Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:42, реферат
В работе рассматривается история зарождения данных отраслей психологии. Были использованы такие книги, как "история психологии" Марцинковской, "История психологии" Ярошевского, "Введение в историю психологии" Ждана
Введение……………………………………………………………3
Гл. 1. Развитие психологии в Средневековье и период Возрождения…………….…………………………………………..4
Гл. 2. Зарождение психофизиологии в Средневековье……………………………………………………….6
Гл. 3. Зарождение дифференциальной психологии в период Возрождения………………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………10
Список литературы…………………………………………………...12
Содержание
Введение…………………………………………………………
Гл. 1. Развитие
психологии в Средневековье и период
Возрождения…………….…………………………………
Гл. 2. Зарождение
психофизиологии в Средневековье……………………………………………
Гл. 3. Зарождение
дифференциальной психологии в период
Возрождения…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Введение
В рамках
современного этапа развития научного
знания все большую актуальность
приобретают проблемы, связанные с
выявлением специфики природы человека.
Сегодня правомерной становится точка
зрения, согласно которой человек представляет
собой прежде всего системное биосоциальное
целое и только в этой целостности проявляется
уникальность природы человека. Отсюда
человеческий индивид надо рассматривать
не абстрактно и изолированно, не с точки
зрения искусственно выделенных биологических
констант, а в контексте его реальной жизнедеятельности,
пронизанной социальностью.
Цель работы: определить, как зарождалась психофизиология и дифференциальная психология в Средневековье и период Возрождения.
Материалом для написания реферата послужили такие книги, как « История психологии: от античности до современности» Ждана А.Н., « История психологии» Ярошевского М. Г., « История психологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений» Марцинковской Т.Д.
Реферат
состоит из введения, трех глав и
заключения. Во введении показана цель
реферата. Глава 1 посвящена развитию
психологии в Средневековье и
период Возрождения. Краткая характеристика
того времени. Во 2 главе рассмотрено зарождение
психофизиологии в Средневековье. Первые
ученые, занимающиеся исследованием анатомо-физиологического
строения человеческого организма. Глава
3 рассказывает о зарождении дифференциальной
психологии в период Возрождения. Исследование
Х. Уарте на профориентацию. В заключении
сформулированы общие выводы по все работе.
Гл. 1.
Развитие психологии
в Средневековье
и период Возрождения
История средних веков охватывает длительный период: с V в. по XVI в. и первую половину XVII в.
В эту эпоху жили и творили великие умы человечества, такие как Р. Бэкон, Авиценна, Ян Гус, Николай Коперник, Томмазо Кампанелла и многие другие.
По Ждану,
Средневековье вошло в историю
как время безоговорочного
Конечно, средние века это не только гонения и пытки... С XI по XIII вв. развиваются города, возникают университеты, развивается научная деятельность во всех областях знания, происходит процесс отделения – области веры и знания и рождения светской опытной науки.
Психология в средние века приобретает этико – теологический мистический характер. Развитие положительных знаний о психике резко замедлилось, потому что изучением душевной жизни занималось богословие. ( Ждан А.Н. История психологии. 1990. – стр. 63-64)
В средние века психология имела тесную связь с религией. Эта зависимость от религии поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры. Многое изменилось за эти столетия, в психологию пришло как положительное – с богословием, так и отрицательное – влияние церковного диктата. Таким образом, психология включает в себя этапы развития религиозной мысли. Новым этапом стало изменение предмета психологии. В связи с этим, она начинает развиваться на Востоке, куда переехали многие ученые после закрытия большинства европейских школ.
В средние века психология начинает заниматься новыми вопросами, например, взаимосвязь психологии и соматических заболеваний. Арабские ученые предлагали исследовать психику на основе медицинских данных. Изучалась работа органов чувств и мозга. Работы врача и психолога Ибн Сины заложили основы современной психофизиологии, вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.
Таким образом, знания о психике и путях ее изучения обогатились в средние века многими важными данными, в частности методами экспериментального исследования и регуляции эмоциональных состояний, в том числе и аффективных реакций. ( Марцинковская Т.Д. История психологии. 2004. – стр. 82-99)
В XIV веке в Италии начинается новая эпоха Возрождения, благодаря которой происходит великий расцвет цивилизации во всей Европе. К этому времени относится деятельность таких ученых, как А. Данте, Ф. Петрарка, Д. Боккаччо и т.д.
