Взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы психосоматических расстройств во взаимосвязи с детско-родительскими отношениями по данным литературы
Оценить предиспозиции к психосоматическим расстройствам у людей в молодом возрасте
Изучить стили отношения к родителям у лиц в молодом возрасте
Определить взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретический анализ проблемы психосоматических
расстройств во взаимосвязи с детско-родительскими отношениями ……………….6
1.1. Понятие психосоматики, виды психосоматических расстройств……………6
Определение психосоматики………………………………………….....6
Причины психосоматических расстройств…………………………......7
Классификация психосоматических расстройств……………………...8
1.1.4. Психосоматические расстройства у детей…………………………….....9
Детско-родительские отношения…………………………………………..14
Определение детско-родительских отношений……………………….14
Стили родительского воспитания……………………………………....16
Влияние детско-родительских отношений на
психологическое состояние детей и подростков……………………………..18
2. Результаты исследования и их интерпретация…………………………………….22
2.1. Характеристика группы………………………………………………………22
2.2. Методы исследования………………………………………………………...22
2.2.1. Методика исследования личности………………………………………22
2.2.2 Определение стиля отношения к родителям
у лиц в молодом возрасте…………………………............................................24
2.2.3. Методы статистической обработки……………………………………..26
2.3. Результаты и их интерпретация……………………………………………....26
2.3.1. Оценка достоверности и личностных особенностей
по профилю СМИЛ……………………………………………………………..26
2.3.1.1. Оценка предиспозиции к психосоматическим
расстройствам у людей в молодом возрасте…………………………..27
2.3.2. Оценка стиля отношения к родителям у лиц в молодом возрасте…...28
2.3.3. Результаты корреляционного анализа…………………………………...31
Выводы………………………………………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 82.93 Кб (Скачать файл)

- Попустительский стиль. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: ребенок уже давно манипулирует родителями. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность - основные характеристики характера детей из таких семей. Здесь ребенок несчастлив вдвойне: сам по себе возраст - уже кризис личностного развития плюс еще недостатки, сформированные в его личностной позиции отношениями вседозволенности, что ему никогда не предложит действительная жизнь. Подросток из семьи с попустительским стилем отношения к нему обычно не усваивает позитивных форм общения: адекватная лояльность ему не известна. Он опирается на те способы воздействия на других, которые успешно питали его эгоизм все годы жизни в семье, - агрессию (которая выражается в необоснованной нетерпимой требовательности и нигилизме). Попустительская семья лишает подростка возможности осознать закономерности общественных отношений и делает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими (Эйдемиллер Э.Г., 1980).

- Авторитетный стиль родительского - образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

- Индифферентный стиль родительского поведения отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, которым свойственен индифферентный стиль поведения, не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает оттого, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению (Эйдемиллер Э.Г., 1980).

Описанные стили отношений  к ребенку демонстрируют лишь тенденции условий развития личности в отрочестве. Реальная жизнь может  быть мягче, благополучнее, но и жестче, ужаснее, непостижимее. В семье может  быть одновременно множество разнообразных  стилей общения, обусловленных неоднородностью  культурных уровней ее членов (дедушек, бабушек, родителей, и других родственников).

      1. Влияние  детско-родительских отношений на психологическое состояние детей и подростков

Наиболее активно проблема связи стилей воспитания, нарушений  родительского отношения и отклонений в психическом развитии и даже здоровье детей и подростков исследуется с клинико-психологических позиций. Был определен (Захаров А.И. 1988) ряд параметров воспитательного процесса:

1. Интенсивность эмоционального  контакта родителей по отношению  к детям: гиперопека, опека, принятие, непринятие.

2. Параметр контроля: разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный.

3. Последовательность - непоследовательность.

4. Аффективная устойчивость - неустойчивость.

5. Тревожность - нетревожность.

При нарушениях семейной среды, семейной атмосферы классифицируются с точки зрения удовлетворения важнейшие, по мнению Матейчека (Эйдемиллер Э.Г., 1980), человеческие потребности - в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.

1. Ультраустойчивая, эмоционально  безучастная среда формирует  социальную гипоактивность: пассивность,  незаинтересованность, аутизацию, задержку  речевого и психического развития.

2. Изменчивая эмоционально  безучастная среда провоцирует  гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность,  неравномерность, запаздывание психического  развития.

