Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 22:52, контрольная работа
В каждом возрастном периоде общение имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно-мотивационной сферы.
Общение на всем протяжении жизни человека занимает чрезвычайно важное место. В младенчестве (непосредственно-эмоциональное общение с матерью), подростковом возрасте (интимно-личностное общение со сверстниками) и молодости (общение в сфере семейных отношений) оно является ведущей деятельностью, т.е. самой значимой стороной жизни.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Начиная с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых.
Уральский гуманитарный институт
факультет психологии
Застенчивость как специфическая трудность межличностного общения.
В каждом возрастном периоде общение имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно-мотивационной сферы.
Общение на всем протяжении жизни человека занимает чрезвычайно важное место. В младенчестве (непосредственно-эмоциональное общение с матерью), подростковом возрасте (интимно-личностное общение со сверстниками) и молодости (общение в сфере семейных отношений) оно является ведущей деятельностью, т.е. самой значимой стороной жизни.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Начиная с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых.
В период полового созревания на фоне внешних физиологических изменений подросток может испытывать смущение, неловкость в общении с лицом противоположного пола или в таких ситуациях, где он хотя бы ненадолго становится центром всеобщего внимания. Такого человека мы можем назвать застенчивым.
Застенчивость - это свойство личности, которое приводит к определенным трудностям и напряжению в общении с незнакомыми людьми или в некоторых ситуациях взаимодействия. Застенчивость проявляется как неудовлетворительная саморегуляция, недостаток легкости, спонтанности и раскованности. Характерными внешними проявлениями являются относительно высокая степень напряженности и импульсивности; застенчивый человек смотрит исподлобья, специфические позы выдают зажатость и скованность.
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.
Отношения с взрослыми, прежде всего с родителями, - значимая сфера отношений подростков. Влияние родителей уже ограничено - ими не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, подростки испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка.
Общение со сверстниками у подростков эмоционально. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на не учебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок.
Застенчивость может быть временным проявлением (возрастная и ситуативная застенчивость) и постоянной личностной чертой. Возрастная (подростковая и юношеская) застенчивость возникает в период активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей, формирования половой позиций, повышения субъективной значимости общения с представителями противоположного пола.
Значительная внутренняя нестабильность периода полового созревания вместе с необходимостью активного освоения социальных ролей приводит к снижению уверенности в себе, появлению нерешительности, скованности, повышенного самоконтроля.
Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную застенчивость, т.к. причинами ее возникновения могут быть разнообразные социальные факторы. Она поддается коррекции вплоть до полного преодоления при благоприятном стечении обстоятельств: удачный брак, профессиональный успех, психическое и нервно психическое здоровье, удовлетворения основных социальных и личностных потребностей.
Категория застенчивых людей неоднородна. В нее входят особо застенчивые (испытывающие напряжение, неловкость, не свободу в большинстве социальных ситуаций исключения составляют только ситуации общения с близкими, родными, друзьями или хорошо знакомыми людьми); адаптированные застенчивые (те, кто выработал индивидуальные способы саморегуляции и снятия напряженности во многих ситуациях, ранее вызывавших напряжение, удовлетворительно справляется с трудностями) и по ряду признаков (замкнутость, низкое самоуважение, аустичность) - те люди, которых правильнее снести к категории «псевдозастенчивых».
С застенчивостью надо научиться жить. Застенчивые люди вырабатывают собственные приемы саморегуляции; довольно часто их отличает относительная пунктуальность и педантичность.
Консультация.
Старший подростковый и юношеский возраст, пожалуй, самый трудный и для родителей, и для учителей, и для психолога-консультанта. В этот период начинается внутреннее психологическое отделение ребенка от семьи, появляется независимость его самооценки от оценки родителей, обостряются все скрытые и явные конфликты между членами семьи.
Центральная задача подросткового возраста — это самоопределение. Его главным признаком является потребность занять позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире (понять себя и свои возможности, свое место и назначение в жизни). Психологические проблемы подростка связаны, прежде всего, с самоопределением в сексуальной, интеллектуальной, личностной, эмоциональной и социальной сферах. Для этого возраста характерны поиск понимания, постоянная готовность к контактам, потребность получить «подтверждение» со стороны другого. Соответственно, проблемы подростков относятся чаще всего к сфере взаимоотношений — в группе сверстников, с лицами противоположного пола, с родителями, учителями. Частыми причинами также являются проблемы, касающиеся самосознания и трудностей в учебе.
Сегодня многие родители уже понимают, что различные нарушения в развитии их детей вызваны ошибками в воспитании. Некоторые родители не уверены, правильно ли они воспитывают детей.
