Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:40, курсовая работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания
Объект исследования: акцентуации характера
Предмет исследования: взаимосвязь типа акцентуации характера вподростком возрасте и стиля семейного воспитания.
Теоретические задачи:
Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
Дать общее представление об акцентуации.
Рассмотреть виды акцентуации, их особенности.
Введение 3
Глава 1. Взаимосвязь типа акцентуации характера вподростком возрасте и стиля семейного воспитания 5
1.1. Подходы к пониманию характера 5
1.2. Структура характера 6
1.3 Семья как фактор формирования характера. 9
1.4. Понятие акцентуации. Типы акцентуаций характера 12
(по А.Е. Личко). 12
Глава 2. Методологические принципы исследования. 20
2.1. Методологические принципы исследования. 22
2.2. Методы и методики исследования 24
2.3. Обоснование выборки 26
2.4. Ход исследования 27
2.5. Методы обработки данных 28
Глава 3. Анализ и интерпретация результатов социально-психологического исследования. 29
Заключение 32
Литература: 35
Истероидный подросток претендует на роль лидера в группе путем пускания «пыли в глаза» историями о своих удачах и приключениях.
Поскольку по большому счету
истероидные подростки
10. Неустойчивый тип.
Рано выявляется у детей неустойчивого типа тяга к развлечениям, удовольствиям, к праздности. В подростковом возрасте отличительными чертами являются нарушения поведения, делинквентность, поиск необычных впечатлений, стремление высвободиться из-под родительской опеки.
Очень плохо подростки неустойчивого типа переносят одиночество. Поэтому проявляется реакция группирования к уличным компаниям. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять положение лидера.
Любимое времяпрепровождение – пустая болтовня с приятелями, любовь к азартным играм. К спорту такие подростки питают отвращение.
У представителей неустойчивого типа легко забрасывается учеба, они не мечтают о какой-либо профессии (только в случае крайней необходимости выбирают себе занятие). Кроме того, выявляется равнодушие к собственному будущему. От трудностей и неприятностей эти подростки стараются убегать.
11. Конформный тип.
Отличительная черта подростков конформного типа – постоянная и чрезмерная конформность к своему окружению. Их жизненное правило – «думать как все», «поступать как все», стараться, чтобы все было «как у всех». Конформные подростки не любят выделяться, с недоверием относятся к незнакомцам, неспособны противостоять своему окружению, трудно осваиваются в непривычной обстановке.
Такие подростки очень дорожат своим местом в привычной группе сверстников, постоянством окружения, поэтому они не переносят крутых жизненных перемен.
Планы на будущее неопределенны, например, решающим фактором в выборе профессии или учебного заведения может послужить тот факт, что так поступило большинство приятелей.
Для подростков неустойчивого и конформного типа местом наименьшего сопротивления является самостоятельное проявление волевых качеств и возникновение резких жизненных перемен. У таких подростков нет близкого контакта с родителями, которые могут оказать моральную поддержку и вселить уверенность в своего ребенка, т.е. характерна гипопротекция как стиль семейного воспитания.
Таким образом, выделено 11 типов акцентуаций характера со своими отличительными чертами.
Глава 2. Методология и методы исследования проблемы
Цель: изучить взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания
Объект исследования: акцентуация характера
Предмет исследования: взаимосвязь типа акцентуации характера в подростком возрасте и стиля семейного воспитания.
Задачи:
Гипотеза: семейное воспитание оказывает влияние на формирование дисгармонизаций характера подростков.
2.1. Методологические принципы
Системный подход (Л.Ф. Берталанфи, 1957; Ломов М.В. 1975; Ананьев Б.Г. 1977); ─ это совокупность некоторых общих принципов, предопределяющих научную и практическую деятельность при анализе и синтезе сложных систем, которые вытекают из особенностей представления сложных объектов. При исследовании объекта создается его абстрактное представление в виде системы, цель которого - служить инструментом для описания, понимания и изменения рассматриваемого объекта.
