Защитные механизмы подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:29, доклад

Описание работы

Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые 'психологические защиты, защитные механизмы психики, защитные механизмы личности. Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

Файлы: 1 файл

Защитные механизмы подростков.docx

— 97.47 Кб (Скачать файл)

И, наконец, последняя  судьба влечений - это вытеснение.

Влечение, Оно, как  природный, естественный процесс стремится к своему удовлетворению, влечение функционирует по принципу удовольствия, а не социальной реальности или социальной оценки. Удовольствие 'глухо' к чувству безопасности. Оно слепо и может идти на погибель своего носителя ради своего удовлетворения.

В задачу социального  окружения ребенка входит канализация  энергий влечения к жизни и  смерти и выработка соответствующего к ним отношения в каждой конкретной ситуации, оценки и принятия решения  по поводу судьбы влечений: плохо это  или хорошо, удовлетворить или  не удовлетворить, как удовлетворить  или какие меры принять, чтобы  не удовлетворить. За осуществление  этих процессов как раз и отвечают эти две инстанции, Сверх-Я и Я, которые развиваются в процессе социализации человека, в процессе его становления как культурного существа.

Инстанция Сверх-Я развивается из бессознательного Оно уже в первые после рождения недели. Поначалу она развивается бессознательно.

Ребенок усваивает  нормы поведения через реакцию  одобрения или осуждения первых взрослых, которые его окружают - отца и матери. Позднее в Сверх-Я сосредотачиваются уже осознаваемые ценности и моральные представления значимого для ребенка окружения (семья, школа, друзья, общество).

Третья инстанция  Я (Ich) формируется для того, чтобы преобразовать энергии Оно в социально приемлемое поведение, т.е. то поведение, которое диктуют Сверх-Я и Реальность. Эта инстанция включает эмоционально-мыслительный процесс между притязаниями инстинкта и его поведенческой реализацией. Инстанция Я находится в самом трудном положении. Ей нужно принять и осуществить решение (учитывая притязания влечения, его силу), категорические императивы Сверх-Я, условия и требования реальности.

Действия Я энергетически  обеспечиваются инстанцией Оно, контролируются запретами и разрешениями Сверх-Я и блокируются или освобождаются реальностью.

Сильное, творческое Я умеет создавать гармонию между этими тремя инстанциями, в состоянии уладить внутренние конфликты.

Слабое Я не может  справиться с 'бешеным' влечением Оно, непререкаемыми запретами Сверх-Я и требованиями и угрозами реальной ситуации.

В 'Наброске научной  психологии' Фрейд ставит проблему защиты двояким образом: 1) ищет истории  так называемой 'первичной защиты' в 'опыте страдания' подобно тому, как прообразом желаний и Я  как сдерживающей силы был 'опыт удовлетворения'; 2) стремиться отличать патологическую форму защиты от нормальной.

Защитные механизмы, оказав помощь Я в тяжелые годы его развития, не снимают свои заслоны. Окрепшее Я взрослого человека продолжает обороняться от опасностей, которых больше нет в реальности, оно даже чувствует себя обязанным выискивать в реальности такие ситуации, которые хотя бы приблизительно могли бы заменить первоначальную опасность, чтобы оправдать привычные способы реакций. Итак, нетрудно понять, как защитные механизмы, все более и более отчуждаясь от внешнего мира и ослабляя на протяжении долгого времени Я, подготавливают вспышку невроза, благоприятствуя ей.

Начиная с З.Фрейда и в последующих работах специалистов, изучающих механизмы психологической  защиты, неоднократно отмечается, что  привычная для личности в обычных  условиях защита, в экстремальных, критических, напряженных жизненных условиях обладает способностью закрепляться, приобретая форму фиксированных  психологических защит. Это может 'загнать в глубь' внутриличностный конфликт, превратив его в бессознательный источник недовольства собой и окружающими, а так же способствовать возникновению особых механизмов названных З.Фрейдом сопротивлением.

В работах по стрессу  психологическая защита сопоставляется с так называемыми механизмами  совладания.

Исследовательская группа Р.Лазаруса выделила следующие параметры дифференциации механизмов совладания и защиты.

Временная направленность. Защита, как правило, пытается разрешить  ситуацию 'сейчас', не связывая эту актуальную ситуацию с будущими ситуациями. В  этом смысле психологическая защита обслуживает актуальный психологический  комфорт.

Инструментальная  направленность. Защита 'думает' только о себе, если она и учитывает  интересы окружения, то только для того, чтобы они в свою очередь обслуживали  мои интересы.

Функционально-целевая  значимость. Имеют ли механизмы регуляции  функцию восстановления нарушенных отношений между окружением и  личностью (механизмы совладания) или скорее функцию только регуляции эмоциональных состояний (защитные механизмы).

