Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:44, биография
Блю́ма Ву́льфовна Герштейн родилась 9 ноября (по новому стилю), 1901 года в литовском городе Пренай. 110-летний юбилей приурочен к настоящему моменту, поскольку во всех биографиях Блюмы Вульфовны годом ее рождения называется 1900-й. Сама Блюма Зейгарник не придавала значения своему возрасту: «Разве это важно? Годом больше – годом меньше…». Она в принципе не придавала большого значения формальностям и всегда принимала живое участие в происходящем.
Знакомство с мужем.
Учеба и знакомство с Куртом Левиным.
«Эффект Зейгарник»
Переезд в Россию и знакомство со вторым главным учителем.
Удар в семье Зейгарник.
Работа в городе Кисегач.
«Снова в Москву».
Отстранение от заведования лабораторией.
Очередная диссертация.
110-летие Зейгарник и воспоминания учеников, коллег и родственников.
Список используемой литературы.
Волгоградский
государственный социально-
Волгоград 2012 год
Содержание:
Блю́ма Ву́льфовна Герштейн родилась 9 ноября (по новому стилю), 1901 года в литовском городе Пренай. 110-летний юбилей приурочен к настоящему моменту, поскольку во всех биографиях Блюмы Вульфовны годом ее рождения называется 1900-й. Сама Блюма Зейгарник не придавала значения своему возрасту: «Разве это важно? Годом больше – годом меньше…». Она в принципе не придавала большого значения формальностям и всегда принимала живое участие в происходящем.
Хрупкая женщина, едва видимая из-за кафедры во время чтения лекций, вместе с тем она была очень мужественной.
В 17 лет, будучи нацеленной на получение высшего образования, она освоила программу, которой в то время обучали только в мужских гимназиях. Готовясь в университет, она проводила много времени в библиотеке, где и познакомилась с Альбертом Зейгарником, который в скором времени стал ее мужем, когда Блюме Герштейн исполнилось 18 лет.
Вместе с ним она уезжает в Берлин, где с 1922 года учится на философском факультете Берлинского университета. Из читающихся в университете лекций Блюма Зейгарник больше всего любила посещать курсы, имеющие непосредственное отношение к психологии. Особенные отношения у нее завязались с Куртом Левиным: «С теми, кто становился его учениками, он постоянно общался вне стен университета. Сквозь призму психологических проблем шли беседы и о художественной литературе. Его школа стала как бы своего рода семьей, о которой он заботился». Под руководством Курта Левина Блюма Вульфовна и пишет свою дипломную работу под названием «Запоминание законченных и незаконченных действий».
Одновременно с занятиями у Левина Блюма Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и по эстетике М. Дессуара. Приблизительно в 1925, после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные. Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определенное время решать ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти (гипотеза в духе школы К. Левина, под руководством которого проводился эксперимент). Было показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1,9. Таким образом, результат отличается почти в 2 раза.
В 1931 году Блюма Зейгарник вместе с мужем приехала в новую, постреволюционную Россию и начала свою работу в институте высшей нервной деятельности. Здесь она знакомится со вторым главным учителем в своей жизни – Львом Семеновичем Выготским. Его, и Курта Левина Блюма Вульфовна считала величайшими психологами своего времени. Вспоминая о Выготском, Блюма Зейгарник говорит слова, которые могут взволновать любого, кто имеет о нем представление: «У него была очень тяжелая жизнь. Его обвиняли в том, что он не марксист, хотя он был настоящим марксистом. Он тяжело переживал, что его не понимают. И фактически он убил себя. Точнее: он сделал все, чтобы не жить».
В 1940 году жизнь наносит семье Зейгарников удар. Альберт Зейгарник был арестован по обвинению в шпионаже в пользу фашисткой Германии. Затем его расстреляют. Блюма Вульфовна останется с двумя детьми на руках. Тогда громадную поддержку ей будет оказывать ближайшая подруга – Сусанна Яковлевна Рубинштейн.
В 1941 году Блюму Зейгарник направляют в филиал клиники нервных болезней в город Кисегач. Ее основная работа там была нацелена на восстановление психической и соматической деятельности военных после ранения в голову. На базе исследований того времени Блюма Вульфовна подготовила диссертационную работу, которая была украдена. Однако в силу ли своей скромности, или по причине страха быть обвиненной в плагиате, она уничтожила все черновики. Другая же часть исследований того периода представляет крайний интерес для нейропсихологов, однако опубликована по политическим причинам быть не могла.
В 1943 году Блюма Вульфовна возвращается в Москву. В разграбленной квартире не осталось практически ничего. Была уничтожена даже домашняя библиотека. После многочисленных унижений квартира была возвращена, и Блюма Вульфовна стала налаживать свой быт заново. С работой также было непросто: она была вынуждена уйти из ЦНИИ Психиатрии, где после возвращения Блюма Зейгарник вновь стала работать. В тот период огромную роль в сохранении ее жизни и жизни ее детей принял Дмитрий Евгеньевич Мелехов – директор НИИ Психиатрии. На работу она вернулась только после смерти Сталина.
В ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Б. В. Зейгарник была отстранена от заведования лабораторией (1950) и в 1953 году уволена из лаборатории; восстановлена в должности заведующей патопсихологической лабораторией в 1957 году и проработала в ЦНИИ психиатрии до 1967 года.
