Закон единства и борьбы противоположностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 00:46, реферат

Описание работы

Задача познания - исследовать природу и общество как закономерный процесс движения и развития, подметить нечто общее, существенное, характерное для более или менее обширной группы явлений или для всех форм движения материи. Это общее, существенное, необходимое находит свое выражение в законах. Законы науки с большей или меньшей точностью отображают законы природы и общества, мышления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Историческое развитие диалектики………………………………………………….5
Законы диалектики……………………………………………………………………8
Закон единства и борьбы противоположностей…………………………………...13
Заключение…………………………………………………………………………...20
Список использованных источников …………………………………………….22

Файлы: 1 файл

«Закон единства и борьбы противоположностей».doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………….3

Историческое развитие диалектики………………………………………………….5

Законы диалектики……………………………………………………………………8

Закон единства и борьбы противоположностей…………………………………...13

Заключение…………………………………………………………………………...20

Список использованных источников …………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Задача познания - исследовать природу и общество как закономерный процесс движения и развития, подметить нечто общее, существенное, характерное для более или менее обширной группы явлений или для всех форм движения материи. Это общее, существенное, необходимое находит свое выражение в законах. Законы науки с большей или меньшей точностью отображают законы природы и общества, мышления.

Любая наука, какую бы область материальной действительности она ни изучала, представляет собой не только систему законов, но и определенных категорий, то есть наиболее общих понятий, которые вырабатываются в ходе развития каждой науки и являются ее фундаментом, основой. В механике, например, такими категориями являются понятия массы, энергии, силы; в политической экономии - товара, стоимости денег и т. д. Обобщая достижения науки и практической деятельности людей, философия выработала свою систему категорий.

Философские категории - это такие понятия, которые отражают общие черты и связи, стороны и свойства действительности. Это, прежде всего категории материи и сознания, движения, пространства и времени, а также такие категории, как противоречие, количество, качество, скачок, отрицание, отдельное и общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Изучение этих категорий существенно дополняет наши представления о всеобщем развитии и связях материального мира, об основных законах диалектики.

С первых шагов своего развития, философия ставила перед человеком узловые вопросы: развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каковы источник развития, его механизм и главная направленность? На эти и ряд других вопросов пытается дать ответ диалектика. Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческое развитие диалектики понимания мира

 

     Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики-научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

     Всё, что происходит  в мире, а именно: изменение, движение и развитие-подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

     Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения. Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.

     Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:

1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.

3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.             Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Мы рассматриваем материалистическую диалектику. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.

   Диалектика как категория имеет ряд характеристик. Диалектика- наука о наиболее общих законах всякого движения.

     Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому, в результате, противоречия между ними быть не может.

    Современное естествознание признает наследственность приобретённых свойств и этим расширяет субъект опыта, распространяя его с индивида на род.

                                  Диалектика как теория развития.

     Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки.

     Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

                Диалектика как учение о единстве  противоположностей.

Диалектика -это учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности, и при каких условиях они бывают тождественны

                               Диалектика как метод познания.

По этому поводу К. Маркс писал : "Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного, которое составляет, лишь его внешнее проявление. У меня же наоборот идеальное есть нечто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

  Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь, после освобождения её от её мистической формы, а это- то как раз и отличает от неё мой метод."

   Идея как предмет философии впервые был рассмотрен Платоном. Идея у Платона есть то изначальное целое ,что при всём многообразии отдельных вещей делает их такими, а не иными; есть всеобщее, являющееся основой всех отдельных вещей. Быть сущностью вещей и общим многим вещам, быть существенным в них как бы их прообразом – таково свойство идеи.

    Критика Аристотеля идеи Платона : - "идеи Платона как самостоятельные сущности, отделённые от чувственно воспринимаемых вещей, не объясняют ни бытия идей, ни познания вещей".

   Идеи являются началом, объединяющим разрозненные факты в единое целое, в систему, они обеспечивают дальнейшее движение познания, и находят тенденцию вывода знания из тупикового или кризисного состояния.

   Идея рождается из действительности в процессе предметно- практической деятельности, общения и рефлексии, изменяющих эту действительность.

  Идея, в отличие от материи, есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе её дальнейшего развёртывания, проект будущего развития действительности.

   1)Метафизика. Философское  учение о сверхчувственных принципах бытия. Она представляет собой философский метод, рассматривающий явления в их неизменности, вне системы, в независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник их развития.

  2)Догматизм - возникает  на основе метафизики. Он как метод предполагает метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть догматизма. В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма, оппортунизму, политическому авантюризму.

  3)Софистика - учение, основанное  на преднамеренном нарушении законов логики, путем приложения различных уловок, выдумки, головоломки, мнимых доказательств.

    Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём, используя недостаточность логического и семантического анализа.

    4)Эклектика -как метод предполагает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов. Например, материи и сознания, бытия и жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законы диалектики

 

Законов целое множество, есть и не познанные.

Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:

---  Закон единства и  борьба противоположностей,

---  закон взаимного  перехода количественных и качественных  изменений,

---  закон отрицания  отрицания.

 Из этого нельзя сделать вывод о том, что будто бы законы этим и ограничиваются. Испокон веков внимание разума привлекали, как противоречивость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познания и действия. Противоречивость бытия познается лучше тогда, когда мы знаем  что такое противоречие. Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той, или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

    Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.

  Диалектическими противоположностями  называются одновременно взаимо–исключающие  и взаимопредполагающие друг  друга стороны, тенденции того  или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).  Формула "Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие "полярных" свойств, изложений движения, развития. "Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ ,благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции -словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию, в виде жизненных фаз : эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость ,процесс размножения, старость, смерть".

     Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и вообще любой объект в частности, можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения - анатомической, психологической,

     Философской - есть подвижный результат двух начал. Даже если вспомнить миф о Меркурии – две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только тогда, когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую фигуру.

  Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в женщине. Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское. Справа влево, вниз, от периферии - женское.

 Отсюда минимум два  вывода:

1) любое "слева" уже  подразумевает "направо";

2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".

Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется центр.

 Противоречие - выражает  внутренний источник всякого  развития, движения.

Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей предметов"

    "Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей". "Единство тождества и различия - такова диалектическая форма противоречия"

  Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Противоположности, по словам Гегеля, "имеют против себя" не просто иное, а "свое иное ".Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого:

Информация о работе Закон единства и борьбы противоположностей