Язык телодвижений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:45, реферат

Описание работы

Изучение этого особого способа общения помогает научиться “читать между строк” и считывать всю скрытую информацию непосредственно с собеседника, позволяя ответить на следующие вопросы:
в каких случаях следует прибегать к рукопожатию, а в каких воздержаться;
как человек выдает свое внутреннее состояние манерой курить;
как читать мысли людей и проникать в их внутреннее состояние и др.

Файлы: 1 файл

психодиагностика.docx

— 142.86 Кб (Скачать файл)

                                                  Введение

 

Каждому приходилось заниматься изучением языков. Изучение родного языка, иностранного, многие изучают языки программирования, кто-то изучает международный язык эсперанто. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали – это язык жестов, мимики и телодвижений человека – “боди лэнгвидж”.

Впервые серьезным исследованием  этого языка занялся в конце 70-х годов Аллан Пиз, являющимся признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации. Аллан Пиз не только в совершенстве владеет искусством общения с людьми, но и обладает уникальным даром обучать этому полезному с практической точки зрения искусству, которое является секретом Вашего успеха в деловой деятельности и личной жизни.

Психологами установлено, что  в процессе взаимодействия людей  от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.Эти данные заставляют задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка – языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не подозревая этого.

Изучение этого особого способа общения помогает научиться “читать между строк” и считывать всю скрытую информацию непосредственно с собеседника, позволяя ответить на следующие вопросы:

в каких случаях следует  прибегать к рукопожатию, а в  каких воздержаться;

как человек выдает свое внутреннее состояние манерой курить;

как читать мысли людей  и проникать в их внутреннее состояние  и др.

Микрожесты -  мелкие жесты, по большей части неосознанные  или предсознательные (например, постукивание пальцами рук или ног, "случайные" подергивания мимических мышц, "игра" с кольцом на пальце руки и т.д.).

 

 

 

                                Язык телодвижений

Особым спросом, «язык  телодвижений”» пользуется в сфере бизнеса и предпринимательства. Умение заинтересовать партнера своей продукцией, квалифицированно провести презентацию товара и добиться оформления заказа во многом зависит от умения интерпретировать язык телодвижений,    а использование различных вспомогательных средств помогает добиться успеха в переговорах с партнерами.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл провел аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 сек. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает не более 35%, а более 65% информации передается с помощью “невербалики”.

Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный применяется для “обсуждения” межличностных  отношений, а в некоторых случаях  он используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать  мужчине убийственный взгляд, и при  этом она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв рта. Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что Бердвиссл даже утверждает, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает его собеседник в момент произнесения той или иной фразы. И наоборот, Бердвиссл научился определять, каким голосом говорит человек, наблюдая за его жестами в момент разговора.

Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны – хмурятся, когда  сердятся – у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире обозначает “да” или утверждение. Похоже, что это врожденный жест, так как он также используется слепыми и глухими людьми. Покачивание  головой для обозначения отрицания  или несогласия является также универсальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве. Когда маленький ребенок наелся, он крутит головой из стороны в сторону, чтобы увильнуть от ложки, которой родители кормят его. Тем самым он очень быстро приучается использовать покачивание головой для выражения своего несогласия и отрицательного отношения. Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере первобытнообщинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.

 

Жест “пожимание плечами”(рис. 1) является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи и поднятые брови.

 

Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и “невербалика” одной нации отличается от невербального языка другой нации. В то время, как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другой нации он может не иметь ни какого, или иметь противоположное значение.

 

 

                        «О’Кей»  или «кружок» из пальцев (рис. 2)

Этот жест был популяризирован  в Америке в начале XIX в., главным образом, прессой, которая в то время начала компанию по сокращению слов и ходовых фраз до их начальных букв. Существуют разные мнения относительно того, что обозначает аббревиатура “ОК”. некоторые считают, что она обозначает “all correct” . Другие говорят, что это антоним к слову “нокаут”, которое по-английски обозначается буквами K.O. имеется еще одна теория, согласно которой эта аббревиатура – производная от имени “old Kinderhoor”, места рождения американского президента, использовавшего эти инициалы (O.K.) в качестве лозунга на предвыборной компании. Какая теория из этих верна, неизвестно, но, похоже, что кружок сам по себе обозначает букву “О” в слове O’key. Значение “ОК” хорошо известно во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, но в некоторых странах этот жест имеет другое значение и происхождение. Например, во Франции он означает “ноль” или “ничего”, в Японии он значит “деньги”, а в некоторых странах Средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначения гомосексуальности мужчины.

 

 

                       Поднятый вверх большой палец (рис.3)

 

В Америке, Англии, Австралии  и новой Зеландии поднятый вверх  большой палец имеет три значения. Обычно он используется при голосовании  на дороге, в попытках поймать попутную машину. Второе значение – “все в  порядке”, а когда большой палец  резко выбрасывается вверх, это  становится оскорбительным знаком, означающим нецензурное ругательство или, проще  говоря, “сядь на это”.

В некоторых странах, например в Греции, этот жест означает “заткнись”, поэтому можно представить себе положение американца, пытающегося  поймать подобным жестом машину в  греческом городе! Когда итальянцы  начинают считать от одного до пяти, этот жест обозначает “1”, а указательный палец обозначает “2”. Когда считают  американцы и англичане, указательный палец означает “1”, а средний  – “2”; в таком случае большой палец представляет цифру “5”.

