Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 07:26, реферат
Английский психолог Р.Бернс определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Окружающий мир, представление о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты. Самоощущение себя как уникального и сложного создания формируется и поддерживается с помощью Я-концепции и чувства собственной компетентности и эффективности.
Я-концепция личности
Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической Ψ, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого Я. Часто понятия «Я-концепция» и «самосознание» выступают как синонимы в отечественной Ψ. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию как результат, итоговый продукт процессов самосознания.
Английский психолог Р.Бернс определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Окружающий мир, представление о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты. Самоощущение себя как уникального и сложного создания формируется и поддерживается с помощью Я-концепции и чувства собственной компетентности и эффективности.
Формирование Я-концепции является сложным процессом, рассматриваемым с позиции различных теоретических подходов, выдвигающих те или иные принципы.
Принцип зеркального отражения, предполагает появление представлений человека о самом себе из реакций на себя со стороны значимого социального окружения. По мере формирования собственной системы критериев самооценивания, человек начинает все больше внимания уделять сравнению себя с другими. Этот процесс получил название социальное сравнение.
Формирование Я-концепции необходимым элементом включает и процессы самопрезентации и самоверификации. Формируя представления о том или ином аспекте собственного я, человек:
Во-первых, строит модель презентации собственного Я и антиципирует возможные реакции на данное предъявление со стороны других людей, и выступающие в качестве основного критерия адекватности – неадекватности;
Во-вторых, сравнивает антиципируемую реакцию с реальной и, в случае субъективной констатации совпадения, предпринимает шаги по корректировке до момента совпадения;
В-третьих, осуществляет текущий мониторинг адекватности, внося коррекции при необходимости.
Принцип самоатрибуции заключается в том, что по мере накопления человеком некоторой суммы представлений о себе и о мире Я-концепция стабилизируется и человек в большей степени начинает полагаться либо на собственное мнение, либо на устойчивые оценочные шаблоны, зафиксированные в его опыте.
Принцип иерархизации предполагает, что представления человека о себе организуются в структуру, в которой вышестоящие элементы определяют нижестоящие и, в конечном итоге,- самоотношение и мироотношение личности.
Все перечисленные принципы не функционируют по отдельности. Они связаны друг с другом и доминирование одного из них соответствующим образом сказывается на других. Этот принцип смысловой интеграции подчеркивает ценностно-смысловой характер «образа Я», неразрывную связь когнитивных аспектов «самости» с мотивационными.
Я-концепция включает в себя Я - структуры – психические модели, с помощью которых индивид организовывает свою жизнь, организовывает и направляет обработку информации, касающейся его самого.
Р.Бернс выделяет три составляющих в структуре Я-концепции:
- когнитивную (представление индивида о самом себе);
- оценочную (аффективная оценка этого представления о себе);
- поведенческую (потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут вызваны знаниями о себе и отношением к себе).
Деление Я-концепции условно, Я-концепция – целостное образование, все компоненты тесно взаимосвязаны.
Исследован ряд явлений,
характеризующих специфику
- «эффект ссылки на
самого себя» - тенденция эффективно
обрабатывать и хорошо
- возможные Я – образ того, каким человек мечтает или боится стать в будущем. Возможные Я мотивируют человека к достижению личной цели;
- самоуважение – всеобъемлющая
самооценка, чувство собственного
достоинства, влияющее на
• прочная ранняя привязанность к родителям;
• оценка индивида другими;
• идентификации, обусловленные культурой.
Одни люди принимают концепцию независимо
Я-концепция – устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о самом себе, на основе которой человек строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе.
Термин «Я-концепция» был использован:
1) По отношению к описанию неотъемлемой природы человека (Фромм, 1947г.);
2) По отношению к индивиду
как осознающему себя как
3) По отношению к ряду
В понятие «Я-концепция» включены следующие элементы:
1) Когнитивный;
2) Эмоциональный;
3) Поведенческий.
Я-концепция включает в себя понятие биполяризации – раздвоение переживаний на то, что относится к самому человеку, а что он приписывает окружающему миру.
Взаимодействие Я с миром осуществляет двумя способами (по Коппелду):
1) Посредством агрессии.
Агрессия активна и направлена
на ассимиляцию части внешнего мира
с сохранением собственных
2) Посредством конфлюэнции (слияния).
Конфлюэнция пассивна и направлена на «размывание» собственных границ.