3. Ультраустойчивая среда  в сочетании с эмоциональной  зависимостью влечет за собой  избирательную гиперактивность,  направленную на одного человека, часто в виде поведенческих  провокаций.

4. Изменчивая среда, эмоциональная  зависимость развивают общую  социальную гиперактивность, поверхностность  контактов и чувств ребенка.

Подобная модель социальной среды используется для интерпретации  нарушений воспитания в детских  домах и в семьях (Эйдемиллер Э.Г., 1980).

Все свойства личности закладываются  в раннем возрасте (Аммон Г.В. 1995). Затем эти свойства развиваются в общении со сверстниками, с учителями, с миром духовных ценностей, культуры. В первые же, ранние годы родители, и прежде всего мать, для каждого ребенка - это и его здоровье, и его университет. От того, какими будут первые университеты ребенка, зависит не только дальнейшая жизнь человека, но в какой-то мере и судьба общества.

Большую роль в судьбе человека играет "родительское программирование", считает американский психотерапевт  Э. Берн (Эйдемиллер Э.Г., 1980). Описывая различные варианты воздействия семьи, отдельных ее членов на личность ребенка, Берн использует понятие-метафору "сценарий" - это своего рода бессознательное принятие ребенком предписывающего образа будущей взрослой судьбы победителя или побежденного. Истоки многих жизненных сценариев, по Э. Берну, лежат даже не в родительской семье, а в более ранних поколениях. Не останавливаясь на деталях механизма раннего программирования жизненного сценария, подчеркнем, что при исследовании проблемы семейного воспитания должны учитываться не только непосредственные воздействия на ребенка, но и более общие представления его о своих близких и родных.

Основная патогенная роль настроя родителей заключается  в недоверии к возможностям ребенка, его опыту формирования "я", что приводит к непринятию его  индивидуальности, несоответствию требований и ожиданий родителей реальным возможностям детей, их возрастным потребностям, наиболее адекватному для них ритму  и темпу психического развития  (Хоментаускас Г.Т. 1986). Недоверие к формирующемуся опыту детей, непринятие их индивидуальности и несоответствие воспитания возрастным возможностям и потребностям развития вместе с конфликтными отношениями в семье представляют собой главные психотравмирующие аспекты существования детей в семье.

Как мы уже видим влияние  семьи на личность может быть как  положительным, так и отрицательным. Все зависит от типа семьи, от наличия  или отсутствия в ней тех или  иных условий, необходимых для правильного  воспитания. Ребенок ощущает себя центром происходящего, не может  взглянуть на себя со стороны. Центрированность детей проявляется и в том, что происходящее вокруг они воспринимают как относящееся к ним самим. Иногда эта особенность стает  причиной возникновения психосоматических  заболеваний ребенка, связанных с семьей (Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. 2002).

Из выше изложенного можно  сделать вывод, что изменения  личности у родителей могут предшествовать развитию психосоматических заболеваний у детей и подростков. Конфликтные отношения в семье неблагоприятно отражаются на воспитании. Эгоцентризм, затрудняющий принятие ребенка и его индивидуальности и эмпатический контакт с ним в дальнейшем; тревожность, лежащая в основе гиперопеки; внутренняя конфликтность, осложняющая отношения в семье; а также излишняя принципиальность, ведет к негибкости и чрезмерному контролю в отношениях с детьми. Главный патогенный аспект отношения родителей - непроизвольное использование детей для разрешения своих личностных проблем и кризисных ситуаций в семье.

 

2. Результаты исследования и их интерпретация

2.1. Характеристика  группы

Были обследованы студенты первого курса факультета клинической психологии Новосибирского Государственного Медицинского Университета.

В данном исследовании приняли  участие 30 человек, из них 28 девушек  и 2 юноши. Возраст испытуемых – от 17 до 20 лет, средний возраст составил 18,1 + 0,8 лет.

Из 30 испытуемых двое (6,67%)  не имеют одного из родителей, у одной студентки (3,33%) нет матери, у другой (3,33%) – отца. У одной из испытуемых  (3,33%) приемный отец.

2.2. Методы исследования

В нашем исследовании были использованы следующие методики: стандартизированный  многофакторный метод исследования личности СМИЛ, опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним».

