Взаймодействие семьи и школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:28, реферат

Описание работы

Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

Файлы: 1 файл

Взаимодействие семьи и школы.docx

— 18.22 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие семьи  и школы

Суть взаимодействия школы  и  семьи заключается в том, что  обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и  развитии в нем лучших качеств  и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия  и уважения, взаимной поддержки и  помощи, терпения и терпимости по отношению  друг к другу. Это поможет педагогам  и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и  свойств, которые необходимы для  его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и  самореабилитации в случае неудачи.

 

 Детей, родителей, учителей  объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным  образом зависит от характера  их взаимодействия.       Сотрудничество школы и семьи  - это результат целенаправленной  и длительной работы классного  руководителя, которая, прежде всего,  предполагает всестороннее и  систематическое изучение семьи,  особенностей и условий семейного  воспитания ребенка. Взаимодействие  участников педагогического процесса  должно быть спланировано и  организовано как в школе, так  и в каждом первичном объединении  /классе, клубе, кружке/.     

 

Для формирования сотруднических отношений  важно представлять классный коллектив  как единое целое, как большую  семью, которая сплачивается и интересно  живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.       Совместная деятельность детей, родителей  и педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.

 

Формирование сотруднических отношений  между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как  складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может  быть успешным только тогда, когда учителя  и родители станут союзниками. В  основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.     

 

Взаимодействие педагогов с  родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение  воспитательных задач и организацию  совместной деятельности педагогов  и родителей по реализации этих задач, что предполагает изучение ребенка  в семье и школе с помощью  специальных методик и составление  программы его развития.     

 

Характер взаимодействия педагогов  с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся  к школе, видят свою роль в организации  воспитательной работы в школе и  классе, по-разному воспитывают ребенка  в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.        

 

Поэтому необходимо дифференцированно  строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы  взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности  семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам  школы, класса, своего ребенка.       Основу составляют групповые и индивидуальные формы работы с семьей и родителями. В то же время есть проблемы, которые  волнуют всех родителей или имеют  отношение к воспитательной деятельности детей в данном классе. Такие вопросы  обсуждаются на общих собраниях.       Родительское собрание - это основная форма работы с родителями, где  решаются проблемы жизни класса. Существенное значение для взаимодействия имеет  стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собраниях  должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения  возникающих проблем. Педагогам  следует исходить из того, что родители собираются для обсуждения вопросов, которые затрагивают их интересы и интересы детей.       Классный руководитель предусматривает  различные формы психолого-педагогического  просвещения родителей, которые  предполагают активное, творческое участие  родителей в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий. В определении тематики лектория участвуют сами родители.       Активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями, администрацией, специалистами /медиками, психологами, социальными работниками и др./    

Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой  школы и к организации деятельности классов, что предполагает:

 а) обсуждение и решение  родителями проблем воспитания  детей, жизни школы;

 б) участие родителей в  организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации  экскурсий, выходов в театры, музеи;  помощь в оформлении кабинета; в ведении кружков;

 в) создание органов самоуправления, организация их деятельности  в школе и классах (родительские  собрания, конференции, родительский  комитет, советы дел, проблемные  группы).        

Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и  детей, созданию комфортных условий  для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью целесообразно  проводить в школе "Праздник семьи”, конкурс "Семья года”, соревнования с участием мам и дочерей, отцов  и сыновей, организовывать выставки семейных творческих работ. В классах  могут проводиться совместные творческие встречи, на которых родители и дети представляют свои семейные увлечения, расскажут о родословной семьи, своих семейных традициях.     

Классный руководитель предусматривает  и стимулирует создание семейных клубов, привлекает родителей к организации  кружков и других объединений  по интересам, приобщает их к совместной деятельности с детьми в коллективах  клубного типа.    

Педагог проводит целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между  детьми и их родителями, создает  ситуации для воспитания уважительного  отношения детей к своим родителям.

Этому могут способствовать:

а) поздравления с праздниками, днем рождения (подарки, сюрпризы);

б) сочинения, тематика которых связана  с рассказом о своих близких;

в) рассказы о профессиях своих  родителей;

г) творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;

д) организация выставок результатов  труда родителей.   

 

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов   и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач – чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели  четко сформированные гражданские  позиции.   

К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны  детей одевать, кормить, а воспитание – это удел школы. Такие родители ошибаются.  Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие  понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность.  Чтобы ребенок  не был двуличным, семья и школа  должны работать в одном направлении. 

Воспитание – дело обоюдное и  очень важное.


Информация о работе Взаймодействие семьи и школы