Взаимосвязь психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение влияния психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка.
Объектом изучения выступает процесс психоэмоционального развития ребенка в семье.
Предмет изучения – индивидуальные показатели психического развития и тревожности.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть вопросы психического и личностного развития ребенка, как условия и средства формирования психического здоровья;
- изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья дошкольников;
- определить степень зависимости между восприятием ребенком психологического климата в семье и уровнем психического развития ребенка.

Содержание работы

Введение
1. Психическое здоровье как психолого–педагогическая проблема.
1.1. Психологические аспекты психического здоровья детей.
1.2. Семья как источник психического здоровья ребенка.
1.3. Трудные ситуации и психическое здоровье.
2.Зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка.
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Исследование психологического климата в семье.
2.3. Исследование уровня психического развития ребенка.
2.4 Определение коэффициента ранговой корреляции.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В СЕМЬЕ И УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

1.3. Трудные  ситуации и психическое здоровье.

 

Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого человека. Их возникновение является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром.

Существуют трудные  ситуации и у детей, причем есть все  основания полагать, что в жизни детей они встречаются не реже, а возможно даже чаще, чем у взрослых.

Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием  между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах  и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека [10].

Развивающийся человек, познавая и осваивая окружающий мир, но, еще не обладая  достаточным опытом, непременно будет сталкиваться с чем-то новым, неизвестным, неожиданным для себя. Это потребует от него испытания собственных возможностей и способностей, что далеко не всегда может оказаться успешным и потому может послужить причиной для разочарований. То, что для взрослого выступает как привычное и естественное, для ребенка может быть трудно и сложно.

Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности [1].

Трудные ситуации, под  влиянием которых складываются способы поведения  и формируется отношение к затруднениям, имеют различный характер.

Это могут быть переходящие, быстротечные, будничные для ребенка  события (не приняли в игру, упал с велосипеда, забыл ключ от дома и т.п.);  кратковременные, но чрезвычайно  значимые и острые ситуации (потеря близкого родственника, разлука с любимым членом семьи, резкая смена жизненного стереотипа); или, напротив, ситуации длительного, хронического действия, связанные, как правило, с семейной обстановкой (развод родителей, противоречивое и ли деспотичное воспитание, алкоголизм родителей и т.п.); а также ситуации, возникающие под влиянием факторов эмоциональной депривации (госпитализация, круглосуточное пребывание в детских дошкольных учреждениях и т.п.)[11].

Наиболее существенное влияние на детей оказывают острые психические травмы и хронические психотравмирующие воздействия, которые являются ситуациями повышенного риска и предрасполагают к возникновению дезадаптивных реакций.

К. Флейк – Хобсон выделяет для детей раннего  и дошкольного возраста характерны следующие ситуации повышенного риска.

1.Ситуации, связанные  с отсутствием или утратой  чувства защищенности:

  • враждебная, жестокая семья;
  • эмоционально отвергающая семья;
  • не обеспечивающая надзора и ухода семья;
  • негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся);
  • чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека);
  • появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);
  • противоречивое воспитание или смена типа;
  • чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

2. Ситуации, вызывающие беззащитность из–за отрыва от семьи:

  • помещение в чужую семью;
  • направление в детское учреждение;
  • госпитализация.

Такого рода ситуации, оказывая существенное влияние на весь ход психического развития, способны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформировать его психику. Различные психосоматические и нервно – психические расстройства у детей, с которыми нередко сталкиваются  медицинская и психологическая практика, являются, как правило. Следствием таких долговременных патогенных воздействий. Перечисленные ситуации охватывают наиболее существенные, значимые жизненные отношения ребенка, поэтому их наличие должно предопределять серьезные отрицательные последствия для развития личности. Однако, вопреки этому очевидному положению, в последнее время учеными обнаружен удивительный феномен – неуязвимые дети. Так названы дети, «которые воспитываются в самых ужасных условиях и все-таки добиваются значительных успехов в жизни. Наиболее типичной чертой неуязвимых детей является их способность не реагировать на стресс и справляться с ним благодаря исключительно интенсивной мыслительной деятельности и компетентности. …Эти дети отличаются начитанностью и душевным здоровьем, увлеченно играют, любят жизнь и считают, что жить стоит» [19].

Существуют и  другого типа трудные ситуации, которые с большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого ребенка. Это так называемые «ситуации стресса обыденной жизни» – повседневные, зачастую и повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ у доски и др.). Их влияние на развитие детской личности не менее велико. Это можно объяснить тем, что все подобные, казалось бы, «мелочи жизни» нужно преодолевать, каждый раз необходимо находить то или иное решение. Именно в таких обыденных ситуациях ребенок приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения [10].

Проблема сохранения психического здоровья детей и профилактики его нарушений является предметом пристального внимания специалистов разных областей: медиков, педагогов, психологов. Однако не менее важная роль в ее решении принадлежит и тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт – родителям.

С точки зрения обсуждаемой  проблемы – трудные ситуации у  детей – роль родителей представляется двоякой: во-первых, именно родители нередко создают своим детям трудные жизненные ситуации. Подавляющее число психотравмирующих ситуаций спровоцировано семьей, и родители являются теми взрослыми, которые учат детей преодолевать трудности жизни [10].

Влияние родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях крайне велико. Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта такого влияния:

1. Стиль семейного  воспитания, который во многом  формирует личность ребенка. Так,  психологами выделены 3 группы детей, склад характера которых соответствовал определенным типам воспитательных воздействий, практикующихся в семье.

Были установлены следующие  зависимости:

А) авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;

Б) авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;

В) снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.