Важные факторы успешного консультирования — участие обоих родителей (в случае полной семьи) и отношение к терапии самого подростка.
В ряде случаев консультант должен обеспечить психологическую поддержку, которая в реальных жизненных отношениях отсутствует или имеет искаженные формы, принять на себя роль посредника, содействовать восстановлению нормальных связей с миром. В дальнейшем эта функция сходит на нет, ее передают близким людям, учителям, сверстникам, старшим товарищам. Консультант может выступать и в роли тренера — обучать подростка навыкам общения, приемам саморегуляции, самопознания. Иногда актуальна и профконсультация.
В основе индивидуальной работы с подростками лежат принципы диалогического общения, равноправные отношения с целью совместного изучения конкретной ситуации и ее совместного разрешения. Эффективность консультирования в этом возрасте во многом зависит от способности психолога стимулировать внутренний диалог, который рассматривается как важнейший фактор развития. Затем необходимо перевести его в диалог внешний.
Индивидуальное консультирование подростков в основном проводится в форме разговорной терапии, т. е. именно речь (а не игра, как у детей помладше) служит средством для восстановления психологического здоровья. При этом особое значение приобретают такие аспекты взаимоотношений между подростком и консультантом, как полное принятие подростка таким, какой он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и в то же время быть самим собой. Подросток очень точно чувствует любую фальшь в поведении взрослых, поэтому только абсолютная правдивость консультанта поможет установить контакт.
Предлагаю несколько заданий, рекомендованных Ф. Зимбардо для постепенного преодоления застенчивости.
Глядя в зеркало.
Упражнение на самовосприятие. Встаньте перед зеркалом и смотритесь в него не менее 10 минут. Внимательно рассмотрите все части Вашего тела. Что Вы увидели? Что в Вас самое лучшее? Как бы Вы описали себя незнакомому человеку, которому предстоит, например, встретить Вас на вокзале?
Представьте, что Вы себя видите впервые. Каково Ваше первое впечатление? Что нужно для того, чтобы это впечатление было лучше? Какова Ваша самая неприятная внешняя особенность? Представьте, что эта черта сильна до безобразия. А теперь рассмейтесь над получившимся образом как над отражением в кривом зеркале.
Если вы не против, рассмотрите себя обнаженным. Сначала - в зеркале, а потом рассмотрите непосредственно свое тело. Какие части тела вас удовлетворяют? Какие нуждаются в усовершенствовании? От каких внешних черт вы бы отказались? Что бы хотели взамен?
Рисуем автопортрет.
Это занятие поможет Вам лучше понять, как Вы воспринимаете самого себя. Возьмите большой лист бумаги, набор цветных карандашей и нарисуйте себя в любой манере. Изображение может претендовать на точность или же быть символическим. Изобразить можно свое лицо, или себя в полный рост, в одежде или без неё. Дайте своему рисунку название (проделайте всё это, прежде чем двигаться дальше).
Занимает ли Ваш рисунок все пространство листа? Выполнено ли изображение резкими отрывочными линиями? Не отсутствуют ли какие-то части тела? Какие? Может быть какие-то замаскированы или изображены не пропорционально? Одеты Вы на рисунке или обнажены? Можно ли его показать другим? Какие преобладают цвета? Выражено ли какое-то чувство? Какое? (Какие?) Не чувствуете ли Вы, что что-то скрыли? На изображении Вы находитесь в покое или в действии? Получилась ли у Вас одинаковая фигура или же она изображена на каком-то фоне?
Острый диалог.
Составьте список всех людей, которые отвергают Вас или в обществе которых испытываете застенчивость. Поставьте напротив друг друга два стула. Сядьте на один стул вообразите, что на другом сидит номер первый из Вашего списка. Обращаясь к нему, выскажите всё, что связано с проблемой Вашей застенчивости. Потом пересядьте на его стул и попытайтесь ответить с его точки зрения. Вернитесь на «свое» место и проделайте то же самое относительно другого человека. И так далее.
Если б я не был застенчив...
Устройтесь поудобнее и закройте глаза. Представьте себе человека или ситуацию, вынуждающую Вас испытывать застенчивость. Не упустите никаких подробностей - ни одного слова и жеста.
А теперь представьте, как бы вы себя в этой ситуации повели, не будь Вы застенчивы? Что бы Вы сделали? Что бы Вы сказали? Чем бы все кончилось? Пробуждайте в себе это положительный образ ежедневно в течение недели. Когда в следующий раз Вам придется реально столкнуться с этой ситуацией, восстановите в сознании свой положительный образ. И вести себя постарайтесь соответственно.
Информация о работе Застенчивость как специфическая трудность межличностного общения