Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:12, контрольная работа
Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Педагогам важно помнить о том, что формирование «образа Я», положительной «Я-концепции» для них профессионально значимо: только уважая в себе личность, воспитатель сможет увидеть и развить личность в другом – в воспитаннике. И, уважая в себе личность и профессионала, он никогда не остановится в своем самосовершенствовании.
Введение……………………………………………………………………….…2
1.Понятие Я-концепции……………………………………………………….....3
2.Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции педагога……….4
3. Профессиональная самооценка……………………………………………….6
4. Аспекты самооценки…………………………………………………………..8
5. Дискордантность (рассогласование) самооценки педагога (воспитателя)..10
6.Низкая самооценка как фактор профессионального саморазвития………..11
Заключение………………………………………………………………………14
Используемая литература……………………………………………………….15
Таким образом, к самосовершенствованию
стремятся как педагоги, имеющие внутреннюю,
продуктивную, мотивацию, так и педагоги
с неоптимальной профессиональной мотивацией.
Но пути для этого выбираются разные: одни
стремятся стать менее, другие - более
авторитарными. Противоположными оказываются
их представления о направлениях саморазвития,
самокоррекции и способах приближения
к профессиональному идеалу. Между отклонениями
самооценки педагога от образа "идеала"
по параметрам "лидерство" и "уступчивость"
существует не прямая, а обратная, отрицательная
зависимость. Иначе говоря, чем больше
у педагога выражено стремление развивать
в себе лидерские качества, тем больше
у него выражена тенденция избавляться
в процессе самосовершенствования от
"излишней" мягкости, уступчивости.
По мнению педагога, от идеала его отдаляет
не только слабое выражение лидерского
начала, но и слишком высокая уступчивость
в общении. И наоборот, тот, кто полагает,
что его гипертрофированное "лидерство"
нуждается в ограничении, связывает приближение
своего профессионального идеала с дальнейшим
развитием в себе такого качества, как
уступчивость. Чем больше педагог стремится
к ограничению негативизма в поведении,
тем в меньшей степени его коммуникативная
активность связана с передачей информации.
В структуре коммуникативной активности
таких педагогов доминируют процессы
приема информации. Чем больше в структуре
коммуникативной активности педагога
процессы передачи информации преобладают
над процессами приема информации, тем
больше отклонение самооценки от идеала
по параметру "требовательность-
4.Аспекты самооценки.
В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять аспекты:
а) операционально-
б) личностный.
Операционально-деятельностный
аспект самооценки педагога связан
с оценкой себя как субъекта
деятельности и выражается в
оценке своего профессионально-
а) понимание и осознание самого себя, своей педагогической деятельности, общения и личности;
б) эмоциональное отношение и оценивание педагогом особенностей самого себя. Здесь закладывается «Я-концепция» педагога. Постепенно у педагога на основе представлений о себе в отдельных педагогических ситуациях, на основе мнений воспитанников и коллег складывается устойчивая «Я-концепция», придающая ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности. На основе этой концепции педагог оценивает всё происходящее в образовательном учреждении в отношении самого себя;
в) способность к действиям на основе самосознания, свидетельствующая о конструктивности и действенности профессиональной самооценки;
В педагогической
деятельности формирование
1) Коммуникативный этап, когда в процессе общения и взаимодействия педагога с педагогическим коллективом, воспитанниками и их родителями
вырабатываются определенные представления о себе, формируется «образ Я» педагога, вследствие чего проявляется поведение педагога в различных
ситуациях образовательного процесса;
2) Этап социально значимой деятельности – собственно педагогическая деятельность;
3) Самопознание – овладение
специальными самооценочными
Самооценка по этим двум аспектам не обязательно согласованна[3, 56 c ].
5. Дискордантность (рассогласование) самооценки педагога (воспитателя).
Дискордантность (
1) принимает, ассимилирует
этот опыт, когда он не противоречит
представлениям индивида о
2) отказывается видеть вещи, такими как они, есть, верить людям, сообщающим ему что-либо о себе, или,
3) стремится изменить каким-либо образом себя или окружающих.
Если изменения образа себя, привносимые новой информацией, не сильно отличаются от прежних представлений о себе, то индивид иногда может их принять, если эти изменения не превышают его адаптационные возможности. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может также усваиваться с помощью защитно-психологических механизмов, таких как рационализация, когда новый опыт объясняется на основании уже имеющегося, искажение или отрицание. Таким образом, Я-концепция может выступать как некий защитный экран, охраняющий самосогласованный образ себя от влияний, которые могут его нарушить. Сложившаяся Я-концепция обладает свойством самоподдержания. Благодаря этому у человека создается ощущение своей постоянной определенности, само - тождественности. Самосогласованность Я-концепции не является абсолютной. Поведение индивида бывает разным в зависимости от ситуации, в которой он находится, от принятой им психологической или социальной роли. Такая рассогласованность, как правило, соответствует неперекрывающимся контекстам, ситуациям в жизни человека. В каждой из таких ситуаций человек формирует несколько отличные образы Я и шаблоны поведения, соответствующие требованиям данной ситуации. Так, человек может иметь сильно отличающиеся образы Я на работе и дома. Если вдруг происходит перекрывание таких ситуаций или ролей (например, какой-либо праздник на работе с приглашением членов семей или неожиданная встреча в тесной неформальной обстановке людей, чьи отношения на работе четко регламентированы), то проблема рассогласованности может проявиться достаточно остро. Даже при относительной жесткости Я-концепции человек сохраняет возможности для адаптации к меняющимся внешним условиям, для самоизменения, развития, необходимого для решения стоящих перед ним задач. Неожиданное осознание неадекватности существующего Я-образа, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, более соответствующей реальности, – это процесс самопознания и самостроительства, который идет всю жизнь.
По мнению Э.
Эриксона стабильность Я-
6. Низкая самооценка как фактор профессионального саморазвития.
Педагог с низкой
профессиональной самооценкой
1.Недооценка профессиональной эффективности прежде всего связана с завышенными требованиями. Завышенные (в том числе профессиональные) требования к себе предъявляют, как правило, педагоги, имеющие установку достигать идеального100% результата в любой сфере деятельности.
2. Вторая личностная причина, приводящая к разочарованности в своем профессионализме – это установка на получение быстрого результата. В случае отсутствия быстрого результата педагог с такой установкой будет испытывать разочарование.
Низкая самооценка приводит педагога к неконструктивным переживаниям, не способствуют преодолению стресса и повышают риск выгорания. Такой педагог часто испытывает сильные неприятные переживания– гнев, беспомощность, растерянность, раздражение. Часто он использует слова «должен», «обязан». Он всегда пессимистичен и предполагает неудачный исход «»я этого не выдержу», «я не смогу этого сделать», «у меня ничего не получится». Его смысл пронизан безнадежностью, беспомощностью.
Для повышения уровня профессиональной компетентности педагога чрезвычайно важно:
1) изучать психологические
причины, по которым
2) формировать адекватные критерии профессионализма и профессиональной успешности,
Каждому педагогу
совершенно необходимо и
Программа может иметь следующие пункты:
активная позиция в профессиональной жизни (перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств), а именно реализация себя как активной личности в активной профессиональной среде; готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок; укрепление в своей личности тех ее качеств, которые особенно необходимы и востребованы в современном обществе (готовность к включению в новые проекты, укрепление у себя ресурса «успеха» и уверенности в своих силах); создание оптимистической профессиональной перспективы, усиление авторства своей жизни даже в сложных обстоятельствах; поддержание у себя позитивной Я-концепции себя как профессионала, акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств; внутренняя личностная ответственность за свое психическое и физическое здоровье; способность жить в ладу с самим собой, внутренняя гармония, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни; умение понять себя как индивидуальность, самобытность, действование не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней; установка на творчество даже в малоподходящих для этого условиях («выживание через творчество»);исключение из своей жизни саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения, усиление своего жизненного потенциала и жизнестойкости.
Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять «рабочее» самочувствие, снизит вероятность развития профессионального «выгорания», позволит "быть на дружеской ноге" со своей работой[4, 85-91].
Заключение
Таким образом,
современный педагог может
Список использованных источников:
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии – М., 1989
2. Занина Л, В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства: учебн. пособие. – Ростов- на Дону, 2003.
3. Рогинский В. М. Азбука педагогического труда. – М., 1990.
4. Ягушева С. Д. Основы педагогического мастерства. – М., 2010.
Интернет – ресурсы