2. Собственное поведение  родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) принимает для себя в качестве примера для подражания.

3. Целенаправленное обучение  детей конструктивным способам  преодоления трудных ситуаций [14].

Естественное желание  всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни [19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Зависимость между  восприятием ребенком психологической  атмосферы в семье и уровнем  психического развития ребенка.

 

2.1. Организация и методы исследования.

Исследование проводилось  в детском саду № 213 г.Краснодара. Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа испытуемых 6 – 7 лет  в количестве  40  человек, из них 20 девочек  и 20 мальчиков.

В ходе исследования были использованы: беседа; наблюдение; проективный метод рисуночного теста; метод статистического анализа и следующие методики: непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников П.А.Мясоед [6] и «Кинестетический рисунок семьи» [3].

 

2.2. Исследование психологического климата в семье.

Для исследования психологического климата в семье использовалась методика «Кинетический рисунок семьи», которая дает богатую информацию о субъективной ситуации ребенка в семье.

Тест состоит из двух частей: рисования и беседы после него. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги, карандаш и ластик; затем ему предлагается нарисовать свою семью так, чтобы ее члены семьи были чем – либо заняты. На все уточняющие вопросы давались ответы без каких – либо указаний.

Во время рисования  записывались все спонтанные высказывания ребенка, отмечалась его мимика, жесты, а так же фиксировалась последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком проводилась беседа по следующей схеме:

  1. Кто изображен на рисунке, что делает каждый член семьи;
  2. Где работают или учатся члены семьи;
  3. Как в семье распределяются домашние обязанности;
  4. Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

Рисунок анализировался по параметрам (Приложение № ___), позволяющие выявить уровень эмоционального благополучия и неблагополучия ребенка в семье.

 

2.3. Исследование уровня  психического развития ребенка.

Для исследования уровня психического развития ребенка использовалась методика уровня психического развития дошкольников, где объектом тестирования выступает воспитатель, взрослый – носитель «образа ребенка». В основу методики положено представление о психическом  переходе от одних психических новообразований к другим, логика которого кроется во взаимоотношениях ребенка с миром.

Разработаны шкалы для 12 параметров УПР. Это:

  1. Ощущения(цветовые)
  2. Восприятие (зрительное)
  3. Запоминание
  4. Мышление
  5. Воображение
  6. Внимание
  7. Игра
  8. Общение
  9. Речь
  10. Эмоции
  11. Самостоятельность
  12. Саморегуляция

Каждая шкала включает в себя пять уровней: от низшего к  высшему. Каждому уровню присвоена соответствующая оценка: первому – 1, второму – 2 и т.д. Следовательно, использовалась  5-бальная система оценок УПР дошкольника. Путем суммирования  оценок по всем шкалам определился итоговый показатель, указывающий уровень психического развития по сравнению с другими детьми выборки.

 

2.4 Определение коэффициента  ранговой корреляции.

Индивидуальные данные, полученные с помощью методик, подвергались следующей статистической обработке: каждому индивидуальному значению по показателям «Психологический дискомфорт в семье» и «Уровень психического развития»  присваивались ранговые значения. Наивысшему индивидуальному результату по показателю психического развития присваивался ранг 1. По показателю «Психологически дискомфорт в семье» ранг 1 присваивался наименьшему индивидуальному результату, т.е. тому значению коэффициента, определяемому методикой, который указывает на отсутствие или низкий уровень психологического дискомфорта.

Для того, чтобы установить взаимосвязь между уровнем психического развития ребенка и психологической атмосферой в семье, определялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле

Rs=1-((6*SNDi2)/(N*(N2-1)))

 

где Rs- - коэффициент ранговой корреляции Спирмена;

Di – разность рангов сравниваемых объектов;

N – число сравниваемых объектов.

 

Значение коэффициента Спирмена, согласно формуле, может быть получено в пределах от –1 до +1 [18].

Результаты исследования показали, что у мальчиков корреляция выражена в 0,48, вместе с тем, так как она меньше 0,6 – она не может быть признана достоверной.

В целом, по группе испытуемых коэффициент корреляции между показателями шкалы развития и эмоционального климата в семье составляет 0,78, это позволяет констатировать, что  между этими показателями есть корреляция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В ходе выполнения работы достигнута поставленная цель - изучено  влияние психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка.

При проведении исследования рассмотрены вопросы психического и личностного развития ребенка, как условия и средства формирования психического здоровья. Определены условия обеспечения и сохранения психического здоровья дошкольников, определена степень зависимости между восприятием ребенком психологического климата в семье и уровнем психического развития ребенка.

На основании проведенного исследования определен коэффициент  корреляции равный 0,78, что позволяет  говорить о подтверждении гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г.
  2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы, как средство диагностики развития личности ребенка. М., 1987 г.
  3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М., 1998
  4. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977 г.
  5. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей.
  6. Журнал. Вопросы психологии, № 2, 1996 г.
  7. Захаров А.И. Детские неврозы. С-Пб., 1997 г.
  8. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. С-Пб., 1998 г.
  9. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997 г.
  10. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984 г.
  11. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985 г.
  12. Краткий словарь по социологии, М., 1993 г.
  13. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г.
  14. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974 г.
  15. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997 г.
  16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, 1990 г.
  17. Психологическая диагностика. /под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М./, М., 1997 г.
  18. Платонов К.К. психологический практикум. М., 1980 г.
  19. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993 г.
  20. Шевандрин Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности М., 1988
  21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./, М., 1989 г.
  22. Энциклопедический словарь медицинских терминов, Т 1, Л., 1986 г.

Информация о работе Взаимосвязь психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка