Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:08, доклад
Запоминать могут все, но для того, чтобы хорошо запоминать, нужно знать о некоторых законах памяти. Уже одно знание законов, еще без освоения специальных приемов эффективного запоминания, значительно улучшит ваши результаты. И что немаловажно — вы сможете избежать многих ошибок в отношениях со своей памятью, которые ведут к перенапряжению и утомлению и плохим результатам.
Законы памяти и техники эффективного запоминания |
Запоминать могут
все, но для того, чтобы хорошо запоминать,
нужно знать о некоторых Несоблюдение элементарных законов памяти существенно усложняет процесс запоминания. Есть то, что наша память любит и что помогает ей работать, и то, что она не любит, что вынуждает ее работать «на износ». Это знание облегчает работу по усвоению какой-либо информации даже без применения специальных техник запоминания. 1. Закон ярких впечатлений Наша память в
первую очередь реагирует на яркие
впечатления. То, что ярко, необычно,
чем-то выделяется, запоминается само
по себе, без особых усилий со стороны
человека. Убедиться в этом вы можете,
попытавшись вспомнить какие- На действии этого закона основаны и рекламные ролики, и музыкальные клипы, и уличная реклама — чем информация ярче и необычнее, тем больше вероятности того, что она останется у людей в памяти. Информацию, подлежащую запоминанию, нужно предъявлять нашей памяти в чрезвычайно комфортном для нее виде. Постарайтесь перед запоминанием обработать информацию таким образом, чтобы она стала яркой и необычной, — в этом случае память (мозг) с большей вероятностью и с меньшими усилиями усвоит ее. Именно на этом свойстве памяти основаны многие техники эффективного запоминания. 2. Закон значимости информации Замечали ли вы, что некоторую информацию вы помните несмотря ни на что, а другую забываете, несмотря на все усилия, которые вы прикладываете к ее запоминанию? Что же может определять успешность запоминания? Конечно, вид информации, которая подлежит запоминанию.
Итак, прочность запоминания зависит от того, к информации какого вида относятся те факты, которые человек запоминает. Чтобы обеспечить лучшее усвоение необходимой вам информации, надо постараться перед ее запоминанием обдумать, какую положительную роль она сможет сыграть в вашей жизни. Попробуйте представить себе ситуацию, в которой вы, благодаря владению этими сведениями, извлекаете из них пользу, добиваетесь успеха в глазах окружающих и т. п. Если вы серьезно подумаете над этим, то велика вероятность, что информация из группы «общеобразовательных» знаний переместится во вторую группу и будет усвоена вами значительно лучше и быстрее без применения специальных усилий. 3. Закон мотивации Если у человека есть сильная мотивация (то есть причина или побуждающая сила, желание) к запоминанию той или иной информации, то ее усвоение происходит без всяких проблем, поскольку информация, к запоминанию которой существует сильная мотивация, тоже на какое-то время попадает во вторую группу. Умение пользоваться
законом мотивации заключается
в создании дополнительной, пусть
даже искусственной мотивации. Создать
искусственную мотивацию 4. Закон деятельности Чем больше информация
включена в деятельность человека,
тем быстрее и прочнее она
запоминается. Закон деятельности имеет
двойственное значение. С одной стороны,
если знания включаются в какую-то деятельность,
то они значительно быстрее Для того чтобы лучше и быстрее запомнить какую-либо информацию, нужно постараться произвести над ней какое-нибудь действие: что-то в ней подсчитать, сопоставить, выделить, поменять местами (что именно — зависит от вида информации). Другими словами, поработать с информацией. Таким образом вы пусть искусственно, но включите информацию в деятельность, совершите с ней действия, что значительно улучшит ее усвоение. 5. Закон настроек и установок На запоминание, как и на любой другой вид деятельности, надо настраиваться, к нему надо готовиться, хотя бы одну-две минуты. Этот этап подготовки способен значительно улучшить качество запоминания. Когда человек приступает к запоминанию, он практически не обдумывает предстоящую работу. А между тем каждое запоминание требует своего подхода. От этого зависит не только качество конечного результата, но и рациональное использование ресурсов мозга.
6. Закон предшествующих знаний Чем больше у человека знаний по определенной теме, тем лучше и быстрее запоминается вся новая информации по ней. Поэтому, знакомясь с материалом для запоминания, постарайтесь активизировать все знания, которые у вас уже имеются. Это необходимо для того, чтобы установить как можно большее количество связей с уже усвоенной информацией. На первом этапе вы можете помогать себе вопросами: как я могу это связать с тем, что уже мне известно? Как новая информация отражается на уже известной мне? (не противоречит ли? что-то разъясняет? подтверждает? где и как я буду ее использовать?) Прежде чем приступать к освоению нового материала, необходимо вспомнить, какие знания по этой теме у вас уже имеются. Попытайтесь проанализировать и систематизировать их. Это оказывается полезным даже тогда, когда знаний по соответствующей теме у вас пока немного. 7. Закон взаимовлияния следов памяти Если сразу после
запоминания какой-либо информации
вы приступите к запоминанию другой,
то последующее запоминание С другой стороны, на
запоминание вновь поступающей
информации оказывают влияние следы
памяти, идущие от той информации, которая
усваивалась непосредственно Однако не всегда получается построить свою работу так, чтобы запоминать только в оптимальное для вас время. Поэтому старайтесь организовать свою работу так, чтобы запоминания не шли друг за другом (то есть были отделены во времени). Лучше после запоминания выполнить работу, никак с запоминанием не связанную. Кроме этого каждые 30–40 минут нужно делать в занятиях короткий (3–10 минут) перерыв. За время перерыва запоминаемая информация «уляжется». Во время перерыва
вы должны исключить поступление
любой новой информации, поэтому
во время перерыва не стоит слушать
радио, смотреть телевизор или читать
— иначе ретроактивное 8. Закон временно́го слоя Все, что происходит
с нами в одно и то же время, находится
как бы в одной плоскости: впечатления,
получаемые в близкие по времени
промежутки, оказываются в одной
группе. Например, запах может вызвать
яркое воспоминание об обстоятельствах
того времени, когда вы его впервые
почувствовали. Мелодия может воскресить
в памяти лицо человека, с которым
вы были рядом, когда впервые ее услышали,
и черты которого давно уже
забыли. Это своего рода естественные
временные ассоциации. События, факты,
впечатления регистрируются вместе
с окружающей их обстановкой, создают
неразрывную группу, вступают в ассоциативную
связь. Достаточно оживить один из компонентов
этой группы, и вся она может
стать доступной Техники эффективного запоминания Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Освоив эти принципы, вы сможете запоминать любую необходимую вам информацию самым эффективным для вас способом. Что же лежит в основе любого эффективного запоминания?
|
Информация о работе Законы памяти и техники эффективного запоминания