Задержка психиченского развития как фактор возникновения девиантного поведения у детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. В качестве отдельных направлений в нее входят: психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология), психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), а также начавшие развиваться позднее психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психология слепоглухих и еще более молодая – психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата.

Содержание работы

Введение
Изучение проблемы задержки психического развития (ЗПР)…………
Типы задержек психического развития…………………………………
Отграничение ЗПР от педагогической запущенности и умственной отсталости. ………………………..
Трудности обучения детей с ЗПР и способы коррекции. …………..
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx

— 31.84 Кб (Скачать файл)

Задержка психического развития психогенного происхождения связана  с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия –  безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией  воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в  интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких  детей обычно проявляется  эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в  деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

Этот вид ЗПР формируется  у детей со здоровой нервной системой, нормальными предпосылками  интеллектуального  развития, но воспитывающихся в неблагоприятных  условиях. Среди них наибольшее количество детей, которые живут в семьях умственно отсталых, психически больных  родителей, а также в условиях безнадзорности и гиперопеки, что  часто встречается в случаях, если родители злоупотребляют алкоголем  или наркотиками. В результате возникает  социальная незрелость личности, нарушение  системы интересов и идеалов, недостаточность чувства долга.

Помимо этого у ребенка  не хватает запаса знаний, отмечается бедность словарного запаса.

В ходе патопсихологического обследования  выявляется нормальная работоспособность, внимание, память. Ребенок хорошо ориентируется в  бытовых вопросах; в некоторых  из них возможна осведомленность  даже больше, чем у сверстников. Однако отстает запас знаний и навыков, необходимых в школе: ребенок  к 7 годам не знает букв, геометрических форм, не умеет читать. При оказании помощи  такие дети способны к  нормальному для своего возраста уровню обучения. Показатели по невербальному интеллекту у них также  находятся в границах нормы. При отсутствии помощи у этих детей в дальнейшем могут возникать нарушения поведения: отказ от посещения школы, нежелание учиться, стремление к немедленному удовлетворению потребностей. При правильном обучении и воспитании ребенок способен приобрести необходимые навыки и нормально справляться со школьными требованиями.

При отсутствии органической или выраженной функциональной недостаточности  центральной нервной системы  отставание в развитии детей, относящихся  к перечисленным трем формам, во многих случаях может быть преодолено в условиях обычной школы (особенно если педагог осуществляет индивидуальный подход к таким детям и оказывает  им дифференцированную помощь в соответствии с их особенностями и потребностями).

Последняя, четвертая, группа – самая многочисленная – это задержка психического развития церебрально-органического генезиса.

Причины – различные патологические ситуации беременности и родов: родовые  травмы, асфиксии, инфекции во время  беременности, интоксикации, а также  травмы и заболевания центральной  нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет.

Травмы и заболевания  центральной нервной системы  могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом, в отличие  от гармонического и психофизического инфантилизма, причины которого не всегда ясны.

Таким образом, органический инфантилизм – это инфантилизм, связанный с органическим повреждением центральной нервной системы, головного  мозга. При этом отмечаются признаки незрелости эмоционально-волевой сферы: неспособность к произвольному  сосредоточению на интеллектуальной деятельности, преобладание игровой мотивации.

Однако у детей этого  типа отмечаются и черты органического  поражения ЦНС: инертность психических  процессов, неловкость моторики. При  обследовании  этих детей отмечается высокая ориентация на реакцию взрослого, стремление заслужить похвалу экспериментатора. При этом ребенок мало заинтересован  в содержании задания, не может самостоятельно оценить успешность своей деятельности. У детей с органическим инфантилизмом  выражены такие особенности эмоционально-волевой сферы: при преобладании повышенного фона настроения отмечается неусидчивость, двигательная расторможенность.

Если говорить о том, какие  же вообще недостатки психического развития наблюдаются у детей рассматриваемой  категории, то надо сказать, что они  отстают в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, произвольной регуляции  деятельности и других функций. Причем по ряду показателей актуального  уровня развития дети с задержкой  психического развития  такого типа оказываются часто близкими к  умственной отсталости. Но вместе с  тем у них обнаруживаются значительно  большие потенциальные возможности.

Существенным проявлением  задержки психического развития является очень низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности, во всех ее видах. Это наблюдается  и в восприятии, и в мыслительной деятельности, и в конструктивной деятельности, и даже  в игре.

Низкий уровень активности служит как бы полупроницаемым барьером по отношению к воздействиям окружающего  мира и является  одной из причин того, что в психическом развитии детей этой категории очень отчетливо  проявляется закономерность, общая  для всех видов нарушенного развития, - снижение, по сравнению с нормой, скорости и уменьшение объема приема и переработки информации. В значительной мере в результате этого у них  замедленно формируются представления, понятия, различные навыки и умения.

В целом, для детей с  задержкой психического развития характерна личностная и эмоционально-волевая  незрелость, что сочетается с выраженной зависимостью от мнения взрослых и  сверстников. За счет задержки развития, недостаточности умений и навыков, эти дети с первых месяцев учебы  попадают в разряд неуспевающих, что  приводит к негативной оценке ребенка  со стороны учителя и одноклассников. Они воспринимают его как глупого, ленивого. Ситуация систематического неуспеха, в которую попадают дети в школе, отрицательно влияет не только на дальнейшее развитие интеллектуальной сферы, но и способствует аномальному  развитию личности. У ребенка формируется  заниженный уровень притязаний не только по отношению к учебной деятельности, но и к любым заданиям, содержащим оценочные моменты. Стремясь к гиперкомпенсации, дети с задержкой психического развития еще больше фиксируются на белее  ранних этапах  развития, в частности  на игре.