Системный поход в
психологии позволяет рассматривать
психические явления в их взаимосвязи
с другими явлениями
Мы исходили из представления о том, что изменения в таких подсистемах, как семья, школа, общество, повлекут за собой изменения в личности учащегося. В то же время, изменения в личности детей и подростков отразятся на их функционировании в тех или иных подсистемах, в которые он так или иначе оказывается включенным. Так же те или иные изменения во взаимодействии между названными выше подсистемами неизбежно отразятся на становлении и развитии личности ребенка.[12,c.130].
Принцип развития. В трудах С.Л. Рубинштейна (1968), созданных на рубеже 40х годов, в проблематику общей психологии был включен весь жизненный путь человека и показана зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении её индивидуального пути.
Принцип детерминизма (Рубинштейн С.Л., 2001); - подразумевает,
что все психические явления связаны по
закону причинно-следственных отношений,
т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет
какую-то причину, которая может быть выявлена
и изучена и которая объясняет, почему
возникло именно то, а не иное следствие.
В данном случае предполагается рассмотрение личности как единого целого, а также того, что каждый индивид является индивидуальной и неповторимой личностью, обладающей как общими, свойственными всем людям характеристиками, так и уникальными, свойственными ему одному, качествами.
Библиографический метод ─ включает в себя качественный отбор документов, предполагая формулировку соответствующих критериев, ориентацию на запросы, интересы и вкусы потенциального потребителя. Способы группировки библиографической информации (систематическая, тематическая, логическая, хронологическая, алфавитная, языковая и т. д.) позволяют по-разному охарактеризовать исследуемый поток или массив, выдвинув на первый план тот или иной признак, определив место каждого документа. А установив место отдельных документов в потоке, можно судить об их актуальности, новизне, достоверности и полноте зафиксированной информации, оперативности ее отражения в текстовых сообщениях.
2.2. Методы и методики исследования
№ |
Методика |
Диагностируемый компонент |
Исследуемые лица |
Количество исследуемых |
Опросник Шмишека-Леонгарда. Г. Шмишек (1970) |
тип акцентуации личности |
учащиеся |
40 | |
Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В. (для родителей подростков 11 -21 лет) (1975). |
─ особенности воспитания родителями своих детей ─ нарушения процесса воспитания |
родители учащихся |
40 |
Шмишека опросник (Schmieschek Fragebogen) — опросник личностный.
Предназначен, для диагностики типа акцентуации
личности, является реализацией типологического
подхода к ее изучению. Опубликован Г.
Шмишеком в 1970 г. Ш. о. состоит из 88 вопросов,
на которые требуется ответить "да"
или "нет". Разработан также сокращенный
вариант опросника. С помощью Ш. о. определяются
следующие 10 типов акцентуации личности:
1. Демонстративный тип. Характеризуется
повышенной способностью к вытеснению.
2. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются
повышенной ригидностью, инертностью
психических процессов, неспособностью
к вытеснению травмирующих переживаний.
3. "Застревающий" тип. Характерна
чрезмерная стойкость аффекта. 4. Возбудимый
тип. Повышенная импульсивность, ослабление
контроля над влечениями и побуждениями.
5. Гипертимический тип. Повышенный фон
настроения в сочетании с оптимизмом и
высокой активностью. 6.Дистимический
тип. Сниженный фон настроения, пессимизм,
фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам,
робость и пугливость. 8. Циклотимический
тип. Смена гипертимических и дистимических
фаз. 9. Аффективно-
Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В. (1975)) существует в двух вариантах — для родителей детей и подростков.
Тест "Анализ семейных взаимоотношений" предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании. Методика "Анализ семейных взаимоотношений" позволяет диагностировать нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности.
Описание методики. Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания; 12,13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов семейной интеграции.
Данная методика является надежным и широко используемым скриннинговым методом диагностики влияния родителей на детей подростков.
В представленной работе обследование по данной методике прошли 40 учащихся и их родители.
