Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 11:54, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет. Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. История развития и принципы дошкольного образования………………………….5
1.1 История развития дошкольного образования в России…………………………….5
1.2 Принципы дошкольного образования…………………………………………….…8
2. Методологические, психологические и методические основы дошкольного образования………………………………………………………………………………13
2.1 Программа и методы дошкольного образования………………………………….13
2.2 Психологические основы дошкольного образования…………………………….20
Заключение………………………………………………………………………………24
Глоссарий……………………………………………………………………………...…27
Список использованных источников…………………………………………………..30
Приложения………………………………………………………………………………32
Принципы, на которых основывается дошкольное образование, состоят в следующем (см. Приложение Б):
- гуманистический характер
образования, приоритет
- единство федерального
культурного и
- общедоступность образования,
адаптивность системы
- светский характер
образования в государственных
и муниципальных
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический,
- автономность образовательных учреждений.
Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта в образовательной работе с детьми в дошкольных учреждениях можно проводить по следующим направлениям:
- изменение форм общения
с детьми (переход от авторитарных
форм воздействия к общению,
ориентированному на
- отказ от преподнесения
детям политико-
- изменение формы и содержания обучающих занятий, сокращение их числа (переход от фронтальных занятий к занятиям с небольшими подгруппами детей, сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания);
- насыщение жизни детей
классической и современной
- изменение организации
предметной среды и жизненного
пространства в групповой
Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Возрастные особенности |
качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека. |
2 |
Психика |
субъективное отражение |
3 |
Интеллектуальная готовность |
развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности. |
4 |
Психическое отражение |
активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями |
5 |
Действие |
основная единица анализа деяте |
6 |
Сенсомоторные процессы |
это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. |
7 |
Личностная готовность |
определенный уровень |
8 |
Значение |
содержание общественного |
9 |
Физическая готовность |
состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность. |
10 |
Поведение |
понимать внешние проявления психической деятельности человека. |
1 |
|
2 |
Бакулина, Ю.С. Педагогические приложения современной психологии [Текст] / Ю.С. Бакулина // Педагогика. – 2007. - №8. – С.60-64. |
3 |
|
4 |
Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. – 570с. – ISBN – 7-65123-41-8. |
5 |
Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: БЕК, 1996. – 358с. – ISBN – 7-6213-58-62. |
6 |
|
7 |
Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики [Текст] / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. – 400с. – ISBN – 1 – 3564-452-5. |
8 |
Коджаспирова Г.М. Педагогика [Текст]/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2004. – 420с. - ISBN |
9 |
|
10 |
|
11 |
Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 1999. – 264с. - ISBN |
12 |
Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]/ Л.Д. Столяренко. – М.: Наука, 2004. – 440с. – ISBN – 6-6128-456. |
13 |
Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2005. - №6. – С.78 – 84. |
А |
|
Б |
|
Информация о работе Задачи и специфика дошкольного образования