Жестокое обращение с детьми – социально-психологические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 00:30, доклад

Описание работы

В настоящее время остро стоит проблема жестокого обращения с детьми. Сложившиеся социально-экономические условия в нашем мире, в целом, нарушение структуры семьи обострили взаимоотношения между родителями и детьми. Увеличение асоциальных семей: социальная изоляция, семьи с низким уровнем дохода, алкоголизм, наркомания, эмиграция - все это породило общую агрессию, и гнев в обществе. И в детско-родительских взаимоотношениях. Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимаются любые действия или бездействие по отношению к несовершеннолетнему ребенку со стороны родителей, или других лиц в результате этого нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода.

Файлы: 1 файл

эссе.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

 

ЭССЕ  на тему:

« Жестокое обращение с детьми – социально-психологические последствия».

В настоящее время остро стоит проблема жестокого обращения с детьми. Сложившиеся социально-экономические условия в нашем мире, в целом, нарушение структуры семьи обострили взаимоотношения между родителями и детьми. Увеличение асоциальных семей: социальная изоляция, семьи с низким уровнем дохода, алкоголизм, наркомания, эмиграция - все это породило общую агрессию, и гнев в обществе. И в детско-родительских взаимоотношениях.  Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимаются любые действия или бездействие по отношению к несовершеннолетнему ребенку со стороны родителей, или других лиц  в результате этого нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода.

Виды жестокого обращения с детьми: пренебрежение основными нуждами ребенка, физическое, сексуальное, психологическое насилие.

Пренебрежение основными нуждами ребенка.

Эта форма насилия  может быть определена как состояние, когда ребенок из-за недобросовестного  выполнения своих обязанностей родителями или лицами, их заменяющими.Ребенок испытывает нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.

Физическое  насилие.

Физическое  насилие - это преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями, или другими взрослыми, в результате этого у ребенка возникают нарушения физического и/или психологического здоровья и развития, либо наступает летальный исход. Физическое насилие может быть однократным или постоянным.

Практически все  родители, допускающие физическое насилие по отношению к детям, сами подвергались такому же воздействию в детстве. Они отождествляют себя с насильником и с идеей о том, что наказание является единственной эффективной дисциплинарной мерой. Обычный аргумент у таких родителей: «Меня тоже в детстве били, и я очень благодарен своим родителям, что они сделали из меня человека».

Сексуальное насилие.

Сексуальное насилие  или развращение - это вовлечение ребенка с его согласия или  без согласия, вступать в прямые или непрямые акты сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. В результате таких действий наносится вред физическому и психическому здоровью ребенка, его психосексуальному развитию и появляются отклонения в поведении, а так же затрудняющие социальную адаптацию.

Психологическое (эмоциональное) насилие.

Под эмоциональным (психологическим) насилием понимается однократное или хроническое  психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию.

Психологическое насилие над ребенком, как правило, выявляется в ходе работы с семьей, обратившейся по поводу различных проблем поведения ребенка, например, воровства, а также плохой успеваемости и других причин.

Последствия жесткого обращения с детьми.

Психологические нарушения:

Неудовлетворительная  забота о детях, пренебрежение их основными нуждами, любой вид насилия над детьми являются, в конечном итоге, примерами искаженных взаимоотношений между родителями (или людьми, их заменяющими) и детьми, находящимися под их опекой.

Ученые, исследовавшие  проблемы жестокого обращения с  детьми, и практики, работавшие с пострадавшими и их семьями, обратили внимание на то, что семейное насилие, особенно чад детьми, имеет тенденцию воспроизводиться из поколения в поколение. Примерно 25 % людей, которые подвергались жестокому обращению в детстве, сами, будучи родителями, допускали насилие по отношению к своим собственным детям.

Нарушение структуры и функции семьи:

С неудовлетворенными в детстве потребностями у  людей связаны страх, гнев, фрустрация, агрессивность, импульсивность, эпатирующее  поведение, с которыми они не научились справляться. Семьи, которые они создают, отражают все проблемы и противоречия, связанные с их личностными особенностями, неумением понимать других членов семьи и строить внутрисемейные отношения. Такие люди чувствуют себя нелюбимыми, нежеланными, несостоятельными родителями. Это еще более усиливает чувство неуверенности в собственных силах, низкую самооценку, неумение не только защитить своих детей, но и даже распознать, что ребенок подвергается насилию, вследствие чего насилие может длиться годами.

