Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 00:30, доклад
В настоящее время остро стоит проблема жестокого обращения с детьми. Сложившиеся социально-экономические условия в нашем мире, в целом, нарушение структуры семьи обострили взаимоотношения между родителями и детьми. Увеличение асоциальных семей: социальная изоляция, семьи с низким уровнем дохода, алкоголизм, наркомания, эмиграция - все это породило общую агрессию, и гнев в обществе. И в детско-родительских взаимоотношениях. Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимаются любые действия или бездействие по отношению к несовершеннолетнему ребенку со стороны родителей, или других лиц в результате этого нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода.
ЭССЕ на тему:
« Жестокое обращение с детьми – социально-психологические последствия».
В настоящее время остро стоит проблема
жестокого обращения с детьми. Сложившиеся
социально-экономические услови
Виды жестокого обращения с детьми: пренебрежение основными нуждами ребенка, физическое, сексуальное, психологическое насилие.
Пренебрежение основными нуждам
Эта форма насилия может быть определена как состояние, когда ребенок из-за недобросовестного выполнения своих обязанностей родителями или лицами, их заменяющими.Ребенок испытывает нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.
Физическое насилие.
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями, или другими взрослыми, в результате этого у ребенка возникают нарушения физического и/или психологического здоровья и развития, либо наступает летальный исход. Физическое насилие может быть однократным или постоянным.
Практически все родители, допускающие физическое насилие по отношению к детям, сами подвергались такому же воздействию в детстве. Они отождествляют себя с насильником и с идеей о том, что наказание является единственной эффективной дисциплинарной мерой. Обычный аргумент у таких родителей: «Меня тоже в детстве били, и я очень благодарен своим родителям, что они сделали из меня человека».
Сексуальное насилие.
Сексуальное насилие или развращение - это вовлечение ребенка с его согласия или без согласия, вступать в прямые или непрямые акты сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. В результате таких действий наносится вред физическому и психическому здоровью ребенка, его психосексуальному развитию и появляются отклонения в поведении, а так же затрудняющие социальную адаптацию.
Психологическое (эмоциональное) насилие.
Под эмоциональным (психологическим) насилием понимается однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию.
Психологическое насилие над ребенком, как правило, выявляется в ходе работы с семьей, обратившейся по поводу различных проблем поведения ребенка, например, воровства, а также плохой успеваемости и других причин.
Последствия жесткого обращения с детьми.
Психологические нарушения:
Неудовлетворительная забота о детях, пренебрежение их основными нуждами, любой вид насилия над детьми являются, в конечном итоге, примерами искаженных взаимоотношений между родителями (или людьми, их заменяющими) и детьми, находящимися под их опекой.
Ученые, исследовавшие проблемы жестокого обращения с детьми, и практики, работавшие с пострадавшими и их семьями, обратили внимание на то, что семейное насилие, особенно чад детьми, имеет тенденцию воспроизводиться из поколения в поколение. Примерно 25 % людей, которые подвергались жестокому обращению в детстве, сами, будучи родителями, допускали насилие по отношению к своим собственным детям.
Нарушение структуры и функции семьи:
С неудовлетворенными в детстве потребностями у людей связаны страх, гнев, фрустрация, агрессивность, импульсивность, эпатирующее поведение, с которыми они не научились справляться. Семьи, которые они создают, отражают все проблемы и противоречия, связанные с их личностными особенностями, неумением понимать других членов семьи и строить внутрисемейные отношения. Такие люди чувствуют себя нелюбимыми, нежеланными, несостоятельными родителями. Это еще более усиливает чувство неуверенности в собственных силах, низкую самооценку, неумение не только защитить своих детей, но и даже распознать, что ребенок подвергается насилию, вследствие чего насилие может длиться годами.
Социально-экономические факторы:
В семьях, находящихся за чертой бедности, дети могут быть лишены полноценного питания, они могут не иметь красивых игрушек и одежды, как дети из материально обеспеченных семей, им могут быть недоступны некоторые виды медицинской помощи или учеба в привилегированных образовательных учреждениях. В семьях с низким достатком, наличием безработных членов семьи, дети часто становятся мишенями для выплескивания отрицательных эмоций взрослых - гнева, отчаяния - в виде различных форм насилия. Таким образом, социально-экономические факторы опосредуются через психологический дискомфорт, стресс, агрессию.
По данным зарубежных исследователей, сексуальное и психологическое насилие с одинаковой частотой встречаются как в обеспеченных, так и в бедных семьях. Рост различных проявлений насилия по отношению к детям наблюдается в периоды резких общественных и социально-экономических перемен в обществе.
Гораздо важнее другой аспект влияния социальных факторов на частоту насилия в отношении детей: в странах, где есть система социальной поддержки детей и семей, находящихся в кризисных ситуациях, нет выраженной корреляционной связи между ростом социальной напряженности и насилием в отношении детей. То есть доступ семей к таким службам, как охрана материнства и детства, кризисные и семейные центры, службы для оказания помощи, пострадавшим от насилия и др., обеспечивает защиту наиболее уязвимых слоев населения.
Культурные аспекты.
Жестокое обращение с детьми может быть связано с практикой воспитания детей, которая существует в данной культуре.
