Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 00:01, реферат
Период взрослости отличается от предыдущего, юношеского, тем, что заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание, наступает стабилизация. В генетической психологии было принято считать, что прекращающийся процесс развития приводит к снижению уровня психических функций и во взрослом состоянии происходит лишь накопление жизненного опыта, не влияющего на внутренние механизмы психофизиологические функции.
В структуре интеллекта взрослого человека возникают межфункциональне связи. В 18-21 год корреляционная плеяда из разных функций выступает в виде относительно простой структуры цепочки связей. В 22-25 лет корреляционные связи образуют сложноветвящийся комплекс, группирующийся вокруг двух центров мнемологического (единая структура памяти мышления) и аттенционного (фактор внимания). Этот комплекс по своей структуре сохраняется, а по количеству положительных и отрицательных корреляций увеличивается. В 30-35 лет весь сложноветвящийся комплекс перестраивается в связи с тем, что единый, мнемологический центр расщепляется и возникают два самостоятельных ядра (мнемическое и логическое) при сохраняющем свое положение аттенционном факторе.
Развитие психофизиологических функций осуществляется в виде качественных преобразований межфункциональных и внутрифункциональных структур. Знание микровозрастных синдромов психофизиологических функций позволяет учитывать влияние вышеуказанных факторов (трудовой деятельности, образования, одаренности) не только на повышение уровня продуктивности отдельных психических функций, но и на их различные комплексы, на степень их взаимосвязанности. Наиболее благоприятными для целостного воздействия на психофизиологическую организацию интеллекта являются периоды консолидации структурных функциональных отношений. В целях же изменения структур и оказания влияния на сам характер их развития важны те микропериоды жизни взрослого человека, в которых происходит ослабление или распад межфункциональных связей и тем самым создается возможность их направленного преобразования. Становление целостности интеллекта процесс многолетний и противоречивый. Б.Г. Ананьев отмечал, что ведущую роль в этом процессе играет образование и обучение (деятельность по усвоению знаний, умений и навыков), причем в ходе развития взрослого человека имеет место возрастание степени обучаемости.
Образование (объем усвоенных знаний, общий уровень информации) и учение, т. е. деятельность по усвоению знаний, навыков, умений действительно играют определяющую роль в становлении целостности интеллекта. Именно поэтому в структуре интеллекта (в его корреляционных плеядах) особенно важное положение занимают мышление и память, различные характеристики которых развиваются сопряженно и взаимозависимо. Регулирование процессов накопления, сохранения и логического преобразования знаний на различных этапах высшего образования, очевидно, должно учитывать изменяющиеся взаимоотношения между памятью и мышлением на всем протяжении интеллектуального развития взрослых.
Однако не только психофизиологические функции характеризуются оптимумом продуктивности в период взрослости. При различных формах творческой активности наиболее высокого уровня достигает интеллектуальная деятельность. В исследованиях X. Лемана показаны кульминационные моменты научного творчества, относящиеся к 35-40 и 40-
45 годам жизни. Средний максимум
творческой активности для
Интеллектуальная деятельность, особенно ее высшие творческие формы, глубоко связана с личностью человека. Как подчеркивал Б. Г. Ананьев, связи интеллекта и личности проявляются в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, потребностей, интересов и идеалов личности, уровня ее притязаний, что во многом определяет активность интеллекта.
Размещено на Allbest.ru