Защитные механизмы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:11, реферат

Описание работы

Роль психологических защит.
Ранние психологические защиты.
Защитные механизмы личности.

Файлы: 1 файл

Защитные механизмы личности курсач1.docx

— 46.15 Кб (Скачать файл)

Сублимация это изменение  качества энергии, ее направления, смена  объектов, это социализация инфантильных либидо и танатоса. Благодаря сублимации и происходит становление человека как социального и духовного  существа, а не просто созревание его  как некой природной телесности. Социум (и Дух) связывают энергии  либидо и танатоса не с прямыми  объектами соответствующих влечений, а с объектами, которые имеют, прежде всего социальную и культурно-духовную значимость. Сублимация - это личностно созидательный акт, он необходим для личности и полезен для социума. Половой акт тоже созидательный и по сути своей социальный, но это не сублимация, потому что здесь не меняется ни качество энергии, ни объекты ее влечения.

Защитный механизм десакрализации описан А. Маслоу. Он указывал на то, что  молодые люди, имеющие такой защитный механизм, разуверились в общечеловеческих ценностях и морали. Они чувствуют  себя обманутыми, им кажется, что их жизнь и жизнь их окружения  течет по другим законам. Почувствовав однажды лицемерие, исходящее от родителей, больше не хотят слушать  никого из старших, особенно если старшие  говорят с ними тем же языком, что и их родители. Наблюдая, как  их родители рассуждают о подвигах, доблести, славе, и в то же время  замечая, что сами взрослые ни во что  не ставят эти ценности. При десакрализации личность скептически соизмеряет и  не хочет видеть свое предназначение, возможности в самореализации и  самоактулизации.

Так, к примеру, был обесценен  секс. А. Маслоу пишет о том, что  секс для нашей молодежи - не более  чем оправление естественной потребности, и они привыкли оправлять ее столь  бездумно, относиться к нему столь  приземленно, что секс почти утратил  свою поэтическую компоненту.

Путь снятия этой защиты - ресакрализация, означает желание  и готовность посмотреть на Человека «глазами вечности». Например, уметь  видеть в конкретной, живой женщине  Женщину с большой буквы.

Идеализация связана, прежде всего, с завышенной эмоциональной  самооценкой или оценкой другого  лица.

Например, влюбленность предполагает завышенную оценку объекта любви, который  наделяется широким спектром позитивных качеств, в том числе и не присущих индивиду, но боготворится личностью.

Идеализация имеет место  до тех пор, пока сохраняется влюбленность. С точки зрения З. Фрейда «половая переоценка» эго является его  идеализацией. По мнению М. Клайн, идеализация  есть защита от влечения к деструкции личности, так как идеализированный образ (представление человека о  самом себе) наделяется несвойственными  ему чертами характера и добродетелями, которые, по мнению А. Адлера, служат основой  стремления к превосходству.

Идеализация связана и  с процессом формирования персонального  идеала. В этом случае может наблюдаться  не только идеализация, но и самоидеализация, что может привести к завышенной самооценке, мании величия, нарциссизму, нигилизму и др. (К. Хорни). Кроме  того, она полагала, что самоидеализация  индивида является одним из способов разрешения внутриличностного конфликта, так как именно идеализированный образ Я отвечает жизненным потребностям человека.

К. Хорни отмечала, что  защитный механизм идеализации выполняет  ряд важных для личностной стабильности функций: заменяет реальную уверенность  человека в свои силы (вера в свои возможности становится необходимым  компонентом идеализированного  образа); создает условия для чувства  превосходства, ощущения того, что он лучше, достойнее других; подменяет  подлинные идеалы, (при действии защиты человек смутно представляет себе то, чего он хочет; его идеалы не отличаются определенностью, они противоречивы, но идеализированный образ придает  жизни некоторый смысл); отрицает наличие внутрипсихических конфликтов (отвергает все, что не входит в  созданный им самим образ поведения); порождает в личности новую линию  расколов, образовывая барьер к ее подлинному развитию, формирует отчуждение от самой себя, создает новые жизненные  иллюзии - такой защитный механизм личности, который служит основанием для дальнейшего  развития идентификации и самоидентификации.

В целом механизм идеализации  может привести к одиночеству. Необходимо еще раз индивидуально оценить  социальные нормы, стандарты, формировать  свою точку зрения на мир, окружающих людей, становиться самостоятельным, хорошим профессионалом и др.

Психоаналитическое понимание  проекции как защитного механизма  начинается с работ З. Фрейда, впервые  обнаружившего проекцию в паранойе и ревности, когда у человека вытесненные  чувства, тревога и страх коренятся в нем самом и бессознательно переносятся на окружающих. Именно этот защитный механизм вызывает чувство одиночества, изолированности, зависти, агрессивности.

