Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:28, реферат
Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
Взаимодействие семьи и школы
Суть взаимодействия школы и
семьи заключается в том, что
обе стороны должны быть заинтересованы
в изучении ребенка, раскрытии и
развитии в нем лучших качеств
и свойств. В основе такого взаимодействия
лежат принципы взаимного доверия
и уважения, взаимной поддержки и
помощи, терпения и терпимости по отношению
друг к другу. Это поможет педагогам
и родителям объединить свои усилия
в создании условий для формирования
у ребенка тех качеств и
свойств, которые необходимы для
его самоопределения и
Детей, родителей, учителей
объединяют общие заботы, проблемы,
результат решения которых
Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.
Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Взаимодействие педагогов с
родителями предусматривает разработку
единых требований к ребенку, определение
воспитательных задач и организацию
совместной деятельности педагогов
и родителей по реализации этих задач,
что предполагает изучение ребенка
в семье и школе с помощью
специальных методик и
Характер взаимодействия педагогов
с семьей зависит от позиции родителей,
которые по-разному относятся
к школе, видят свою роль в организации
воспитательной работы в школе и
классе, по-разному воспитывают
Поэтому необходимо дифференцированно
строить работу с семьей и родителями,
не навязывая всем одинаковые формы
взаимодействия, а ориентируясь на
потребности, запросы родителей, особенности
семьи и семейного воспитания,
терпеливо приобщая их к делам
школы, класса, своего ребенка.
Основу составляют групповые и индивидуальные
формы работы с семьей и родителями.
В то же время есть проблемы, которые
волнуют всех родителей или имеют
отношение к воспитательной деятельности
детей в данном классе. Такие вопросы
обсуждаются на общих собраниях.
Родительское собрание - это основная
форма работы с родителями, где
решаются проблемы жизни класса. Существенное
значение для взаимодействия имеет
стиль общения педагогов на родительских
собраниях. Монолог учителя на собраниях
должен звучать реже, чем диалог
с родителями, в процессе которого
происходит взаимный обмен мнениями,
идеями, совместный поиск решения
возникающих проблем. Педагогам
следует исходить из того, что родители
собираются для обсуждения вопросов,
которые затрагивают их интересы
и интересы детей.
Классный руководитель предусматривает
различные формы психолого-
Классный руководитель привлекает
родителей к управлению работой
школы и к организации
а) обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы;
б) участие родителей в
организации воспитательной
в) создание органов
Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью целесообразно проводить в школе "Праздник семьи”, конкурс "Семья года”, соревнования с участием мам и дочерей, отцов и сыновей, организовывать выставки семейных творческих работ. В классах могут проводиться совместные творческие встречи, на которых родители и дети представляют свои семейные увлечения, расскажут о родословной семьи, своих семейных традициях.
Классный руководитель предусматривает и стимулирует создание семейных клубов, привлекает родителей к организации кружков и других объединений по интересам, приобщает их к совместной деятельности с детьми в коллективах клубного типа.
Педагог проводит целенаправленную работу
по формированию взаимоотношений между
детьми и их родителями, создает
ситуации для воспитания уважительного
отношения детей к своим
Этому могут способствовать:
а) поздравления с праздниками, днем рождения (подарки, сюрпризы);
б) сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;
в) рассказы о профессиях своих родителей;
г) творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;
д) организация выставок результатов труда родителей.
Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач – чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.
К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел школы. Такие родители ошибаются. Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.
Воспитание – дело обоюдное и очень важное.