Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:50, реферат
Законы психологии управления проявляются во взаимодействии людей, в межличностных отношениях и в групповом поведении. Они действуют вне зависимости от того, знаем мы их или не знаем, осознаем или нет. К сожалению, некоторые руководители учитывают наличие данных законов лишь на интуитивном уровне. Можно ли в этом случае говорить об успешном управлении? Едва ли. Конечно, производство будет развиваться, преодолевая действие систем, которые не соответствуют законам управления. Но какова цена такого преодоления?
Законы психологии управления
Законы психологии управления проявляются во взаимодействии людей, в межличностных отношениях и в групповом поведении. Они действуют вне зависимости от того, знаем мы их или не знаем, осознаем или нет. К сожалению, некоторые руководители учитывают наличие данных законов лишь на интуитивном уровне. Можно ли в этом случае говорить об успешном управлении? Едва ли. Конечно, производство будет развиваться, преодолевая действие систем, которые не соответствуют законам управления. Но какова цена такого преодоления?
Основными законами психологии управления (управленческой деятельности) являются:
1. Закон неопределенности
2. Закон неадекватности
3. Закон неадекватности
4. Закон искажения информации.
5. Закон самосохранения.
6. Закон компенсации.
Рассмотрим каждый из этих законов отдельно.
Закон неопределенности отклика
Его можно назвать законом
Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта.
Стереотипы сознания — устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры.
Как действует этот закон? Разные люди
в разное время могут качественно
по-разному реагировать на одинаковые
воздействия. На банальную грубость
в свой адрес один человек ответит
грубостью, другой — смолчит, а третий
будет стараться успокоить
Руководителю следует иметь
в виду еще одно проявление этого
закона, а именно то, что даже один
и тот же человек в разное время
может качественно по-разному
реагировать на одно и то же воздействие.
Важно понять, что множество внутренних
психологических факторов (настроение,
эмоциональное состояние и т.
д.) серьезно влияют, а порой и
определяют реакции конкретного
человека в конкретных ситуациях. И
эти факторы невозможно учесть. Не
стоит предполагать, что можно
всегда и везде предопределить реакцию
(отклик) собеседника на какое-либо
ваше действие. Отклик нельзя предвидеть
— это непреложный закон
При этом у руководителя и у подчиненного под влиянием апперцепции и стереотипов сознания имеются свои, иногда диаметрально противоположные, объяснения неисполнительности. Руководитель может счесть своего сотрудника бездельником или саботажником. Подчиненный, в свою очередь, может найти десятки «объективных» обстоятельств в свое оправдание. И шеф, и подчиненный совершают ошибку: первый — потому что избрал непригодный способ взаимодействия с подчиненным, второй — потому что избрал неправильный способ защиты.
Закон неадекватности взаимного восприятия
Суть этого закона состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той точностью и полнотой, которая была бы достаточной для серьезных решений относительно этого человека. Наше восприятие «устроено» таким образом, что практически никогда не бывает точным и полным. Даже самый обыкновенный предмет, находящийся у нас перед глазами, мы никогда не воспринимаем целиком и полностью, а всегда видим, причем в определенном ракурсе, только ту его часть, которая попадает в поле зрения и непосредственно воздействует на наши рецепторы.
Но ведь человек — система гораздо более сложная, едва ли поддающаяся полному описанию.
1) Человек всегда находится в
состоянии изменения. Известно, что
в любой момент времени любой
человек определенного
2) Человек всегда осознанно или
неосознанно защищается от
3) Достаточно часто человек не
может дать информацию о себе
потому, что не знает себя. А
в некоторых случаях он, часто
сам того не подозревая, старается
показаться не таким, какой
есть на самом деле, а таким,
каким ему хочется быть в
глазах других людей. В этом,
конечно, нет ничего дурного,
ибо таков естественный
Неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение. Как же можно строить управленческую деятельность с учетом закона неадекватности восприятия? Специалисты в области управления рекомендуют менеджерам использовать следующие принципы подхода к людям:
а) принцип универсальной
б) принцип развития. Способности (как общие, так и специальные) могут развиваться;
в) принцип неисчерпаемости. Ни одна оценка, данная человеку при его жизни, не может считаться окончательной.
Закон неадекватности самооценки
Суть этого закона состоит в
том, что при попытке оценить
себя человек сталкивается с теми
же внутренними барьерами и
Закон искажения информации
Иногда его называют законом
потери смысла управленческой информации,
или законом расщепления смысла
управленческой информации. Суть этого
закона заключается в том, что
управленческая информация (директивы,
приказы, распоряжения и т. д.) имеет
объективную тенденцию к
1) Язык, на котором передается
управленческая информация, является
языком многозначным. Какими бы
строгими или точными не были
используемые в языке понятия,
всегда имеется возможность
2) Если информация неполная, если доступ к ней ограничен и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. И тогда объем информации изменяется не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения.
3) Люди, воспринимающие информацию
и передающие ее, отличаются друг
от друга по уровню
Что делать для того, чтобы свести искажение к минимуму? Рекомендуется произвести следующие действия:
1) Уменьшить, насколько это
2) Своевременно снабжать
3) Поддерживать обратную связь
с подчиненными с целью
Закон самосохранения
Суть этого закона в том, что
одним из ведущих мотивов, определяющих
поведение людей, является сохранение
личного статуса, состоятельности,
собственного достоинства. Прямое или
косвенное ущемление
Что происходит в этой ситуации со всеми присутствующими? Их сознание моментально переключается с задачи обсуждения на задачу защиты собственного достоинства. Это значит, что человек невольно начинает думать о том, как бы не оказаться в положении первого выступающего. Он перестает работать на поставленную задачу и старается угадать позицию руководителя. А это снижает творческий потенциал участников совещания — людей, коллективно решающих проблему. Как видим, несоблюдение закона сохранения личностного статуса приводит к отрицательному результату. На этом примере хорошо видно, что психологические законы не только влияют на качество работы, но зачастую и определяют его.
Что делать в подобных ситуациях? Рекомендуем организовать решение какой-то сложной проблемы в режиме разделенного времени: сначала собрать все имеющиеся предложения, не определяя их ценности, а затем провести критический анализ соответствия предложенного «условиям задачи».
Закон компенсации
В общем виде этот закон означает,
что человек, имеющий какие-то недостатки,
сложности или проблемы в одной
области жизнедеятельности, осознанно
или неосознанно старается
Эксперт Владимир Гаджиевич
Алиев, руководитель учебно-