В таких ситуациях индивид, не осознавая что-либо в себе самом, может бессознательно достаточно точно  «отслеживать» это в других людях. Проекция основывается на том, что личность бессознательно приписывает другим людям качества, которые присущи  самому проецирующему и которые  он не хочет иметь, не хочет осознавать.

Например, человек с гомосексуальными чертами, не осознавая их в себе, замечает мельчайшие их оттенки в  других людях. Человек, озабоченный  желанием стать самым значимым и  авторитетным членом группы наделяет такими же мотивами своего коллегу, бессознательно начинает видеть в нем соперника, конкурента и, соответственно, с этим строит свои взаимоотношения, трактуя  их с позиции самообороны.

Часто по проекционным механизмам идет ревность, отбор значимых материалов. К. Хорни отмечала, что по тому, как  человек ругает другого, можно понять, что он из себя представляет. Ф. Перлз  писал о том, что проектор делает другим то, в чем их обвиняет сам. Некоторые особенности проекции подмечены на уровне житейской и  обыденной психологии и нашли  отражение в пословицах и поговорках: «На воре и шапка горит», «У кого что болит, тот о том и говорит» и др.

З. Фрейд полагал, что проекция есть часть феномена переноса (трансфера) в том случае, когда личность приписывает  другому слова, мысли и чувства, которые, по сути, принадлежат ему  самому: «Вы подумаете, что…, но это  вовсе не так». Как результат проекции З. Фрейд рассматривал религию. Согласно этой точке зрения, человек сам  создал все образы Бога по образу и  подобию своему. Люди проецируют свои фантазии о всемогуществе на Бога. Анимистические верования объяснялись  неспособностью первобытных людей  мыслить о природе иначе как  по образу человека. Человек отказывается принимать нечто в себе и проецирует именно это на несуществующие объекты  своих фантазий.

В ортодоксальном психоанализе были попытки объяснить всю религию  и мифологию в психоаналитических терминах защитных механизмов, за что  последовала волна критики в  современном психоанализе, гуманистическом  и экзистенциальном направлениях. В. Франкл писал, что слишком примитивно рассматривать Бога как проекцию Сверх-Я. Конечно, заслуживает внимания мысль психоаналитиков о значимости проекции для создания образов Бога, но человек проецирует не только на конкретных людей, но и на природу, животных и на достаточно абстрактные понятия  Бога, любви, справедливости. У людей  не одинаковы образы Бога, которые  наделяются специфическими качествами, различным содержанием - при этом работает механизм проекции

Ретрофлексия. По меткому  выражению Ф. Перлза (1973), ретрорефлектор (человек с ретрофлексивным защитным механизмом) делает для себя то, что  он хотел бы сделать другим. Описывая ретрофлексию, Полстер (1973), считал, что  такая форма взаимодействий индивида с другими людьми позволяет ему  становиться «отдельной и самосохраняемой  единицей», подчеркивать свою центральную  человеческую силу. Она может нередко  вызывать стресс и напряжение, так  как заключается во внутреннем Я  и не выливается в поведенческих  реакциях. Как и многие защитные механизмы личности, ретрофлексии начинают формироваться в детстве.

Рассмотрим пример детской  ретрофлексии. Ребенок интроецирует «послание» взрослых: «Каждый мальчик  должен быть мужчиной и не плакать  по пустякам». Но, играя в футбол во дворе, ребенок упал и сильно ушиб колено о камень… Боль… Появляются слезы… Плач… Но, ретрофлексируя, он прячет свою боль во внутрь, останавливает  слезы, прекращает крики…

Частые ретрофлексии могут  вылиться в «нездоровье» - психосоматические  нарушения, депрессию и самодеструктивное  поведение. Ретрофлексивные защиты имеют и внешнее выражение - напряжение мышц и мускульные проявления (сжатие кулаков, закусывание губ, совершение «боксерских» ударов по предметам, задержки дыхания и др.), изменения цвета  кожи в местах блокирования энергии. В этих ситуациях важно «перераспределить» энергию и значительную ее часть  направлять не на себя, а на окружающих.

Ретро-защиты. Настоящая  группа объединяет те механизмы психологических  защит, которые базируются и используют механизмы, возникшие в детстве, практически без их изменения. Прибегание к этому типу защит косвенно свидетельствует  о некой личностной и социальной инфантильности человека, личностной незрелости. Они наиболее близки к  развитию деструктивных, порой патологических свойств личности, формируя черты  подчинения и зависимостей.

