Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 06:12, реферат
В работе рассматриваются с примерами явления мобинга, а так же возможности противостояния ему.
Введение 3
Глава 1. Проблематика агрессивности в межличностных отношениях детей 6
1.1. Моббинг и буллинг 7
1.2. Теоретические подходы к обоснованию существования буллинга 10
1.3. Типология и течение буллинга. 14
1.4. Проблемы буллинга в Латвии и России 20
Глава 2. Профилактика при буллинге 22
Выводы 24
Испоьзованная литература 25
Условия возникновения буллинга предполагают:
* Предшествующие и
пред уготавливающие
* Запускающие моменты. Например, острый конфликт между двумя учениками.
* Стигмы потенциальной жертвы, т.е. внешние поводы, исполняющие роль формальных провокаторов для насильников.
Таковыми могут выступать любые и «минимальные», и «максимальные» особенности детей – потенциальных жертв:
* По внешнему виду: полные, худые, высокие, низкие, имеющие веснушки и родимые пятна, аномалии – неправильный прикус, косоглазие, парезы, костные деформации и т.д.
* По манере речи и поведению: шепелявость, заикание, косноязычие, эффект речевой каши; гиперактивные, заторможенные, замкнутые, провоцирующие.
* По имиджу: нелепо
одевающиеся, пользующиеся старыми
вещами, не в контексте господствующей
молодежной моды и моды, принятой
в данном детском сообществе;
выглядящие запущенные и
* По наличию функциональных
недостатков: приступов, истерик,
страхов, навязчивостей, затяжных
плачей («глаза на мокром месте»)
непроизвольное отхождение
* По результатам достижений: слабый ученик, двоечник, «тупица», неспособный к занятиям, недисциплинированный, «вечно срывающий занятия», «ботаник - заучка», «вечно высовывающийся», «любимчик», «подлиза», «стукач», «маменькин сынок».
* По социальному происхождению: богач - бедняк, из благополучной семьи или неблагополучной, из полной семьи – от матери- одиночки, семейный ребенок – сирота и т.д.
* По этнокультурным
особенностям: иной религии, иной
расы, иных возможностей в
* Мотивы насильника: наказать, отомстить, удивить, поразить, разрядиться, «приколоться», показать преимущество, специально унизить, запугать.
* Мотивы поддержания буллинга: «Теперь он мой раб», «Я могу его использовать».
* Дополнительные факторы:
образовательная, коммуникативная,
дисциплинарная и общая не
адаптивность в школе, сложная
семейная ситуация и
Что необходимо для окончательного становления буллинга как процесса и поляризации ролей насильника и жертвы:
* Принудительное определение жертвы по Олвеусу- жертва неспособна к сопротивлению, она полностью беззащитна, она принуждаема
* Поддерживающие роль сторонних наблюдателей. Взрослые не вмешиваются в ситуацию буллинга или по незнанию, или от неумения, или по идейным соображениям. Или плохо вмешиваются, имитируют деятельность.
* Дети – пассивные наблюдатели. В душе сочувствуют жертве, но одновременно радуются, что «слава богу, это не со мной!». Часто наблюдатели боятся вмешиваться из страха оказаться на месте жертвы.
* Мотивация насильника
должна сохраняться
Наоборот, по мнению Босворта, Эслелаге и Симона (2001) «Большинство булли – популярные, часто спортивные мальчики, обладающие хорошими социальными навыками, способностью привлекать к себе внимание и манипулировать другими, но высокий статус у сверстников действует на них подобно наркотику, и они им часто злоупотребляют. Нередко, но необязательно, такое поведение компенсаторно и связано с семейными и социальными трудностями.
Дэвид Лейн предлагает концепцию комплексного, одновременного воздействия 4-х основных факторов:
1) Текущее поведение
позволяет во многом
2) Излюбленный стиль поведения,
связанный с особенностями
3) Множественный стресс-
обременённость различными
семейными, образовательными и медицинскими проблемами;
4) Потворствующая или
Психоаналитическое обоснование буллинга основано на объяснении этого феномена вымещением нереализованной агрессии в детском возрасте.