Жест с поднятием большого пальца в сочетании с другими  жестами используется как символ власти и превосходства.

 

 

 

 

                               V – образный знак пальцами

                                        

Этот знак очень популярен  в Великобритании и Австралии  и имеет оскорбительную интерпретацию. Во время Второй Мировой Войны  Уинстон Черчилль популяризировал  этот знак для обозначения победы, но для этого рука повернута тыльной  стороной к говорящему.

Если же при этом жесте  рука повернута ладонью к говорящему, то жест приобретает оскорбительное значение – “заткнись”. В большинстве  стран Европы, однако, V жест в любом  случае обозначает “победа”, поэтому, если англичанин хочет этим жестом сказать европейцу, чтобы он заткнулся, тот будет недоумевать, какую  победу имел ввиду англичанин. Во многих странах этот знак также означает цифру “2”.

Эти примеры говорят о  том, к каким недоразумениям могут  привести неправильные толкования жестов, не учитывающие национальные особенности  говорящего.

Поэтому, прежде чем делать какие-либо выводы о значении тех  или иных жестов и языка телодвижений, необходимо учесть национальную принадлежность собеседника.

 

                                      Совокупность Жестов

Одной из наиболее серьезных  ошибок, которую могут допустить  новички в деле изучения языка  тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств. Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей - перхоть, блохи, выделение  пота, неуверенность, забывчивость или  произнесение неправды - в зависимости  от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для  правильной интерпретации нужно учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и  знаков пунктуации. Каждый жест подобен  одному слову, а слово может иметь  несколько различных значений. Полностью  понять значение этого слова  можно только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме "предложений" и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего.

Рис.4 показывает совокупность жестов, обозначающих критически оценочное  отношение.

Главным здесь является жест "подпирание щеки указательным пальцем", в то время как другой палец прикрывает рот, а большой палец лежит под подбородком. Следующим подтверждением того, что слушающий относится к вам критически, является то, что ноги его крепко скрещены, а вторая рука лежит поперек тела, как бы защищая его, а голова и подбородок наклонены (враждебно). Это невербальное предложение говорит приблизительно следующее: "Мне не нравится, что вы говорите, и я с вами не согласен".

                Конгруэнтность - Совпадение Слов и Жестов

Если бы вы были собеседником человека, показанного на рис.4, и  попросили его выразить свое мнение относительно того, что вы только что  сказали, на что он бы ответил, что  с вами не согласен, то его невербальные сигналы были бы конгруэнтными, т.е. соответствовали бы его словесным  высказываниям. Если же он скажет, что  ему очень нравится все, что вы говорите, он будет лгать, потому что  его слова и жесты будут  не конгруэнтными. Исследования доказывают, что невербальные сигналы несут  в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы не -конгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной.

Часто можно наблюдать, как  какой-нибудь политик стоит на трибуне, крепко скрестив руки на груди ( защитная поза ) с опущенным подбородком ( критическая или враждебная поза), и говорит аудитории о том, как восприимчиво и дружелюбно он относится к идеям молодежи. Он может попытаться убедить аудиторию в своем теплом, гуманном отношении, делая быстрые, резкие удары по трибуне. Зигмунд Фрейд однажды заметил, что когда одна пациентка словесно убеждала его в том, что она счастлива в браке, она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо. Фрейд понял значение этого непроизвольного жеста и не удивился, когда стали обозначаться семейные проблемы этой пациентки.

 

        Факторы оказывающие влияние на интерпретацию жестов

Если у человека слабое рукопожатие, то можно сделать вывод о слабости его характера. Но если у человека артрит суставов руки, то он будет использовать слабое рукопожатие, чтобы предохранить руку от боли. Поэтому художники, музыканты, хирурги и люди других деликатных профессий, где требуются чуткие пальцы, обычно предпочитают не обмениваться рукопожатиями, но если они вынуждены это делать, то пользуются щадящим рукопожатием.

Иногда люди, носящие плохо  сидящую или тесную одежду, скованы в своих движениях, и это оказывает влияние на выразительность их языка тела

              Положение в обществе и богатство  жестикуляции

Научные исследования в области  лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью и престижем  человека и его словарным запасом. Другими словами, чем выше социальное или профессиональное положение  человека, тем лучше его способность  общаться на уровне слов и фраз. Исследования в области невербалики выявили зависимость между красноречивостью человека и степенью жестикуляции, используемой человеком для передачи смысла своих сообщений. Это означает, что существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользуется. Человек, находящийся на вершине социальной лестницы или профессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в то время как менее образованный или менее профессиональный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения.

Быстрота некоторых жестов и их очевидность для глаза  зависит от возраста человека. Например, если 5-летний ребенок скажет неправду своим родителям, то сразу же после  этого он прикроет одной или обеими руками рот (рис.5).

                              

 

Этот жест "прикрывание рта рукой" подскажет родителям о том, что ребенок солгал, но на протяжении всей своей жизни человек использует этот жест, когда он лжет, обычно меняется только скорость совершения этого жеста. Когда подросток говорит неправду, рука прикрывает рот почти так же, как и у пятилетнего ребенка, но только пальцы слегка обводят линию губ (рис. 6).

Информация о работе Язык телодвижений