Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:21, контрольная работа
Значение трудов Яна Амоса Коменского наиболее полно выявляются лишь в нашу эпоху. При изучении теоретических трудов и практических результатов деятельности Яна Амоса Коменского можно отметить такие определения, как «учитель народов», «Коперник педагогики», «классик мировой педагогики» и «Галилей педагогики».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3 стр.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Краткая биографическая справка Я. А. Коменского…………………4 стр.
2. Мир в понимании Я. А. Коменского…………………………………….5 стр.
3. Концепция пансофии у Я. А. Коменского…………………………….7 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….12 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….13 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Значение трудов Яна Амоса Коменского наиболее полно выявляются лишь в нашу эпоху. При изучении теоретических трудов и практических результатов деятельности Яна Амоса Коменского можно отметить такие определения, как «учитель народов», «Коперник педагогики», «классик мировой педагогики» и «Галилей педагогики».
Это и оригинальный
философ, и великий педагог,
и выдающийся писатель, и филолог,
видный религиозный и
Высшим достижением Коменского стала Пансофия — не только принципиальный синтез всех имеющихся знаний, но и их всеединство, имеющее своей основой Божественную Истину. На основе истинного всеобщего знания у человека формируется сознание как понимание своего места в мироздании и проникновение в суть вещей. Оно ведет к единому сознанию всего человечества. Принцип всеединства, отстаиваемый Коменским, обусловил в прикладных областях его деятельности подчиненность их общегуманитарным задачам.
Многие идеи Коменского
остались непонятыми его
Наряду со всеобщей
мудростью – Пансофией – в
учении Коменского основное
Проблемы морального
совершенствования,
1.Краткая биография Я. А. Коменского
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. В 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. Был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика”, “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.
Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией ” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности, развивает мысль о том , что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.
2. Мир в понимании Я. А. Коменского
Мир Коменского не является лишь просто разнообразием, т. е. суммой всех предметов, всех фактов действительности. Мир в его понимании – это величайшее единство органического типа. Каждое существо, так или иначе, связано с иными существами, живет благодаря им, подобно тому, как дерево может быть только единством всего в нем заключающегося: корней, стволов и ветвей. Именно эта взаимозависимость, эта объединенное через взаимные отправления являются выражением тех надежд, которые Творец вложил в свое создание. Единый есть Бог, а в силу этого единым является и мир, единым как в актуальности своей формы, так и в единстве своей жизни. Мир и каждый существующий в нем предмет являются выражением этой жизни; тот факт, что отдельные индивиды направлены на иные, что одни существуют благодаря другим и через них, также то, что все они являются участниками и свидетеля судьбоносных событий, является доказательством особой жизненной линии, способности отдать себя в руки жизни. Тем самым Бог становится основой всего существующего, а «жизненность» и есть его истинное, собственное участие в пространстве, называемом «мир». Это и есть тот самый незамечаемый и забытый нами знак, «авторская подпись» невидимой Божественной силы. Существуют различия проявления сущностной Божественной силы, поэтому действительность раскрывает ее в рамках своего собственного назначения.
Мир, в понимании
Коменского, был создан и создается
с тем, чтобы он стал видимым
знамением Божьего замысла,
Внутреннюю жизненность
следует понимать в категории
сущности мира. Необходимо видеть
внутреннюю связь между
Для подобного понимания
человек обладает тремя
Бог — это и есть
начальный образ существования,
Коменский не раз
подчеркивает, что существует лишь
единый мир, созданный для
Бог понимается им
как всеобщий центр, каждое
из существ со своим центром,
мир и жизнь как движение
вокруг абсолютного центра, самость
и стремление идти иным путем,
мешающие слиянию; каждое из
существ не только как
Главной задачей каждого
существа, и прежде всего человека,
по мнению Я. А. Коменского,
является его участие в этом
процессе творения и
3. Концепция пансофии у Я. А. Коменского
В своих трудах Коменский первый убедительным образом выразил передовые педагогические стремления новой эпохи, открыл дорогу самостоятельному развитию педагогики как науки.
Концепция пансофии
возникла как реакция на
Термин «пансофия»
греческого происхождения («
Коменский питал надежду,
что его концепция пансофии
устранит раздробленность и
Пансофическая концепция
Коменского является
Пансофия была всезнанием
не только тем, что она должна
была охватить все достижения
человеческого ума, но и тем,
что она предназначалась всем
людям. Поскольку все люди, одаренные
умом, стремятся к знаниям, всем
им должен быть гарантирован
беспрепятственный доступ к
Коменский верил в
то, что распространение пансофии
убудет способствовать
Стремясь к истреблению
пороков в современном ему
обществе, Коменский придавал особое
значение общему образованию,
формированию новой школы,
Он подчеркивал, что
цель воспитания — подготовить
человека к вечной жизни, он
призывал людей не к
Своим учением он
показал, что находится под
сильным влиянием гуманизма и
Возрождения. Оттуда он
В отличие от педагогов-
Информация о работе Я.А. Коменский – выдающийся педагог и психолог Возрождения