Социально – психологические и социологические теории склонны видеть причины буллинга в переживании детьми очевидного экономического неравенства. В результате дети – выходцы из низших слоёв общества, как правило, не имеют равных возможностей для успешного обучения и ассимиляции традиционной культуры. В результате, они прокладывают себе путь к успеху и завоевывают власть кулаками, драками и криминальным поведением. Об этой проблеме в последнее время много говорят, популяризируют и пишут представители, так называемой, марксистской и критической педагогики. Канадский педагог, живущий в США, много времени посвятивший школьной работе с детьми, проживающими в районах гетто обоих стран, Питер Мак – Ларен прямо указывает на взаимосвязь насильственного поведения у своих учеников и их идейного, выстраданного отрицания традиционной американской культуры, декларирующий, в частности, взаимное уважение и добродетельную заботу всех граждан друг о друге ( …….. ).
Теории поведенческой психологии и, в первую очередь, Альберта Бандуры, одного из лидеров этого направления. Буллингу можно научиться. Можно научиться стать обидчиком, можно научиться стать жертвой.
1.3. Типология и течение буллинга.
* По частоте эксцессов.
* По массивности воздействия.
* По продолжительности процесса.
Для насильников некоторые исследователи (Босворт и соавторы, 2001) предлагают следующее разделение:
1. Агрессивные булли. Истинные
насильники, очень жестокие, с пониженным
самоконтролем и вопреки
2. Тревожные булли. Их
поведение компенсаторно. Они во
многом подобны по
3. Наконец, пассивные
булли, являющиеся, по нашему
мнению, вариантом тревожных,
напрямую используют насилие
для самозащиты и подъема
Для жертв буллинга
в России И.Бердышевым и М.
Первый тип. Активное сопротивление.
Второй тип. Пассивное сопротивление.
Третий тип. Отказ от сопротивления.
Четвертый тип. Бегство от травли.
Пятый тип. Усугубляющее сопротивление.
Ряд исследователей указывают на разные периоды, пики и сезонность буллинга. В частности, по данным Пеллегринн и Бартини (2011), у 10-12 –ти летних мальчиков пикбуллинговой активности приходится на начало учебного года, когда между детьми идет интенсивная борьба за власть и статус в классе. Эта борьба значительно ослабевает к концу учебного года.
• Переживания участников буллингового процесса.
* Жертвы.
Нарастают: беспомощность, отчаяние, бессильная злоба, генерализованный стыд. Стремительно падает самооценка. Дети на сознательном и неосознанном уровнях пытаются справиться с этими разрушительными переживаниями. Включаются выше перечисленные механизмы совладения и психологической защиты. В частности, ряд детей начинают «понимать» и оправдывать такое негативное отношение к себе, считая, что они это «действительно заслужили».
В более тяжелых случаях они начинают восхищаться своими мучителями и хотят походить на них. Срабатывает один из механизмов психологической защиты – идентификация с агрессором. «Чтобы мне не страдать от насилия и бессмысленно не убегать от насильника, от него всё равно никуда не убежишь, надо подчиниться его воле, полюбить его, принять всё как данное и заслуженное и попытаться стать таким, как он». В результате у таких детей могут возникать мазохистические переживания. В своей крайней форме такие переживания у жертв насилия известны как «стокгольмский синдром».
* Насильники, обидчики, преследователи.
Как мы уже упоминали, отсутствие своевременной блокады их буллинговой активности существенно деформирует их личностную структуру и способно благоприятствовать появлению садистических переживаний.
* Свидетели буллинга дети.
1. Уже упомянутые нами страх совершения подобного с тобой, злорадство по этому поводу («Слава богу, не я»), беспомощность, что не можешь оказать помощь ближнему, т.е. сам боишься последствий.
2. Переживания настоятельных (императивных) потребностей к бегству от ситуации буллинга, чтобы ты в неё не втягивался, чтобы она не разрушила твой душевный комфорт.
3. Переживание побуждений присоединиться к травле.
* Свидетели буллинга взрослые.
Речь идет о естественных реакциях взрослых лиц на факты буллинга.
1. Возмущение, негодование, желание немедленно вмешаться.