2.2.1. Методика исследования  личности

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ - это количественный метод оценки личности. Количественные показатели методики рассматриваются в обобщенной совокупности данных об испытуемом. (Собчик Л.Н. 2009).

Методика содержит 566 вопросов-утверждений. Если ответы получены на все 566 вопросов-утверждений (полный вариант), то в результате можно интерпретировать портрет личности и показатели почти 200 дополнительных шкал, играющих уточняющую и второстепенную роль. Ответы обследуемого заносятся в клеточки регистрационного листа. Если испытуемый согласен с утверждением и отвечает «Верно», то ставит крестик над соответствующим утверждению номером; если же он отвечает «Неверно», то ставит крестик ниже номера утверждения в соответствующей клеточке регистрационного листа. Ответ «Не знаю» регистрируется как кружочек, обведенный вокруг соответствующего номера.

Обработка результатов и  интерпретация.

Количество подсчитываемых баллов – сырые баллы.

Базовый профиль содержит тринадцать шкал: три шкалы достоверности  и десять базисных шкал. После коррекции  сырых результатов определенными  долями шкалы коррекции К получаются стандартизированные баллы Т.

Нормативные значения 30 – 70 Т-баллов.

В нашем исследовании были использованы следующие дополнительные шкалы: предипохондрическое состояние, реакция соматизации, конверсионная  реакция, язвенный тип личности.

Ипохондрия - психическое расстройство, проявляющееся патологическим страхом или убеждённостью пациента в том, что у него есть серьёзное заболевание, хотя на самом деле его нет.

Соматизация —  это развитие реальных («органических») соматических нарушений в результате воздействия стрессов, с которыми человек не может справиться. Как подчеркивают А. Холмогорова и Н. Гаранян (2000), соматизация — это не только склонность к переживанию психологического стресса на физиологическом уровне. Соматизация во многом связана также с инфантильными личностными особенностями, такими как зависимость, завышенный уровень притязаний и пассивность, особенно пассивная (сдерживаемая) агрессивность (Былкина Н.Д., 1995).

Симптомы конверсионной  реакции вызываются психическим напряжением и внутренним психологическим конфликтом, которые люди подсознательно преобразуют в соматические симптомы. Конверсионные реакции обычно возникают в подростковом или молодом возрасте, однако они могут впервые появляться в течение всей жизни. Это состояние предположительно несколько более распространено среди женщин, чем среди мужчин. 

Язвенный тип личности характеризуется склонностью к  переводу психологической напряженности  в сферу физиологических расстройств, в частности, в психосоматические  расстройства, протекающие как язвенное заболевание (язва желудка или двенадцатиперстной кишки) (Собчик Л.Н. 2009).

2.2.2 Определение стиля  отношения к родителям у лиц в молодом возрасте

Для определения стиля  отношения к родителям у лиц  молодого возраста был использован  опросник «Подростки о родителях». (Вассерман Л.И., Горькавая И.А., Ромицина Е.Е. 1995).

Испытуемому предлагается оценить, исходя из собственного опыта, какие  из указанных положений более  всего характерны для его родителей. Если утверждение полностью соответствует  воспитательным принципам отца (или  матери) следует обвести кружком  цифру «2», Если высказывание частично подходит для отца (или матери) обводится  цифру «1». Если утверждение не относится  к отцу (или матери) обводится  цифра «0».

Обработка результатов и  интерпретация.

Затем по каждому параметру  подсчитывается арифметическая сумма  сырых баллов:

  • POZ - позитивный интерес;
  • DIR - директивность;
  • HOS - враждебность;
  • AUT - автономность;
  • NED - непоследовательность.

Далее «сырые» баллы переводятся  в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные  данные располагаются от 1 до 5, нормой является среднее значение, т.е. 3.

Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо  выражен, если же 4-5 – то измеряемое качество выражено вполне отчетливо.

Интерпретация шкал.

Позитивный интерес. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке родителя. Отношения основываются на доверии. При подобных отношениях характерно находить истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Отрицается какого-либо рода конформизм. Доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.

Директивность. Директивность матери по отношению к сыну подростки  видят в навязывании им чувства  вины по отношению к ней. Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к лидерству. Девочки-подростки отмечают жесткий контроль со стороны матери, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях и, не приветствуя при этом выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом».

Информация о работе Взаимосвязь предиспозиции к психосоматическим расстройствам и стиля отношения к родителям у лиц молодого возраста