Социально-экономические  факторы:

В семьях, находящихся за чертой бедности, дети могут быть лишены полноценного питания, они могут  не иметь красивых игрушек и одежды, как дети из материально обеспеченных семей, им могут быть недоступны некоторые  виды медицинской помощи или учеба в привилегированных образовательных учреждениях. В семьях с низким достатком, наличием безработных членов семьи, дети часто становятся мишенями для выплескивания отрицательных эмоций взрослых - гнева, отчаяния - в виде различных форм насилия. Таким образом, социально-экономические факторы опосредуются через психологический дискомфорт, стресс, агрессию.

По данным зарубежных исследователей, сексуальное и психологическое  насилие с одинаковой частотой встречаются  как в обеспеченных, так и в бедных семьях. Рост различных проявлений насилия по отношению к детям наблюдается в периоды резких общественных и социально-экономических перемен в обществе.

Гораздо важнее другой аспект влияния социальных факторов на частоту  насилия в отношении детей: в странах, где есть система социальной поддержки детей и семей, находящихся в кризисных ситуациях, нет выраженной корреляционной связи между ростом социальной напряженности и насилием в отношении детей. То есть доступ семей к таким службам, как охрана материнства и детства, кризисные и семейные центры, службы для оказания помощи, пострадавшим от насилия и др., обеспечивает защиту наиболее уязвимых слоев населения.

Культурные аспекты.

Жестокое обращение с  детьми может быть связано с практикой  воспитания детей, которая существует в данной культуре.

Различные культуры или субкультуры  используют разные приемы воспитания детей и допускают разные методы наказания в случаях неприемлемого  поведения детей. Эти методы могут  передаваться из поколения в поколение, даже если они устарели и не соответствуют современным общественным нормам воспитания. Так, время от времени раздаются призывы вернуться к «исконно русскому средству воспитания детей» - розгам, что вступает в противоречие как с современными тенденциями ненасильственного воспитания детей, основанного на уважении ребенка, как личности, так и с законодательными нормами РФ.

Последствия насилия или  пренебрежения основными нуждами  детей можно рассматривать как  результат их травматизации. В отличие от медицинского понимания травмы как физического повреждения или нарушения целостности телесной оболочки, понятие травмы применительно к жестокому обращению с детьми расширяется. В понятие психологической травмы включаются нарушения психологического, эмоционального, когнитивного (познавательного) и социального функционирования ребенка, вызванные действиями родителей или лиц их заменяющих.

Таким образом, при отсутствии психологической коррекции отдаленные последствия перенесенного в  детстве насилия могут сохраняться долгие годы и становятся одной из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе.

 

Жестокое обращение с несовершеннолетними в последствие наносит серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, а так же угроза жизни ребенка или даже смерть. 
Жестокое обращение с несовершеннолетними делиться на физическое и психологическое насилие. 
Под физическим насилием понимается, не только нанесение ребенку родителями или воспитателями или другими иными лицами физических травм, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Но и есть физические наказания, которые в некоторых семьях применяются в качестве дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Нужно осознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение оно почти, всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Под жестоким обращением с детьми при помощи физического насилия понимаются истязания в виде избиении, нанесение ударов, пощечин, и т.д. Кроме этого в понятие физического насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов. Многие авторы отдельно рассматривают попытки убийства ребенка, в том числе через удушение или утопление. 
Следует отметить, что абсолютно все авторы рассматривают сексуальное насилие или совращение, как отдельную категорию жестокого обращения с детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие в первую очередь оказывает серьезное воздействие на психику ребенка. Под сексуальным насилием понимается – использование ребенка взрослым или иным ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес. 
С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или временное словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому типу насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в итоге чего он утрачивает доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям. 
Пренебрежение интересами и необходимостями ребенка – отсутствие должного обеспечения, главных нужд и потребностей ребенка в еде, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин и без таковых вообще. Семья занимает значимое место в формировании личности ребенка, поэтому одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие любви к ребенку в семье, в первую очередь это относится к матери. Так даже отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, т.е. к ребенку от нежеланной беременности во многом отражается на формировании плода. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются. 
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Последствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев. 
Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание,  др. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-иному, чем дети, живущие в нормальных условиях. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

В настоящее время  существуют различные психологические центры помощи детям и взрослым, пострадавшим от насилия. Но если взрослый может обратиться за помощью в такой Центр, то ребенок очень часто боится рассказать о своем горе кому-то из близких или друзей, не говоря уже о специалистах. 

 
Список литературы

  1. Алексеева И. А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствие. Помощь. 2005г.  
  2. Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми – М., Психология и Педагогика, 1994.
  3. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком.

Информация о работе Жестокое обращение с детьми – социально-психологические последствия