Модальность регуляции. Имеют ли место поиск информации, непосредственные действия, рефлексия (характерно скорее для совладания), или подавление, уход и т.д.

Р.Лазарус даже создал классификацию психозащитных техник, выделив в одну группу симптоматические техники (употребление алкоголя, транквилизаторов, седативных препаратов и т.д.) и в другую группу так называемые внутрипсихические техники когнитивной защиты (идентификация, перемещение, подавление, отрицание, реактивное образование, проекция, интеллектуализация).

Вытеснение

С позиций психоанализа, вытесненное из сознания переживается забывается человеком, но сохраняет в бессознательном присущую ему психическую энергию влечения (катаксис). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, формируя психические комплексы. Со стороны Я (Эго) требуются постоянные затраты энергии на поддержание процесса вытеснения. Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов - антикатексисов - может привести к возвращению в сознание ранее вытесненной информации. Такие случаи наблюдались при заболеваниях, интоксикациях (например, алкогольной), а также во время сна. Прямое вытеснение, связанное с психическим шоком, может привести к тяжелым травматическим неврозам; неполное или неудачное вытеснение - к образованию невротических симптомов.

Вытеснение способно справиться с мощными инстинктивными импульсами, перед которыми остальные  защитные механизмы оказываются  неэффективными. Однако это не только самый эффективный, но и самый  опасный механизм. Отъединение от Я, наступающее вследствие изоляции сознания от всего хода инстинктивной и аффективной жизни, может полностью разрушить целостность личности.

Существует и  другая точка зрения, согласно которой  вытеснение начинает действовать лишь после того, как не срабатывают  другие механизмы (проекция, изоляция и т.д.)

Все вытесненное  из сознания в бессознательное, не исчезает и оказывает существенное воздействие  на состояние психики и поведение  человека. Время от времени происходит спонтанное 'возвращение вытесненного' на уровень сознания, которое осуществляется в форме отдельных симптомов, сновидений, ошибочных действий и  др.

Вытеснение  влечения

На сколько сильны импульсы влечения, настолько сильной должна быть сила вытеснения. Сила действия влечения должна быть равна силе противодействия вытеснения.

Но это загнанное  внутрь влечение не перестает стремиться к своему удовлетворению. Вытесненное  влечение не перестает быть фактом всей психической активности личности. Мало того, вытесненное влечение может  существенным или даже роковым образом  влиять на поведение личности.

Цензору Сверх-Я, изгнавшему, как ему казалось, социально неприемлемое желание, приходится быть постоянно начеку, приходится тратить массу усилий на удерживание энергии влечений в подвале бессознательного. Сопротивление влечению требует собственно энергетического обеспечения, для этого другие формы поведения 'обесточиваются'. Отсюда быстрая утомляемость, потеря контроля, раздражимость, слезливость, то, что называется астеническим синдромом.

Осуществленное  вытеснение хранится в бессознательном  до поры до времени как ущемленный аффект, формы которого чрезвычайно  разнообразны: это и телесные зажимы, конвульсии, взрывные реакции ('немотивированный аффект'), истерические припадки и т.д.

Вытеснение  реальности

В этом случае вытесняется  или искажается информация извне, которую  индивид не хочет воспринимать, поскольку  она неприятна для него, болезненна, разрушает его представления  о себе. Здесь ситуацией управляет  Сверх-Я. Сверх-Я делает индивида 'слепым', 'глухим', 'нечувствительным' к аверсивной, т.е. тревожной, угрожающей информации. Эта информация, если я ее восприму, грозит нарушить сложившееся равновесие, внутреннюю согласованность психической жизни. Эта согласованность структурирована инстанцией Сверх-Я, создана усвоенными правилами поведения, предписаниями, стройной системой ценностей. И аверсивная информация есть посягательство на эту доминирующую роль Сверх-Я в моем психическом аппарате.

Иногда отпор  реальности со стороны Сверх-Я настолько мощен и безудержен, что может привести к реальной гибели индивида. В своем игнорировании реальности Сверх-Я очень похоже на Оно в его слепой безответственности за жизнь своего носителя.

Такое поведение  очень похоже на поведение детей, которые снимают свой страх, плотно зажмурив глаза, укрывшись с головой  одеялом, закрыв лицо ладошками, повернувшись спиной.

Вытесняется также  информация, которую мне возвращает окружение и которая противоречит моему устоявшемуся знанию о себе, моей Я-концепции. Чем жестче, одномернее, непротиворечивее Я-концепция (я именно такой, а не другой), тем больше вероятность вытеснения обратной связи, которая говорит: 'А вот в этой ситуации ты другой, ты совсем не такой!'

