среди мужчин.
Язвенный тип личности
характеризуется склонностью к
переводу психологической напряженности
в сферу физиологических
2.2.2 Определение стиля отношения к родителям у лиц в молодом возрасте
Для определения стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста был использован опросник «Подростки о родителях». (Вассерман Л.И., Горькавая И.А., Ромицина Е.Е. 1995).
Испытуемому предлагается оценить,
исходя из собственного опыта, какие
из указанных положений более
всего характерны для его родителей.
Если утверждение полностью
Обработка результатов и интерпретация.
Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов:
Далее «сырые» баллы переводятся
в стандартизованные в
Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 – то измеряемое качество выражено вполне отчетливо.
Интерпретация шкал.
Позитивный интерес. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке родителя. Отношения основываются на доверии. При подобных отношениях характерно находить истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Отрицается какого-либо рода конформизм. Доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.
Директивность. Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней. Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к лидерству. Девочки-подростки отмечают жесткий контроль со стороны матери, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях и, не приветствуя при этом выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом».