Взаимосвязь типа акцентуации характера в подростком возрасте и стиля семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания
Объект исследования: акцентуации характера
Предмет исследования: взаимосвязь типа акцентуации характера вподростком возрасте и стиля семейного воспитания.
Теоретические задачи:
Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
Дать общее представление об акцентуации.
Рассмотреть виды акцентуации, их особенности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Взаимосвязь типа акцентуации характера вподростком возрасте и стиля семейного воспитания 5
1.1. Подходы к пониманию характера 5
1.2. Структура характера 6
1.3 Семья как фактор формирования характера. 9
1.4. Понятие акцентуации. Типы акцентуаций характера 12
(по А.Е. Личко). 12
Глава 2. Методологические принципы исследования. 20
2.1. Методологические принципы исследования. 22
2.2. Методы и методики исследования 24
2.3. Обоснование выборки 26
2.4. Ход исследования 27
2.5. Методы обработки данных 28
Глава 3. Анализ и интерпретация результатов социально-психологического исследования. 29
Заключение 32
Литература: 35

Файлы: 1 файл

Настя.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Истероидный подросток  претендует на роль лидера в группе путем пускания «пыли в глаза» историями о своих удачах и приключениях.

Поскольку по большому счету  истероидные подростки стремятся  в первую очередь привлечь к себе внимание окружающих, это может быть связано с недостатком внимания, заботы, опеки со стороны родителей.

10. Неустойчивый тип.

Рано выявляется у детей неустойчивого типа тяга к развлечениям, удовольствиям, к праздности. В подростковом возрасте отличительными чертами являются нарушения поведения, делинквентность, поиск необычных впечатлений, стремление высвободиться из-под родительской опеки.

Очень плохо подростки неустойчивого типа переносят одиночество. Поэтому проявляется реакция группирования к уличным компаниям. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять положение лидера.

Любимое времяпрепровождение  – пустая болтовня с приятелями, любовь к азартным играм. К спорту такие подростки питают отвращение.

У представителей неустойчивого  типа легко забрасывается учеба, они не мечтают о какой-либо профессии (только в случае крайней необходимости  выбирают себе занятие). Кроме того, выявляется равнодушие к собственному будущему. От трудностей и неприятностей эти подростки стараются убегать.

11. Конформный тип.

Отличительная черта  подростков конформного типа – постоянная и чрезмерная конформность к своему окружению. Их жизненное правило – «думать как все», «поступать как все», стараться, чтобы все было «как у всех». Конформные подростки не любят выделяться, с недоверием относятся к незнакомцам, неспособны противостоять своему окружению, трудно осваиваются в непривычной обстановке.

Такие подростки очень дорожат своим местом в привычной группе сверстников, постоянством окружения, поэтому они не переносят крутых жизненных перемен.

Планы на будущее неопределенны, например, решающим фактором в выборе профессии или учебного заведения  может послужить тот факт, что так поступило большинство приятелей.

Для подростков неустойчивого  и конформного типа местом наименьшего  сопротивления является самостоятельное  проявление волевых качеств и  возникновение резких жизненных  перемен. У таких подростков нет близкого контакта с родителями, которые могут оказать моральную поддержку и вселить уверенность в своего ребенка, т.е. характерна гипопротекция как стиль семейного воспитания.

Таким образом, выделено 11 типов акцентуаций характера  со своими отличительными чертами.

 

Глава 2. Методология и методы исследования проблемы

Цель: изучить взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания

Объект исследования: акцентуация характера

Предмет исследования: взаимосвязь типа акцентуации характера в подростком возрасте и стиля семейного воспитания.

Задачи:

    1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме
    2. Дать общее представление об акцентуации.
    3. Рассмотреть виды акцентуации, их особенности.
    4. Проанализировать основные подходы к изучению влияния стилей семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков в психолого–педагогической литературе.
    5. Рассмотреть особенности семейного воспитания и акцентуации характера.

Гипотеза: семейное воспитание оказывает влияние на формирование дисгармонизаций характера подростков.