Существуют следующие  защитные механизмы:

Отступление; самозамыкание; дефлексия; окаменение; уход в виртуальную  реальность, виртуальность; комплекс Ионы; регрессия: примитивные механизмы: отрицание, расщепление, проективная  идентификация, парциальная перцепция, двигательная активность; оглушение.

Все виды психологических  защит личности имеют «двойной», «парадоксальный» эффект - позитивный («освобождение» от неприятных переживаний  на некоторое время) и негативный (искажает реальность, создает иллюзии, не позволяет решать возникающие  проблемы, являясь сопротивлением для  личностного развития и личностного  роста).

В процессе психологического консультирования и терапии, одной  из важнейших и трудных, задач  для психолога является диагностика  и «снятие» (или временная «нейтрализация») психологических защит, сопротивления  личностному изменению.

Отступление, предохраняя  личность от негативных переживаний, обедняет ее внутренний мир, скудеет и мир  мыслей, и мир чувств, в целом  вся аффективная сфера. Нередко  проявления этого механизма формирует  покорность, безразличие, снижение целеполагания  и целенаправленности личности, эмпатии, ценностей, что неминуемо ведет  к манипулированию личностью  другими людьми, группами. Отступление  как защитный механизм начинает обычно формироваться с детства - когда  слабый ребенок попадает в «подчинение» родителей, сверстников - лидеров и  является их «тенью». Такой тип защиты проявляется и у взрослых в  разнообразных сферах общественной и личной жизни - служебных коммуникациях, семейных контактах, браке, приятельских компаниях и др.

В зрелом возрасте могут  актуализироваться детские страхи или складываться новые при взаимодействии с авторитарными, деспотичными людьми. Механизм отступления ведет к  своеобразной деперсонализации. Э. Фромм  заметил, что покорность индивида сочетается со стремлением к власти. Индивид  «находит» себя, если он вливается  в группу, полностью ей подчиняясь (проявляя конформность) и как бы властвует через нее. Подобный статус снимает осознание своей слабости, изолированности, зависимости.

Дефлексия проявляется во многих поступках, включая принудительные и аддитивные. Этот механизм часто  возникает в результате недоверия, страха, угрозы безопасности, случившиеся  в прошлом опыте индивида, предохраняя  личность от эмоциональных срывов. Считается, что дефлексия - это стратегия  личности, связанная с избеганием выбора, отказа от интенции.

Внешне дефлексия может  проявляться в отсутствии зрительных контактов с партнерами по общению; специфических движениях тела - поворот  его от контакта с человеком, постоянных движениях, топтании на месте и др. Для ослабления дефлекционных влияний  человек должен учиться, прежде всего, освоению управления внутренними коммуникациями и способами внешних взаимодействий.

Окаменение как защитный механизм было упомянуто П. Лейтсером. Близким ему являются понятия: притупление  чувств, онемение, отрешенность, чувственное  оглушение, ощущение нереальности, заторможенность  чувств и т.д.

Например, при сдерживании  гнева индивид поджимает губы, сжимает кулаки, принимает «бойцовскую  позу», сводит брови, раздувает крылья носа… У таких индивидов всегда недовольное, сердитое выражение лица, формируется сутулость, зажатость, отвердение характера, декомпенсация, исчезает психическая гибкость.

Окаменение, как и всякий защитный механизм личности, играет как  позитивную, так и негативную роль в психическом развитии. Окаменение - один из способов совладения с определенными  жизненными стрессами, снятия напряженности; создания деловой маски, картины  полной безэмоциональности и психической  невозмутимости; ориентации на поведение  автомата; предупреждение развития депрессивных реакций.

Вместе с тем, окаменение как форма психической защиты ограничивает способности человека реагировать на реальные события; обедняет межличностные контакты; не позволяет  быть эмоционально раскрепощенным, что  ведет к телесным и психическим  нарушениям.

Уход в виртуальную  реальность, виртуальность является типическим проявлением психологической  защиты, называемой уходом. Можно обнаружить, по крайней мере, три типа явлений, претендующих на статус «виртуальных»:

1. виртуальные компьютерные  миры, разнообразные кино- и телефильмы, главная отличительная черта  которых - возможность взаимодействия  с вымышленной «реальностью»;

2. художественный вымысел  и образы фантазии - книги, фильмы, живопись, а также сны и мечты;

3. реальность абстрактных  понятий и категорий, которым  не всегда соответствуют реальные  физические процессы.

Общее в этих явлениях то, что все это субъективные модели реальности, в одном случае существующие в виде материального воплощения (компьютерные модели и графики), в  другом - в виде недоступного для  внешнего наблюдения субъективные образы (сон, фантазии) в третьем - в виде научных конструктов и понятий.

Информация о работе Защитные механизмы личности