2. Страх, отчаяние, бессилие, что может быть ещё хуже, и ты не знаешь, как это прекратить.
3. Защитное игнорирование фактов. «Я это не вижу», «Меня это не касается», «Пусть разбираются сами и отвечают за них те, кому это положено».
4. Присоединение к агрессору.
Переживание чувств «праведного
возмездия» и «торжества справедливости».
«Наконец, ему (ей) воздалось
по заслугам». Как правило, к подобным
реакциям, могут быть склонны
педагоги, травмированные длительным
проблемным поведением своих
учеников. При условии, что у
них выработалось отчётливо
Каждый раз, говоря о процессе буллинга, нужно помнить, что обычно речь не идёт о единственных детях, пострадавших от школьного насилия. Они могут очень быстро перевестись родителями в другие школы, и для них этот процесс будет прерван. Но буллинг - это система, это своеобразная социально- психологическая «зараза» в детском сообществе. И на место ушедшей жертвы обязательно, рано или поздно, станет другая. И это будет происходить столько времени, сколько не будут предприниматься реальные меры в отношении буллинга взрослыми. Равно как и не может быть гарантий полного благополучия в «больном» детском коллективе, если будет из него устранен главный виновник, инициатор школьной травли, а сам коллектив не будет подвергнут «лечению».
Последствия для участников буллинга.
1. Буллинг проходит без
последствий для всех его
2. Буллинг оставляет след для его участников, который незначительный, и с которым при своевременно начатой работе можно быстро справиться.
3. Буллинг оставляет длительные неизгладимые последствия для его участников, поражая практически все жизненно важные сферы человеческого бытия:
* Психологические,
негативные трансформации
* Посттравматические стрессовые нарушения.
* Ухудшение психического и физического здоровья.
* Снижение образовательного
и профессионального
* Проблемы в
коммуникации или их
* Прогрессирующее
расстройство адаптации и
* Криминализация поведения.
Естественно, для разных участников буллинга есть свои прогнозируемые «наборы последствий».
* Так для жертв
чаще всего речь идёт о
* Для самих насильников – о негативных последствиях для личности и криминальной трансформации поведения.
* Для свидетелей
– детей и взрослых – последствия
для личности и снижение
Однако известны и иные, мало прогнозируемые негативные последствия для участников буллинга. В частности, жертвы при неудачном выведении их из процесса буллинга или его отсутствии, могут перестать обучаться, развивать грубые нарушения поведения, вплоть до криминальных, обычно за пределами школы; убегать в виртуальный мир компьютерной зависимости или начинать употреблять алкоголь и наркотики. В свою очередь, сами насильники могут тяжело переживать свое поведение, искренне желать от него избавиться, испытывать при этом неудачу за неудачей и в итоге срываться в тяжёлый стресс и проблемы зависимого поведения (компьютер, психоактивные вещества, обжорство).
Взрослые всегда должны быть готовы к самым неожиданным исходам буллинга. И среди них самое главное не пропустить наиболее опасные: покушение на убийство, убийство, доведение до суицида и суицид.
Медико-психологические аспекты буллинга. Во-первых, это посттравматические (стрессовые) переживания: кризисная психология и кризисная психотерапия. Большинство жертв, реже насильников, ещё реже свидетелей попадают в ситуацию неконтролируемого стресса, т.е. в ситуацию, когда, как не пытайся, изменить ничего невозможно. В таких случаях речь идет о так называемой выученной беспомощности - феномене, высоко распространенным в наши дни и проявляющим себя опять же в наиболее социально напряженных областях: перспективах выбиться в люди из низов, найти престижную и достойнейшую работу, прокормить большую многодетную семью и адекватно получать образование. США была первой страной, где, начиная с 70-хгодов прошлого столетия, такими исследователями, как М.Селигманн началось систематическое изучения этого феномена. В результате люди с выученной беспомощностью на неразрешимою ситуацию начинают реагировать депрессией, которая, в свою очередь, модифицирует всё их последующее поведение. Существуют и другие механизмы развития пост стрессовых последствий буллинга (И.Бердышев, М.Нечаева, 2005 год).