Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:53, реферат
Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта (Ме), познаваемого субъективным оценивающим сознанием
Введение……………………………………………………. 3
Я-Концепция……………………………………………….. 4
Роль Я-Концепции…………………………………………. 6
Влияние Я-концепции на воспринимаемую
информацию…………………………………………………6
Экстримы Я-Концепции…………………………………… 8
Вывод………………………………………………………..9
Использованная литература………………………………. 10
Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) МИД РФ
Кафедра Психологии
Информационно-аналитическая справка
по дисциплине:
«Я-Концепция»
Выполнил:
Москва, 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………. 3
Я-Концепция……………………………………………….
Роль Я-Концепции……………………………………
Влияние Я-концепции на воспринимаемую
информацию…………………………………………………6
Экстримы Я-Концепции…………………………
Вывод………………………………………………………..9
Использованная литература……………
Введение
Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта (Ме), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (I).
«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:
- духовное «Я»;
- материальное «Я»;
- социальное «Я»;
- телесное «Я».
Эти аспекты образуют для
каждого человека уникальный образ,
или совокупность представлений
о себе как личности. Кроме этого
Джеме предложил формулу
Успехи
самооценка = ----------------
притязания
Я-концепция — динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг. в русле феноменалистиче-ской (гуманистической) психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности Э. Эриксона. Однако первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У. Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).
Я-концепция
Представления человека о самом себе, чаще всего, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди.
Tакие на первый взгляд объективные, показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их <Я-концепции>. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие-началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде.
Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной <Я-концепции> могут возникать серьезные затруднения.
Позитивную <Я-концепцию> можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной <Я-концепции> становятся негативное отношение к себе, отрицание себя, ощущение своей неполноценности.
Роль Я-концепции
<Я-концепция> играет,
по существу, троякую роль: она
способствует достижению
Человек стремится к достижению
максимальной внутренней согласованности.
Представления, чувства или идеи,
вступающие в противоречие с другими
его представлениями, чувствами
или идеями, приводят к дегармонизации
личности, к ситуации психологического
дискомфорта. Испытывая потребность
во внутренней гармонии, человек готов
предпринимать различные
Влияние Я-концепции на воспринимаемую информацию
У человека существует устойчивая
тенденция строить на основе представлений
о себе не только свое поведение, но
и интерпретацию собственного опыта.
<Я-концепция> здесь действует
как своего рода внутренний фильтр,
который определяет характер восприятия
человеком любой ситуации. Проходя
сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается,
получает значение, соответствующее
представлениям человека о себе. <Я-концепция>
определяет и ожидания человека, т.
е. его представления о том, что
должно произойти. Так, например, дети,
которым свойственно
Самосознание работает путем
постоянного сравнения
Экстримы Я-Концепции
Слишком жесткая структура
<Я-концепции> вначале кажется
силой характера, а на поверку
часто становится источником мучительных
рассогласований, которые могут
довести до болезни. С другой стороны,
слишком слабая <Я-концепция> делает
нас бесхарактерными и
В случае комплекса неполноценности, где нарушен процесс сличения между <Я-концепцией> и реальным поведением, эта <Я-концепция> настолько искажена и деформирована, что достижение согласования невозможно. Когда мы говорим о низкой самооценке личности, то под этим подразумеваем то, что рассогласование настолько сильно, что человек потерял всякую возможность достичь согласия с самим собой.
Вывод
Хотя понятие <Я> предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных <образов Я>.
<Образ Я> - одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном <образе Я>: отрицательное отношение к себе, отрицание собственного <Я>, каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. <Образ Я> ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение.
Вопрос об истинности <образа Я> правомерен только относительно когнитивных его компонентов. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий.
Использованная литература: