Зарождение психофизиологии и дифференциальной психологии в Средневековье и в период Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:42, реферат

Описание работы

В работе рассматривается история зарождения данных отраслей психологии. Были использованы такие книги, как "история психологии" Марцинковской, "История психологии" Ярошевского, "Введение в историю психологии" Ждана

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
Гл. 1. Развитие психологии в Средневековье и период Возрождения…………….…………………………………………..4
Гл. 2. Зарождение психофизиологии в Средневековье……………………………………………………….6
Гл. 3. Зарождение дифференциальной психологии в период Возрождения………………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………10
Список литературы…………………………………………………...12

Файлы: 1 файл

к.р. ист.псих 1.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 

Содержание 
 
 

Введение……………………………………………………………3 

Гл. 1. Развитие психологии в  Средневековье и период Возрождения…………….…………………………………………..4 

Гл. 2. Зарождение психофизиологии в Средневековье……………………………………………………….6 

Гл. 3. Зарождение дифференциальной психологии в период Возрождения………………………………………………………….8 

Заключение……………………………………………………………10

Список  литературы…………………………………………………...12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В рамках современного этапа развития научного знания все большую актуальность приобретают проблемы, связанные с выявлением специфики природы человека. Сегодня правомерной становится точка зрения, согласно которой человек представляет собой прежде всего системное биосоциальное целое и только в этой целостности проявляется уникальность природы человека. Отсюда человеческий индивид надо рассматривать не абстрактно и изолированно, не с точки зрения искусственно выделенных биологических констант, а в контексте его реальной жизнедеятельности, пронизанной социальностью. 

Цель  работы: определить, как зарождалась психофизиология и дифференциальная психология в  Средневековье и период Возрождения.

Материалом  для написания реферата послужили  такие книги, как « История  психологии: от античности до современности» Ждана А.Н., « История психологии»  Ярошевского М. Г., « История психологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений» Марцинковской Т.Д.

Реферат состоит из введения, трех глав и  заключения. Во введении показана цель реферата. Глава 1 посвящена развитию психологии в Средневековье и  период Возрождения. Краткая характеристика того времени. Во 2 главе рассмотрено зарождение психофизиологии в Средневековье. Первые ученые, занимающиеся исследованием анатомо-физиологического строения человеческого организма. Глава 3 рассказывает о зарождении дифференциальной психологии в период Возрождения. Исследование  Х. Уарте  на профориентацию. В заключении сформулированы общие выводы по все работе. 
 
 
 

Гл. 1. Развитие психологии в  Средневековье и период Возрождения 
 

История средних веков охватывает длительный период: с V в. по XVI в. и первую половину XVII в.

В эту  эпоху жили и творили великие  умы человечества, такие как Р. Бэкон, Авиценна, Ян Гус, Николай Коперник, Томмазо Кампанелла и многие другие.

По Ждану, Средневековье вошло в историю  как время безоговорочного подчинения авторитету церкви, удушению мысли, мрачного аскетизма наряду с безудержным мистицизмом, гонений, пыток, костров инквизиций. 

Конечно, средние века это не только гонения  и пытки... С XI по XIII вв. развиваются города, возникают университеты, развивается научная деятельность во всех областях знания, происходит процесс отделения – области веры и знания и рождения светской опытной науки.

Психология  в средние века приобретает этико  – теологический мистический  характер. Развитие положительных знаний о психике резко замедлилось, потому что изучением душевной жизни занималось богословие. ( Ждан А.Н. История психологии. 1990. – стр. 63-64)

В средние  века психология имела тесную связь  с религией. Эта зависимость от религии поставила вопрос о связи  и взаимовлиянии знания и веры. Многое изменилось за эти столетия, в психологию пришло как положительное – с богословием, так и отрицательное – влияние церковного диктата. Таким образом, психология включает в себя этапы развития религиозной мысли. Новым этапом стало изменение предмета психологии. В связи с этим, она начинает развиваться на Востоке, куда переехали многие ученые после закрытия большинства европейских школ.

В средние  века психология начинает заниматься новыми вопросами, например, взаимосвязь  психологии и соматических заболеваний. Арабские ученые предлагали исследовать психику на основе медицинских данных. Изучалась работа органов чувств и мозга. Работы врача и психолога Ибн Сины заложили основы современной психофизиологии, вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.

Таким образом, знания о психике и путях  ее изучения обогатились в средние  века  многими важными данными, в частности методами экспериментального исследования и регуляции эмоциональных  состояний, в том числе и аффективных  реакций.  ( Марцинковская Т.Д.  История психологии. 2004. – стр. 82-99)

В XIV веке в Италии начинается новая эпоха  Возрождения, благодаря которой  происходит великий расцвет цивилизации во всей Европе. К этому времени относится деятельность таких ученых, как А. Данте, Ф. Петрарка, Д. Боккаччо и т.д.

Период  Возрождения, по Марцинковской, время  возвращения важнейших принципов  античной науки, отхода от догматизма и поиска путей наиболее оптимального научно исследования психических состоя. ( Марцинковская Т.Д. История психологии. 2004. - стр. 100)

 Особенностью  того времени является возрождение  естественнонаучного направления,  развитие науки и рост знаний. В мастерских осуществлялись экспериментальные работы. Здесь соединялись теоретические знания и опыт. Деятельность художников положила начало новым проблемам механики, оптики, анатомии и др. наук.

В разных странах развиваются знания о  медицине и физиологии человека. А. Парацельс выступил с теорией  о природе человеческого организма  и методах лечения болезней. Большое  значение имели работы  врача и мыслителя М. Сервета, его идея о малом круге кровообращения. Исследования по анатомии, физиологии и эмбриологии указывают на возросший интерес психологическим вопросам. ( Ждан А.Н. История психологии. 1990. – стр. 70-72)

Развитие  психологии в Средневековье и эпоху Возрождения, необходимо подчеркнуть, что этот период не был однороден по своим достижениям и содержанию психологического исследований. Взаимоотношения науки и церкви неоднократно менялось.

В период Возрождения психологические исследования возвратились к проблемам, которые были подняты в античности. Интерес к изучению этапов познания способностей человека. 
 

  Гл. 2. Зарождение психофизиологии в  Средневековье 

Психофизиология (от греч. psyche — «душа», physis — «природа» и logos — «учение») — наука, изучающая физиологические механизмы психических процессов и состояний.

Психофизиология является междисциплинарной научной  дисциплиной, возникшей на стыке  психологии и физиологии и изучающей  роль биологических факторов, в том  числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности, т. е. исследует психические процессы и состояния в единстве с их нейрофизиологическим субстратом.

Как уже  было отмечено, из-за невозможности  изучать психологию в Европе, уехавшие ученые стали открывать школы на Востоке. Здесь многие мыслители делали важные открытия в психологии, например, в области психофизиологии восприятия.

 Известный  ученый того времени Ибн аль  –Хайсам впервые попытался трактовать  функции органов восприятия, исходя  из законов оптики. За основу зрительного восприятия он принял построение в глазу по закону  оптики образа внешнего объекта. Ученый доказал, что этот процесс определяется внешними, физическими причинами. В каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный аффект запечатления внешнего воздействия, с другой – присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов». Ибн аль –Хайсам изучил такие важные явления как бинокулярное зрение, смещение цветов и наблюдаемое при этом эффекты, явление контраста и др.

Ученый  подверг анализу зависимость  зрительного восприятия от его длительности. Впоследствии он сделал вывод о том, что условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе прежних впечатлений.

Большое значение для психологии имели работы арабского мыслителя Ибн –Сины, самого выдающегося врача в истории медицины. Его знаменитый трактат «Канон врачебной науки» превзошел труды многих великих ученых.

Он был  первым исследователем в области  возрастной психофизиологии, изучал связь  между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные периоды жизни.

Ибн-Сина полагал, что воспитание может осуществлять воздействие психики на организм, так что она способна изменить физиологические свойства в определенном направлении. Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в результате воздействия на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру.

Физиологическая психология включала предположения  о возможности управлять процессами в организме и даже придавать  организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от  поведения других людей. Свои идеи Ибн- Сина разрабатывал на основе обширного медицинского опыта.

При лечении  он использовал прием,  который  в современной науке называется ассоциативным экспериментом. Также он проделывал опыты, используя экспериментальный нервоз.

Все это  говорит о том, что у Ибн-Сины появляются зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

Еще один известный арабский мыслитель Ибн  –Рушд тщательно изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показал

зависимость восприятия окружающего мира от нервной  системы. Он сделал вывод о том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Ибн-Рушд подчеркивал, что возможности человека в постижении истины неорганичны, и важно только научит людей правильно мыслить, привить им желание размышлять. Он разделял разум и душу, это было важным положением его теории. (Марцинковская Т.Д. История психологии.  2004. – стр. 92-95)  
 
 

  Гл. 3.Зарождение дифференциальной психологии в период Возрождения 

Дифференциальная  психология – отрасль психологии, изучающая психологические различия, как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия их различия.

С древнейших времен человек хотел найти в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного человека от другого. В поиске ответов на этот вопрос, применяя математические и экспериментальные методы,  образовалась специальная область знания – дифференциальная психология. Издавна изучение индивидуальных различий занимало философов, педагогов и др.  Эти наблюдения отразились в таких работах, как «Опыты» Монтеня, « Характеры Теофраста» Лабрюйера и т.д. После внедрения эксперимента создаются предпосылки для  зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми. (Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины 20 в..1996. – стр. 76-77)

  15- 17 вв. остались в истории  временем  взлета искусства, прежде всего  итальянской живописи и скульптуры. Психологи того времени продолжают заниматься проблемами развития аффектов и проблемами познания. Исследование способностей стало новым шагом в изучении психологии человека. Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал Бернардино Телезио. Он считал, что   главной целью природы является сохранение достигнутого состояния т.е. в его концентрации впервые появилась идея гомеостаза. Основной заслугой Телезио является новый объяснительный принцип развития психики – самосохранение стремление к адаптации.

Большое значение для психологии имела работа испанского психолога – Хуана  Уарте. Исследование способностей к  наукам. Это было  первое исследование по дифференциальной психологии. Основными  способностями признавались воображение, память и интеллект .Каждая из них объяснялась определенным темпераментом мозга. Он оценивал, какая способность требуется для той или иной науки.

Здесь имеются большие индивидуальные возрастные различия. Существенную роль в формировании способностей играют физиологические факторы. Уарте считал, что важно установить внешние признаки. Эта идея о корреляции между внутренним и внешним была, как показал последующий путь дифференциальной психологии. Он мечтал об организации профессионального отбора, чтобы никто не ошибался в выборе своей специальности. Нужно развивать в детях их таланты и заставлять изучать ту область знания, которая им подходит. ( Марцинковская Т.Д. История психологии. 2004.- стр. 100-101) 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Таким образом, из главы 1 можно сделать заключение о том, что несмотря на то, что психология долгое время делила поле деятельности с богословием, она все- таки сумела определить для себя предмет и задачи. Ее развитие не стояло на месте,  она занималась новыми вопросами и исследованиями.

Информация о работе Зарождение психофизиологии и дифференциальной психологии в Средневековье и в период Возрождения