Я-концепция формируется через социальные отношения. Исходя из того, кто он есть, человек, соответственно относится к каждому из своего окружения. Таким образом, человек получает определенный статус внутри группы, определяющий его положение в обществе.
Статус – это социальный процесс. Человек может иметь статус только в отношении кого-либо. Статус зависит от стабильности общества: чем стабильнее общество, тем выше требование к статусу. Разработка содержания рамок Я-концепции принадлежит Розенбергу (1979г.)
Содержание Я-концепции
Содержание Я-концепции включает в себя:
1) Компоненты – части, единицы, элементы, представленные именами существительными и прилагательными (Оппорт, Одберт, 1934; Гордон 1974г.).
Одна из самых успешных попыток создания классификации черт или характеристик личности была представлена в 1950г. Бугентамм и Зеленом, а в 1954г. Куном и Маркпотлендом. В русскоязычной версии подобного рода попытка была предпринята Шмелевым в 1958г.
Наиболее интересное исследование содержания Я-концепции с точки зрения ее структурирования по группам признаков предпринята в 1974г. Гордоном при посредстве теста, Куна и Маркпотленда «Кто я?», позволившем вычленить тридцать наиболее общих характеристик, отражающих особенности Я-концепции личности.
2) Структура – отражает взаимоотношение между элементами (Морс, Герген 1970г.; Макгаэр, Зингер 1979г.).
За основу выделения подобных иерархий различных частей Я-концепции берется субъективная значимость каждого из элементов для конкретного человека. Исследования подобных иерархий позволяет определить субъективные приоритеты для той или иной личности в отношении к самому себе. В исследованиях Макгаера было установлено, что это субъективная приоритетность может меняться от ситуации к ситуации. В тоже время в исследованиях Морса и Гергена было показано существования достаточно устойчивых глобальных характеристик собственного Я, обладающих сильной инерцией по отношению к меняющимся ситуациям. Выявление подобного рода иерархий осуществляется при помощи использования модификации теста «Кто я такой?».
3) Измерения – качества характеризующие Я-концепцию. (Маркус, Роттер, 1979г.). Наиболее часто в качестве измерений выделяют:
4) Плоскости Я – уровни осмысленности Я – концепции (Маркус, 1979г.). Включает в себя Я – реальное, Я – динамическое, Я – идеальное, Я – фантастическое, Я – моральное, Я – исполняемое, Я – в глазах других.
5) Мотивы – побуждение к определенным действиям в интересах Я – концепции и проявляющиеся в самоуважении и самосоответствии.
Мотив самоуважения – стремление поддерживания чаще позитивного отношения к себе.
Мотив самосоответствия – стремление быть последовательным в своем поведении.
Принципы формирования Я – концепции
Заключается в том, что человек, формируя представления о себе, опирается на оценки значимого окружения, которые задают ту основу, которая помогает разбираться в себе и окружающем мире.
Заключается в том, что формируя представления о себе, человек сравнивает свое настоящее с прошлым, притязания с достижениями.
Заключается в том, что человек, формируя представления о себе, оценивает собственный образ, исходя из анализа поведения, который основывается на трех источниках: внутренние ощущения; наблюдение за собственным поведением; ситуация, в которой происходит поведение.
4.Принцип психологической центральности (Розенберг).
Основывается на утверждении о том, что различные элементы Я – концепции обладают разной значимостью для человека. В процессе взаимодействия с окружающим миром человек формирует собственную иерархию этих элементов.
Социальная идентичность Я-концепции
Под социальной идентичностью понимается сохранение человеком уникальности собственного Я в системе личных отношений.
Содержание социальной идентичности составляют компоненты Я-концепции, представленные в сознании человека, характеризующие его как уникальную сущность и обладающие достаточной стабильностью.
В качестве основных содержательных
элементов социальной идентичности
рассматриваются следующие
Элементы социальной идентичности структурируют жизненный опыт человека, предоставляя возможность: отделить случайные, ситуативные характеристики от более устойчивых и прогностически значимых.
Элементы социальной идентичности являются не просто набором определенных категорий, а скорее представляют ряд социальных ожиданий со стороны общества и человека по поводу его поведения в тех или иных ситуациях.
ФУНКЦИИ Я-КОНЦЕПЦИИ
Первой, важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, то срабатывают механизмы психологической защиты (вытеснение, подавление, отрицание, избегание, рационализация, проекция, идентификация, и др.), которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его.
Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации.
Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в своей значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же и, наоборот, люди, сомневающиеся в собственной ценности, начинают избегать всяких социальных контактов.