Процедура проведения методики
заключалась в групповом
2.3. Обоснование выборки
В исследовании принимали участие 40 учащихся в возрасте от 16 до 18 (11 класс и 1 курс) лет (26 мальчиков 14 девочек) АУВК №6 г. Бишкек. Для сравнения было выделено 2 группы: в первую группу вошли 23 учащихся (15 мальчиков и 8 девочек), во вторую – 17 учащихся (11 мальчиков и 6 девочек), где основой для выделения данной группы являлись характеристики, полученные при помощи опросника Шмишека: первую группу составляют подростки с явно выраженными акцентуациями характера. Во вторую группу были включены учащиеся, у которых акцентуаций характера не было выявлено. Данные, полученные в результате проведенного исследования, в последующем рассматривались с учетом выделенных групп.
База исследования: сбор материала проводился в АУВК №6 г.Бишкек; апробация психопрофилактической программы проходила в этом же учебно-воспитательного комплексе.
2.4. Ход исследования
Исследование проводилось в несколько этапов:
ПЕРВЫЙ ЭТАП - поисковый. На данном этапе был проведен теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, в котором были даны определения понятия «акцентуация характера», описаны возможные причины его возникновения у учащихся с учетом специфики воспитания. Основной акцент был сделан на анализ влияния стилей родительского воспитания, способствующих появлению акцентуаций характера, а также препятствующих ему. В итоге были определены направления исследования, методология, гипотеза, объект, предмет и методы.
На ВТОРОМ ЭТАПЕ осуществлялось формирование психодиагностической батареи и проведение психодиагностического обследования.
Сбор психодиагностической информации проводился по расписанию занятий в учебных классах в одно и то же время, таким образом, не нарушался привычный режим работы, а также сохранялась та рабочая обстановка, в которой учащиеся привыкли работать. В общей сложности с каждым классом состоялась 1 встреча. Длительность каждой встречи равнялась 45 минутам.
С целью предупреждения возможного неискреннего отношения к исследованию и неискренности ответов перед началом психодиагностического обследования ученикам объясняли, что данные результаты необходимы для построения новых образовательных программ.
Исследование проводилось в форме группового. При проведении анализа и интерпретации результатов психодиагностического обследования учитывалась специфика группового тестирования [1].
2.5. Методы обработки данных
Математическая обработка
данных проводилась с
Глава 3. Анализ и интерпретация результатов социально-психологического исследования.
В исследовании приняло участие 40 человек (26 мальчиков и 14 девочек, в возрасте от 16 до 18 лет, учащиеся в АУВК №6 г. Бишкека).
На основании показателей об акцентуациях характера, исследуемые лица были разделены на 2 группы: 1 группа (23 человека) – подростки, у которых были выявлены акцентуации характера; 2 группа (17 человек) – подростки, у которых акцентуаций выявлено не было.
Данные, полученные в результате эмпирического исследования, были проверены на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова – Смирнова
Таблица 1
Проверка эмпирических
данных исследования на нормальность
распределения с помощью
Переменные |
гиперпротекция |
гипопротекция |
потворствование |
игнорирование |
чрезмерность требований |
недостаточность обязанностей |
чрезмерность запретов |
недостаточность запретов |
чрезмерность санкций |
минимальность санкций |
неустойчивость стиля воспитания |
Mean |
5,45 |
5,6 |
6,0 |
4,9 |
2,8 |
5,9 |
5,4 |
7,2 |
5,3 |
2,8 |
4,9 |
Std. Deviation |
2,08 |
2,15 |
2,27 |
2,04 |
1,25 |
2,89 |
2,41 |
2,81 |
2,43 |
1,23 |
2,04 |
Kolmogorov-Smirnov Z |
0,738 |
1,055 |
0,855 |
0,976 |
1,116 |
0,716 |
1,006 |
0,642 |
1,005 |
1,118 |
0,976 |
Asymp. Sig. (2-tailed) |
0,647 |
0,216 |
0,457 |
0,296 |
0,166 |
0,684 |
0,263 |
0,805 |
0,266 |
0,155 |
0,296 |