Различные культуры или субкультуры
используют разные приемы воспитания
детей и допускают разные методы
наказания в случаях
Последствия насилия или
пренебрежения основными
Таким образом, при отсутствии
психологической коррекции
Жестокое обращение с несовершеннолетними
в последствие наносит серьезный ущерб
для здоровья, развития и социализации
ребенка, а так же угроза жизни ребенка
или даже смерть.
Жестокое обращение с несовершеннолетними
делиться на физическое и психологическое
насилие.
Под физическим насилием понимается, не
только нанесение ребенку родителями
или воспитателями или другими иными лицами
физических травм, которые причиняют ущерб
здоровью ребенка, нарушают его развитие
и лишают жизни. Но и есть физические наказания,
которые в некоторых семьях применяются
в качестве дисциплинарных мер, начиная
от подзатыльников и шлепков до порки
ремнем. Нужно осознавать, что физическое
насилие – это действительно физическое
нападение оно почти, всегда сопровождается
словесными оскорблениями и психической
травмой. Под жестоким обращением с детьми
при помощи физического насилия понимаются
истязания в виде избиении, нанесение
ударов, пощечин, и т.д. Кроме этого в понятие
физического насилия включается так же
вовлечение ребенка в употребление наркотиков,
алкоголя, а так же дачу ему отравляющих
веществ или медицинских препаратов. Многие
авторы отдельно рассматривают попытки
убийства ребенка, в том числе через удушение
или утопление.
Следует отметить, что абсолютно все авторы
рассматривают сексуальное насилие или
совращение, как отдельную категорию жестокого
обращения с детьми, поскольку в данном
случае физическое воздействие в первую
очередь оказывает серьезное воздействие
на психику ребенка. Под сексуальным насилием
понимается – использование ребенка взрослым
или иным ребенком для удовлетворения
сексуальных потребностей или получения
выгоды. К сексуальному развращению относятся
также вовлечение ребенка в проституцию,
порнобизнес.
С психологической точки зрения жестокое
обращение с детьми – это эмоциональное
насилие, под которым понимается постоянное
или временное словесное оскорбление
ребенка, угрозы со стороны родителей,
опекунов, учителей, воспитателей, унижение
его человеческого достоинства, обвинение
его в том, в чем он не виноват, демонстрация
нелюбви, неприязни к ребенку. К этому
типу насилия относятся также постоянная
ложь, обман ребенка (в итоге чего он утрачивает
доверие к взрослому), а также предъявляемые
к ребенку требования, не соответствующие
возрастным возможностям.
Пренебрежение интересами и необходимостями
ребенка – отсутствие должного обеспечения,
главных нужд и потребностей ребенка в
еде, одежде, жилье, воспитании, образовании,
медицинской помощи со стороны родителей
или лиц, их заменяющих, в силу объективных
причин и без таковых вообще. Семья занимает
значимое место в формировании личности
ребенка, поэтому одним из проявлений
жестокого обращения с детьми является
отсутствие любви к ребенку в семье, в
первую очередь это относится к матери.
Так даже отсутствие у женщины любви к
ребенку, когда он еще находится в материнской
утробе, т.е. к ребенку от нежеланной беременности
во многом отражается на формировании
плода. Будучи эмоционально отвергнутыми
еще до рождения, такие дети рождаются
раньше срока в два раза чаще по сравнению
к детьми от желанной беременности, они
чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют
в первые месяцы жизни, хуже развиваются.
Любой вид жестокого обращения с детьми
ведет к самым разнообразным последствиям,
но их все объединяет одно - ущерб здоровью
ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными
последствиями для здоровья являются:
потеря или ухудшение функции какого-либо
органа, развитие заболевания, нарушение
физического или психического развития.
Из 100 случаев физического насилия над
детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью
жертвы насилия. Последствиями физического
насилия являются синяки, травмы, переломы,
повреждения внутренних органов: печени,
селезенки, почек и др. Требуется время,
чтобы залечить эти повреждения, но еще
больше времени и усилий требуется для
того, чтобы залечить душевные раны, психику
ребенка, пострадавшего от побоев.
Дети, подвергшиеся жестокому обращению,
часто отстают в росте, массе, или и в том
и другом от своих сверстников. Они позже
начинают ходить, говорить, реже смеются,
они значительно хуже успевают в школе,
чем их одногодки. У таких детей часто
наблюдаются "дурные привычки": сосание
пальцев, кусание ногтей, раскачивание,
др. Да и внешне дети, живущие в условиях
пренебрежения их интересами, физическими
и эмоциональными нуждами, выглядят по-иному,
чем дети, живущие в нормальных условиях.
Практически все дети, пострадавшие от
жестокого обращения и пренебрежительного
отношения, пережили психическую травму,
в результате чего они развиваются дальше
с определенными личностными, эмоциональными
и поведенческими особенностями, отрицательно
влияющими на их дальнейшую жизнь.
В настоящее время существуют различные психологические центры помощи детям и взрослым, пострадавшим от насилия. Но если взрослый может обратиться за помощью в такой Центр, то ребенок очень часто боится рассказать о своем горе кому-то из близких или друзей, не говоря уже о специалистах.
Список литературы
Информация о работе Жестокое обращение с детьми – социально-психологические последствия