К 1958 году она написала третью диссертацию, и ей была присвоена степень доктора педагогических наук, а в 1965 году – звание профессора по специальности психология. Приблизительно в это же время она начинает работать в МГУ, выходят в свет ее монографии. В МГУ Блюма Вульфовна проработала до конца жизни, оставаясь преданной науке и людям.
Блюма Вульфовна была добрым, скромным открытым, увлекающимся человеком, всегда внимательным к радостям и бедам других людей. Андрей Владимирович Зейгарник, рассказывая о жизни своей бабушки, закончил такими словами: «Так прошла жизнь этого человека, полная испытаний на прочность и горести, а в тоже время и радости за сделанное дело, радости встреч с замечательными людьми и радости знания настоящей, великой дружбы».
В честь 110-летия со дня рождения Б.В. Зейгарник, сотрудниками Клинической Кафедры факультета Психологического Консультирования МГППУ был организован круглый стол, на котором выступили бывшие ученики, коллеги и родственники Блюмы Вульфовны, и подготовлено торжественное открытие аудитории имени Б.В. Зейгарник.
А.Б. Холмогорова, бывшая студентка и аспирантка Блюмы Вульфовны, написавшая под её руководством кандидатскую диссертацию на тему «Нарушения рефлексивной регуляции познавательной деятельности при шизофрении» сказала, что актуальность идей и открытий отечественной психологии вообще и Б.В. Зейгарник в частности (например, таких как связь аффекта и интеллекта, идеи опосредствования) не только не уменьшается, но растёт и получает всё большее признание в мировом профессиональном сообществе. Алла Борисовна подчеркнула особую деликатность, открытость и доброту своего учителя, по её словам, Блюма Вульфовна всегда создавала вокруг себя простую естественную обстановку, что может быть проиллюстрировано рассказанным Аллой Борисовной случаем: когда она, привезла знакомиться к Блюме Вульфовне своего будущего мужа, В.К. Зарецкого, Блюма Вульфовна сначала предложила им чаю, затем посмотрела внимательнее на Виктора Кирилловича и сказала: «А может быть водочки? У меня есть, на компрессы!», значительно разрядив этим атмосферу.
Борис Сергеевич Братусь ученик Б.В. Зейгарник отметил роль учителей в жизни человека, повторив слова Блюмы Вульфовны: «никто не может назвать кого-то своим учеником, но можно сказать о ком-то, что он твой учитель». Однако он отметил, среди плеяды учителей его поколения Блюму Вульфовну выделяла особая мудрость и глубокое сострадание к окружавшим её людям, следовавшие из её трагически сложившейся жизни.
Печникова Леонора Сергеевна отметила особое отношение Блюмы Вульфовны к окружавшим её людям – демократизм, сострадание, интерес, теплота и «откликаемость» к любому человеку: профессору, лаборанту, шофёру, студенту, мгновенная отзывчивость на их проблемы, а также её особое отношение к больным, с которыми она работала – глубоко эмпатичное, доброжелательное и открытое.
Валентина Васильевна Николаева, написавшая кандидатскую диссертацию под руководством Б.В. Зейгарник на тему «Внутренняя картина болезни при некоторых психических заболеваниях», также поделилась своими впечатлениями от личного и профессионального контакта со своим учителем. Валентина Васильевна отметила такую маленькую особенность Блюмы Вульфовны как её уверенное рукопожатие «маленькой энергичной руки», в котором как в увеличительном стекле отражался весь характер этой женщины, её неповторимое обаяние и интерес к каждому человеку; этот интерес к каждому человеку во всех его проявлениях и качествах выступающая назвала центральным интересом в личной и профессиональной жизни своего учителя.
Очень ёмкую характеристику личности Блюмы Вульфовны дал её бывший студент Дмитрий Алексеевич Леонтьев, сказав, что ей была свойственна «человечность, не замутнённая профессионализмом», расширив эту характеристику, Дмитрий Алексеевич отметил, что с Блюмой Вульфовной «было всегда тепло находиться, она создавала атмосферу вокруг себя, с одной стороны очень осмысленную, с другой стороны очень тёплую и расслабляющую».
Владимир Альбертович Зейгарник, ее сын, представил Блюму Вульфовну несколько с другой стороны, нежели её коллеги и ученики, как очень строгую, но справедливую маму, много времени и сил уделявшую своим детям и внукам. Владимир Альбертович рассказал, о её высоком авторитете вреди его сотрудников, многие из которых часто звонили и приходили за консультацией и советом.
Галина Юрьевна Зейгарник, после обучения на факультете психологии МГУ уехавшая учиться в Америку, отметила особо высокое качество обучения психологии в университете, в котором преподавала её бабушка и уникальное место культурно-исторической теории Л.С. Выготского, учителя Блюмы Вульфовны, в мировой психологии. Галина Юрьевна рассказала, что Блюма Вульфовна занимала особое место в её жизни, и что с ней можно было обсудить вещи, о которых больше было не с кем поговорить, например, вопросы взаимоотношения полов, а также послушать от бабушки занимательнейшие истории о венских психоаналитиках и их экспериментах.