Таким образом, возникают  вторичные нарушения поведения  и невротические расстройства. Задачей  школьного психолога является, прежде всего, выявление детей с задержкой  психического развития, определение  типа задержки и постановка вопроса  о рациональных методах обучения такого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Отграничение ЗПР от  педагогической запущенности и  от умственной отсталости.

 

Задержка психического развития, несмотря на многообразие ее проявлений, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить ее как  от педагогической запущенности, так  и от умственной отсталости. Дети с  задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью  сложных форм поведения, целенаправленностью  деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. В основе этих симптомов лежит  органическое заболевание ЦНС, вызванное  патологией беременности и родов, врожденными  болезнями плода, перенесенными  в раннем возрасте истощающими инфекционными  заболеваниями.

В целом, при своевременной  и адекватной коррекционной работе задержки психического развития обратимы. Их стойкость зависит от того, лежат  ли в их основе эмоциональная зрелость (психический инфантилизм);  низкий психический тонус (длительная астения); нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитом отдельных корковых функций. Первые две формы задержки психического развития являются наиболее легкими  и преодолимыми, в то время как  нарушения познавательной деятельности ведут к задержке психического развития, граничащей с дебильностью, обучаемость  этих детей значительно снижена.

   

 

 

 

 

 

4. Трудности обучения  детей с ЗПР и способы коррекции.

 

Наилучшие результаты в плане  коррекции психического развития достигаются  в ом случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки. К сожалению, в период дошкольного  детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем  или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок  все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда  поступивший в первый класс массовой школы ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками. Если помощь, оказываемая  детям с задержкой психического развития в классах выравнивания, дает хорошие плоды, то нетрудно предположить, насколько результативнее могла  бы быть квалифицированная помощь, полученная детьми в дошкольном возрасте.

Дети с ЗПР, поступающие  в школу, имеют специфические  особенности психолого-педагогического  характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению, у них  нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и  навыков. Поэтому они оказываются  не в состоянии без специальной  помощи полноценно овладеть счетом, чтением  и письмом. Испытываемые ими трудности  усугубляются состоянием их нервной  системы.

Важно отметить, что в  условиях массовой школы ребенок  с ЗПР впервые  начинает отчетливо  осознавать свою несостоятельность, которая  выражается, прежде всего, в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к  появлению чувства неполноценности, а с другой – к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, иногда – в различных формах отклоняющегося поведения.

Вопрос об обучаемости  тесно связан с типом задержки психического развития. При  гармоническом  инфантилизме, микросоциальной запущенности и соматической задержке психического развития оптимальным является обучение в так называемых «классах выравнивания» 

программой, включающей  игровые методы обучения, меньшей  наполняемостью классов. Работа психолога  с детьми в этих классах должна включать игры, направленные на формирование волевой регуляции, способности  к планированию деятельности, регуляции  эмоций.

Для детей с органическим инфантилизмом и церебрально-органической задержкой психического развития, возможно, более целесообразным является обучение в специальных школах для детей  с ЗПР. В этих школах соблюдается  меньшая наполняемость классов, включаются дополнительные логопедические занятия, ЛФК, тщательное медицинское  наблюдение. Если за время учебы  в этой школе ребенок успешно  усваивает программу, то в дальнейшем его переводят в обычную школу.

Таким образом, при задержках  психического развития  разного  генезиса чаще всего сочетаются симптомы замедленного развития одних психических  процессов, относительно стойкого недоразвития других и повреждения структуры  и динамики третьих. Эффективная  динамика развития детей намечается тогда, когда своевременно осуществляется клиническая, психологическая и  педагогическая диагностика и реализуется  необходимая психологическая коррекция, психотерапия, а педагогическая коррекция  и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности детей.

                                   

 

Заключение

Уже в раннем детстве, с  самых первых дней жизни ребенка  с повреждением сенсорных органов  или центральной нервной системы  проявляется действие общих и  специфических закономерностей  нарушенного развития. Специальная  психология – это отрасль психологической  науки, изучающая все закономерности психического развития и особенности  психической деятельности детей  и взрослых с психическими и физическими  недостатками.

   Задержка психического развития – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщенности в интеллектуальной деятельности. ЗПР является  пограничным состоянием между нормой и дебильностью. Реальной проблемой  становится различение возрастной нормы и задержки психического развития при поступлении ребенка в школу, а также в течение обучения в младших классах и подростковом возрасте.

Психологическое изучение средств  эффективной коррекции недостатков  развития составляет одну из важнейших  задач специальной психологии на современном этапе.

                                  

 

Литература

  1. Белопольская Н.Л., Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. –М., Издательство «УРАО», 1999.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С., Дети с временной  задержкой психического развития. Учителю о детях  с отклонениями в развитии. –М., Просвещение, 1967
  3. Демьянов Ю.Г., Диагностика психических нарушений. Практикум.

- СП б., «М и М»  ТОО  «Респекс», 1999  

  1. «Детский практический психолог» под ред. Шаграевой О.А., Козловой С.А., - М., «Академия», 2001
  2. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л., Курс лекций по детской патопсихологии. –Ростов н/Д, «Феникс», 2000
  3. Петрова В.Г., Белякова И.В., Психология умственно отсталых школьников. –М., «Академия», 2004
  4. Специальная психология. под ред. Лубовского В.И., -М., «Академия», 2003
  5. Хухлаева О.В., Основы психологического консультирования и психологической коррекции. –М., «Академия», 2001.

Информация о работе Задержка психиченского развития как фактор возникновения девиантного поведения у детей и подростков