Разрешение когнитивного диссонанса по механизму вытеснения нелицеприятного приносит облегчение в актуальной ситуации, но лимитирует развитие личности во многих сферах, в  том числе профессиональной.

Вытеснение реальности проявляется в забывании имен, лиц, ситуаций, событий прошлого, которые  сопровождались переживаниями негативных эмоций. И не обязательно вытесняется  образ неприятного человека. Это  лицо может быть вытеснено только потому, что оно было невольным  свидетелем неприятной для меня ситуации. Я могу постоянно забывать чье-то имя, не обязательно потому, что человек  с этим именем мне неприятен, а  просто фонетически это имя схоже  с именем человека, с которым у  меня были сложные взаимоотношения  и т.п.

Вытеснение  требований и предписаний Сверх-Я

В этом случае вытесняется  также нечто неприятное, но связанное  с чувством вины. Переживание вины - это санкция со стороны Сверх-Я за совершение некоего поступка или даже за саму мысль совершить нечто 'ужасное'

У вытеснения работающего против Сверх-Я, могут быть два следствия: первое - это вытеснение удается, чувство вины снимается, вновь возвращается психологическое благополучие, комфорт, но ценой этого благополучия является нравственное падение личности.

Второе следствие  в работе вытеснения против Сверх-Я - это невротические реакции, в частности всевозможные фобии (страхи).

Грозное Сверх-Я, допустив вытеснение чувства вины, 'наказывает' ее болезнью.

Работа  по преодолению вытеснения

Фрейд говорил о  том, что 'без какой-либо амнезии  не бывает невротической истории  болезни', другими словами: в основе невротического развития личности лежат  вытеснения самых разных уровней. И  если продолжить цитировать Фрейда, то можно сказать, что 'задачей лечения  является устранение амнезии'. Но как  это сделать?

Основная, профилактическая стратегия работы с психологической  защитой - это 'выяснение всех загадочных аффектов психической жизни', демистификация 'таинственных' психических феноменов, а это предполагает повышение уровня своей научно-психологической осведомленности.

Полученные психологические  знания и приобретенный психологический  язык становятся инструментом обнаружения, распознания и обозначения того, что влияло на состояние и развитие личности, но о чем личность не знала, не ведала, о чем она не подозревала.

Профилактикой также  является разговор с другим человеком (можно психологом), кому можно поведать о своих неисполненных желаниях, о прошлых и настоящих страхах  и тревогах. Постоянная вербализация (проговаривание) не дает возможности  этим желаниям и страхам 'соскользнуть' в область бессознательного, откуда их трудно вытащить.

В общении с другим человеком можно научиться выдержке, мужеству узнавать от других о себе (хорошо бы перепроверить услышанное). Желательно сообщить, как воспринялась эта информация о себе, что ощущалось, чувствовалось.

Можно вести дневник. Заносить в дневник надо все, что  приходит в голову, не стараясь красиво  оформить свои мысли и переживания.

Вытеснение иногда дает о себе знать в разного  рода описках, оговорках, сновидениях, 'глупых' и 'бредовых' мыслях, в немотивированных поступках, неожиданных забываниях, провалах памяти относительно самых  элементарных вещей. И следующая работа как раз состоит в сборе такого материала, в раскрытии смысла этих бессознательных посланий в попытке получить ответ: какую весть несет вытесненное в этих прорывах к осознанию.

Оглушение

Все описанные три  вида вытеснения (вытеснение влечений, вытеснение реальности, вытеснение требования Сверх-Я) - это спонтанные, 'естественные' и как правило бессознательно протекающие способы психозащитного разрешения сложных ситуаций.

Очень часто 'естественная' работа вытеснения оказывается малоэффективной: либо энергия влечения чрезвычайно  велика, либо информация извне слишком  значима и трудно устранима, либо угрызения совести обладают большей  императивностью, либо это действует  все вместе.

И тогда человек  начинает использовать дополнительные искусственные средства по более 'эффективной' работе вытеснения. В данном случае речь идет о таких сильнодействующих  на психику средствах, как алкоголь, наркотики, фармакологические вещества (психотропные, аналгетики), с помощью  которых человек начинает выстраивать дополнительные искусственные фильтры и преграды перед желаниями Оно, совестью Сверх-Я и тревожной аверсивной информацией реальности.

При оглушении, какое  бы средство ни применялось, происходит только изменение психических состояний, а проблема не решается. Более того, возникают новые проблемы, связанные  с использованием этих средств: появляется физиологическая зависимость, психологическая  зависимость.

Информация о работе Защитные механизмы подростков