Задачи и специфика дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет. Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. История развития и принципы дошкольного образования………………………….5
1.1 История развития дошкольного образования в России…………………………….5
1.2 Принципы дошкольного образования…………………………………………….…8
2. Методологические, психологические и методические основы дошкольного образования………………………………………………………………………………13
2.1 Программа и методы дошкольного образования………………………………….13
2.2 Психологические основы дошкольного образования…………………………….20
Заключение………………………………………………………………………………24
Глоссарий……………………………………………………………………………...…27
Список использованных источников…………………………………………………..30
Приложения………………………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая Заводова В.В..doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Принципы, на которых  основывается дошкольное образование, состоят в следующем (см. Приложение Б):

- гуманистический характер  образования, приоритет общечеловеческих  ценностей, жизни и здоровья  человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального  культурного и образовательного  пространства. Защита и развитие  системой образования национальных  культур, региональных культурных  традиций и особенностей в  условиях многонационального государства;

- общедоступность образования,  адаптивность системы образования  к уровням и особенностям развития  и подготовки обучающихся, воспитанников;

- светский характер  образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях;

- свобода и плюрализм  в образовании;

- демократический, государственно-общественный  характер управления образованием;

- автономность образовательных  учреждений.

Совершенствование педагогического  процесса и повышение развивающего эффекта в образовательной работе с детьми в дошкольных учреждениях можно проводить по следующим направлениям:

- изменение форм общения  с детьми (переход от авторитарных  форм воздействия к общению,  ориентированному на личностное  своеобразие каждого ребенка,  на установление доверительных, партнерских отношений воспитателя с детьми);

- отказ от преподнесения  детям политико-идеологизированных  конкретных сведений при ознакомлении  с окружающим;

- изменение формы и  содержания обучающих занятий,  сокращение их числа (переход  от фронтальных занятий к занятиям с небольшими подгруппами детей, сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания);

- насыщение жизни детей  классической и современной музыкой,  произведениями изобразительного  искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющих кругозор ребенка;

- изменение организации  предметной среды и жизненного  пространства в групповой комнате  с целью обеспечения свободной  самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора детьми вида деятельности и ее формы - совместной со сверстниками или индивидуальной.

Гуманизация педагогического  процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

 

Возрастные особенности

 

качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно  изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека.

2

Психика

субъективное отражение объективной  действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

3

Интеллектуальная

готовность

развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности.

4

Психическое отражение

активное отражение мира в связи  с какой-то необходимостью, с потребностями

5

Действие

основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели.

6

Сенсомоторные процессы

это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения.

7

Личностная готовность

определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения; умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.

8

Значение

содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, (это могут  быть операционные значения, предметные, вербальные, житейские и научные значения – понятия).

9

Физическая готовность

состояние здоровья, определенный уровень  морфо-функциональной зрелости организма  ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

10

Поведение

понимать внешние проявления психической  деятельности человека.


 

Список использованных источников

1

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. – 370с. – ISBN – 4-512-6529-4.

2

Бакулина, Ю.С. Педагогические приложения современной психологии [Текст] / Ю.С. Бакулина // Педагогика. – 2007. - №8. –  С.60-64.

3

  1. Бордовская, Н. Педагогика [Текст] / Н. Бордовская. – СПб.: Питер, 2003.- 450с.- ISBN – 5-42365-74-65.

4

Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. – 570с. – ISBN – 7-65123-41-8.

5

Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: БЕК, 1996. – 358с. – ISBN – 7-6213-58-62.

6

  1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2001. – 420с. – ISBN – 2-4135-65-7.

7

Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики [Текст] / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. – 400с. – ISBN – 1 – 3564-452-5.

8

Коджаспирова Г.М. Педагогика [Текст]/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2004. – 420с. - ISBN

9

  1. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии [Текст]/ В.А.Крутецкий. - М.: Наука, 1982. – 620с. – ISBN – 5 – 3256-748-1.

10

  1. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В.Г. Казанской. – СПб.: Питер, 2003. – 260с. – ISBN – 2-6541-85-4.

11

Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 1999. – 264с. - ISBN

12

Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]/ Л.Д. Столяренко. – М.: Наука, 2004. – 440с. – ISBN – 6-6128-456.

13

Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2005. - №6. – С.78 – 84.


Приложения

А

Б





Информация о работе Задачи и специфика дошкольного образования