Период
Возрождения, по Марцинковской, время
возвращения важнейших
Особенностью
того времени является
В разных
странах развиваются знания о
медицине и физиологии человека. А.
Парацельс выступил с теорией
о природе человеческого
Развитие психологии в Средневековье и эпоху Возрождения, необходимо подчеркнуть, что этот период не был однороден по своим достижениям и содержанию психологического исследований. Взаимоотношения науки и церкви неоднократно менялось.
В период
Возрождения психологические исследования
возвратились к проблемам, которые были
подняты в античности. Интерес к изучению
этапов познания способностей человека.
Гл. 2. Зарождение психофизиологии
в Средневековье
Психофизиология (от греч. psyche — «душа», physis — «природа» и logos — «учение») — наука, изучающая физиологические механизмы психических процессов и состояний.
Психофизиология является междисциплинарной научной дисциплиной, возникшей на стыке психологии и физиологии и изучающей роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности, т. е. исследует психические процессы и состояния в единстве с их нейрофизиологическим субстратом.
Как уже было отмечено, из-за невозможности изучать психологию в Европе, уехавшие ученые стали открывать школы на Востоке. Здесь многие мыслители делали важные открытия в психологии, например, в области психофизиологии восприятия.
Известный
ученый того времени Ибн аль
–Хайсам впервые попытался
Ученый подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его длительности. Впоследствии он сделал вывод о том, что условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе прежних впечатлений.
Большое значение для психологии имели работы арабского мыслителя Ибн –Сины, самого выдающегося врача в истории медицины. Его знаменитый трактат «Канон врачебной науки» превзошел труды многих великих ученых.
Он был первым исследователем в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные периоды жизни.
Ибн-Сина полагал, что воспитание может осуществлять воздействие психики на организм, так что она способна изменить физиологические свойства в определенном направлении. Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в результате воздействия на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру.
Физиологическая
психология включала предположения
о возможности управлять
При лечении он использовал прием, который в современной науке называется ассоциативным экспериментом. Также он проделывал опыты, используя экспериментальный нервоз.
Все это говорит о том, что у Ибн-Сины появляются зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.
Еще один известный арабский мыслитель Ибн –Рушд тщательно изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показал
зависимость
восприятия окружающего мира от нервной
системы. Он сделал вывод о том, что вместе
с распадом тела индивидуальная душа человека
тоже уничтожается. Ибн-Рушд подчеркивал,
что возможности человека в постижении
истины неорганичны, и важно только научит
людей правильно мыслить, привить им желание
размышлять. Он разделял разум и душу,
это было важным положением его теории.
(Марцинковская Т.Д. История психологии.
2004. – стр. 92-95)
Гл. 3.Зарождение дифференциальной
психологии в период
Возрождения
Дифференциальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические различия, как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия их различия.
С древнейших времен человек хотел найти в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного человека от другого. В поиске ответов на этот вопрос, применяя математические и экспериментальные методы, образовалась специальная область знания – дифференциальная психология. Издавна изучение индивидуальных различий занимало философов, педагогов и др. Эти наблюдения отразились в таких работах, как «Опыты» Монтеня, « Характеры Теофраста» Лабрюйера и т.д. После внедрения эксперимента создаются предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми. (Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины 20 в..1996. – стр. 76-77)
15-
17 вв. остались в истории временем
взлета искусства, прежде
Большое значение для психологии имела работа испанского психолога – Хуана Уарте. Исследование способностей к наукам. Это было первое исследование по дифференциальной психологии. Основными способностями признавались воображение, память и интеллект .Каждая из них объяснялась определенным темпераментом мозга. Он оценивал, какая способность требуется для той или иной науки.
Здесь
имеются большие индивидуальные
возрастные различия. Существенную роль
в формировании способностей играют
физиологические факторы. Уарте считал,
что важно установить внешние признаки.
Эта идея о корреляции между внутренним
и внешним была, как показал последующий
путь дифференциальной психологии. Он
мечтал об организации профессионального
отбора, чтобы никто не ошибался в выборе
своей специальности. Нужно развивать
в детях их таланты и заставлять изучать
ту область знания, которая им подходит.
( Марцинковская Т.Д. История психологии.
2004.- стр. 100-101)
Заключение
Таким образом, из главы 1 можно сделать заключение о том, что несмотря на то, что психология долгое время делила поле деятельности с богословием, она все- таки сумела определить для себя предмет и задачи. Ее развитие не стояло на месте, она занималась новыми вопросами и исследованиями.