2.1. Методологические принципы

Системный подход (Л.Ф. Берталанфи, 1957; Ломов М.В. 1975; Ананьев Б.Г. 1977); ─ это совокупность некоторых общих принципов, предопределяющих научную и практическую деятельность при анализе и синтезе сложных систем, которые вытекают из особенностей представления сложных объектов. При исследовании объекта создается его абстрактное представление в виде системы, цель которого - служить инструментом для описания, понимания и изменения рассматриваемого объекта.

Системный поход в  психологии позволяет рассматривать  психические явления в их взаимосвязи  с другими явлениями действительности. Исходя из этого, применение системного подхода в данной работе способствовало  анализу и синтезу следующих систем: общество, личность, семья и школа, которые могут быть как самостоятельными системами,  так и частью системы, являясь ее подсистемами.

Мы исходили из представления  о том, что  изменения в таких  подсистемах, как семья, школа, общество,  повлекут за собой изменения в личности учащегося. В то же время, изменения в личности детей и подростков отразятся на  их функционировании в тех или иных подсистемах, в которые он так или иначе оказывается включенным. Так же  те или иные изменения во взаимодействии  между названными выше подсистемами неизбежно отразятся на становлении и развитии личности ребенка.[12,c.130].

Принцип развития. В трудах С.Л. Рубинштейна (1968), созданных на рубеже 40х годов, в проблематику общей психологии был включен весь жизненный путь человека и показана зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении её индивидуального пути.

Принцип детерминизма (Рубинштейн С.Л., 2001); - подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие.                                                                                                     

В данном случае предполагается рассмотрение личности как единого  целого, а также того, что каждый индивид является индивидуальной и неповторимой личностью, обладающей как общими, свойственными всем людям характеристиками, так и уникальными, свойственными ему одному, качествами.

Библиографический метод ─ включает в себя качественный отбор документов, предполагая формулировку соответствующих критериев, ориентацию на запросы, интересы и вкусы потенциального потребителя. Способы группировки библиографической информации (систематическая, тематическая, логическая, хронологическая, алфавитная, языковая и т. д.) позволяют по-разному охарактеризовать исследуемый поток или массив, выдвинув на первый план тот или иной признак, определив место каждого документа. А установив место отдельных документов в потоке, можно судить об их актуальности, новизне, достоверности и полноте зафиксированной информации, оперативности ее отражения в текстовых сообщениях.

 

2.2. Методы и методики исследования

Методика

Диагностируемый

компонент

Исследуемые

лица

Количество исследуемых 

Опросник Шмишека-Леонгарда. Г. Шмишек (1970)

тип акцентуации личности

учащиеся

40

Опросник “Анализ  семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.  (для родителей  подростков 11 -21 лет) (1975).

─ особенности воспитания родителями своих детей

─ нарушения процесса воспитания

родители учащихся

40


 

 

 

 

 

Шмишека опросник (Schmieschek Fragebogen) — опросник личностный. Предназначен, для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г. Ш. о. состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить "да" или "нет". Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью Ш. о. определяются следующие 10 типов акцентуации личности: 1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению. 2. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. 3. "Застревающий" тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта. 4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. 5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью. 6.Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность. 7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость. 8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз. 9. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния. 10. Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью. Теоретической основой Ш. о. является концепция "акцентуированных личностей" К. Леонгарда.

Опросник “Анализ  семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В. (1975)) существует в двух вариантах —  для родителей детей и подростков.

Тест "Анализ семейных взаимоотношений" предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании. Методика "Анализ семейных взаимоотношений" позволяет диагностировать нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности.

Описание методики. Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания; 12,13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов семейной интеграции.

Данная методика является надежным и широко используемым скриннинговым методом диагностики влияния родителей на детей подростков.

В представленной работе обследование по данной методике прошли  40 учащихся и их родители.

Процедура проведения методики заключалась в групповом предъявлении учащимся 11-х классов текста опросника Шмишека, на котором каждый отмечал подходящий для него вариант ответа.

2.3. Обоснование выборки

В исследовании принимали  участие 40 учащихся в возрасте от 16 до 18 (11 класс и 1 курс) лет (26 мальчиков 14 девочек) АУВК №6 г. Бишкек. Для сравнения было выделено 2 группы: в первую группу вошли 23 учащихся (15  мальчиков и 8 девочек), во вторую – 17 учащихся (11 мальчиков и 6 девочек), где основой для выделения данной группы являлись характеристики, полученные при помощи опросника Шмишека: первую группу составляют подростки с явно выраженными акцентуациями характера. Во вторую группу были включены учащиеся, у которых акцентуаций характера не было выявлено. Данные, полученные в результате проведенного исследования, в   последующем рассматривались с учетом выделенных групп.

База исследования: сбор материала проводился в АУВК №6 г.Бишкек; апробация психопрофилактической программы проходила в этом же учебно-воспитательного комплексе.

2.4. Ход исследования

Исследование проводилось  в несколько этапов:

ПЕРВЫЙ ЭТАП - поисковый. На данном этапе был проведен теоретический  анализ литературы по изучаемой проблеме, в котором были даны определения понятия «акцентуация характера», описаны возможные причины его возникновения у учащихся с учетом специфики воспитания. Основной акцент был сделан на анализ влияния стилей родительского воспитания, способствующих появлению акцентуаций характера,  а также препятствующих ему. В итоге были определены направления исследования, методология, гипотеза, объект, предмет и методы.

На ВТОРОМ ЭТАПЕ осуществлялось формирование психодиагностической батареи  и проведение психодиагностического обследования.

Сбор психодиагностической  информации проводился по расписанию занятий в учебных классах в одно и то же время, таким образом, не нарушался привычный режим  работы, а также сохранялась та  рабочая обстановка, в которой учащиеся привыкли работать. В общей сложности с каждым классом состоялась 1 встреча. Длительность каждой встречи равнялась 45 минутам.

С целью предупреждения возможного неискреннего отношения к исследованию и неискренности ответов перед началом психодиагностического обследования ученикам объясняли, что данные результаты необходимы для построения новых образовательных программ.

Исследование проводилось  в форме группового. При  проведении анализа и интерпретации результатов психодиагностического обследования учитывалась специфика группового тестирования [1].

2.5. Методы обработки данных

 Математическая обработка  данных проводилась с использованием  пакета статистической обработки данных SPSS 17.0. Для статистического анализа полученных данных использовались критерий Колмогорова-Смирнова, t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ.

 

Глава 3. Анализ и интерпретация результатов социально-психологического исследования.

В исследовании приняло  участие 40 человек (26 мальчиков и 14 девочек, в возрасте от 16 до 18 лет, учащиеся в АУВК №6 г. Бишкека).

На основании  показателей об акцентуациях характера, исследуемые лица были разделены на 2 группы: 1 группа (23 человека) – подростки, у которых были выявлены акцентуации характера; 2 группа (17 человек) – подростки, у которых акцентуаций выявлено не было.

Данные, полученные в  результате эмпирического исследования, были проверены на нормальность распределения  с помощью критерия Колмогорова – Смирнова

Таблица 1

Проверка эмпирических данных исследования на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова – Смирнова

 

Переменные

гиперпротекция

гипопротекция

потворствование

игнорирование

чрезмерность требований

недостаточность обязанностей

чрезмерность запретов

недостаточность запретов

чрезмерность санкций

минимальность санкций

неустойчивость стиля  воспитания

Mean

5,45

5,6

6,0

4,9

2,8

5,9

5,4

7,2

5,3

2,8

4,9

Std. Deviation

2,08

2,15

2,27

2,04

1,25

2,89

2,41

2,81

2,43

1,23

2,04

Kolmogorov-Smirnov Z

0,738

1,055

0,855

0,976

1,116

0,716

1,006

0,642

1,005

1,118

0,976

Asymp. Sig. (2-tailed)

0,647

0,216

0,457

0,296

0,166

0,684

0,263

0,805

0,266

0,155

0,296

Информация о работе Взаимосвязь типа акцентуации характера в подростком возрасте и стиля семейного воспитания