Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:41, реферат
«жизненные стратегии» использовалось всегда, но при различных структурных изменениях российского общества, изменялись и акценты при описании жизненных стратегий молодежи: исторически у нас в стране развитие проблематики шло «от изучения жизненных планов и программ к стратегиям».
1. Введение……………………………………………………………………………..3-4
2. Понятие и определение жизненной стратегии личности.………………………..5-7
3. Базовые жизненные стратегии……………………………………………………..8-9
4. Типология жизненной стратегии личности……………………………………….10
5. Этапы формирования жизненной стратегии личности…………………………..11-12
6. Заключение…………………………………………………………………………..13
7. Список литературы…………………………………………………………………..14
Собственно говоря, специализация людей на восприятии конкретного аспекта определяет их психологический тип и связанный с ним тип жизненной стратегии.
■ Жизненная стратегия количественного накопления. Человек, живущий в соответствии с такой стратегией, ставит перед собой количественно измеримые цели и постоянно стремится обеспечить положительный баланс количественных приобретений и потерь — не обязательно денег и имущества, но, например, и знаний.
■ Жизненная стратегия эмоционального накопления заключается в том, что человек ставит перед собой эмоционально измеримые цели и стремится обеспечить положительный эмоциональный баланс — получить как можно больше положительных эмоций и меньше отрицательных.
■ Жизненная стратегия доминирования. Человек, действующий в соответствии с данной стратегией, из нескольких альтернативных вариантов действий выберет тот, который обеспечит наибольшее доминирование (или позволит избежать подчинения), ему важно быть главным здесь и сейчас.
■ Жизненная стратегия новизны предполагает выбор наиболее нового и перспективного варианта действия из нескольких альтернативных. Человек, живущий по такой стратегии, запрограммирован на постоянный поиск нового — видов деятельности, идей и др.
Типология жизненных стратегий личности.
Приведем наиболее распространенные типы стратегий, встречающиеся в повседневной жизни. Они выделяются по ряду институциональных признаков: социально-экономическому положению, способу воспроизводства и трансляции культурных стандартов, системе регуляции и контроля, социальному характеру (коллективной ментальности), профессиональному этносу. В совокупности эти признаки образуют комплексный критерий социологической типологизации жизненных стратегий. Его содержание определяется характером социальной активности личности. Рецептивная ("приобретательская") активность является основой стратегии жизненного благополучия и ее аномальных форм - потребительско-накопительской, паразитарно-эксплуататорской и др. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает мотивационная ("достиженческая") активность, рассчитанная на общественное признание (примером служит предпринимательство). Наконец, для стратегии самореализации характерна творческая активность, направленная на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию (непризнанию). Специфика выделяемых нами типов стратегии зависит от содержания представленных в них, элементов.
Выделенные типы жизненных
стратегий имеют множество
Стратегии жизненного благополучия имеют наибольшее распространение в традиционных и кризисных обществах. Они предполагают такие условия, как низкий уровень развития производства и сферы услуг, углубляющийся экономический кризис, отсутствие демократических традиций, авторитарные формы управления. Стратегии самореализации распространены в индустриальных и постиндустриальных обществах. Носителями разных стратегий являются представители разных групп и слоев. Социальной базой стратегии успеха выступают средние слои, научно-техническая интеллигенция, предприниматели, руководители, политические деятели. Стратегия жизненного благополучия характерна для маргинальных слоев и лиц, занимающихся преимущественно физическим трудом. К сторонникам стратегии самореализации надо отнести гуманитарную интеллигенцию, деятелей литературы и искусства, духовенство.
Этапы формирования жизненной стратегии личности
Модель формирования жизненной стратегии личности включает несколько этапов:
1. Выход в рефлексивную позицию и принятие установки на формирование будущего своей собственной жизни. Для реализации установки на формирование будущего необходима проспективная рефлексия – рефлексия, опережающая и подготавливающая будущую деятельность и жизнедеятельность, способность мышления представить возможные события, действия и возможные последствия этих событий, действий. Рефлексия в единстве ретроспективной и проспективной составляющих осуществляет анализ действующих жизненных обстоятельств, условий формирования желаемого будущего, имеющихся жизненных способностей. Жизненные способности человека мы понимаем как способности сознания, включающего «Я-концепцию», самосознание, активность, а также способность к организации времени жизни; жизненные обстоятельства – это та система отношений, социально-экономические условия, в которых живет и функционирует индивид, в зависимости от жизненных способностей личность строит собственную стратегию жизни или выбирает вариант, предлагаемый обществом.
2. Выбор культурных и принимаемых человеком ценностных ориентаций. Индивидуальная иерархия жизненных ценностей личности служит важным фактором жизненных выборов на протяжении всего жизненного пути человека. Этот этап тесно связан с формированием мировоззрения личности, выражает ее предпочтения и стремления. Вслед за рефлексивным выходом, принятием установки на формирование жизненной стратегии, выбором ценностных ориентаций необходимо самоопределение человека в деятельностных позициях: целеопределения, планирования, проектирования и осуществление соответствующего комплекса деятельностей.
3. Целеопределение как процесс постановки цели (образа желаемого будущего). Происходит осознание образа предвосхищаемого будущего, на достижение которого будут направлены усилия и действия личности. Иерархия ценностей, мировоззрение, осознание собственных возможностей и условий деятельности будут определять конечную цель жизненной стратегии.
4. Планирование или конструирование системы событий для достижения желаемого будущего. Для этого этапа характерно выстраивание системы шагов по реализации жизненной цели. До достижения цели предполагается ряд событий, которые будут происходить с личностью. Для эффективной жизненной стратегии личности характерно наличие каузальных (причинных и целевых) связей между событиями, так как оно определяет связь прошлого, настоящего и будущего. На этом этапе происходит выбор способа эффективного преодоления жизненных трудностей: выбор способа поведения и принятия решений в ситуации конфликта и трудностей, а также в ситуации жизненных перемен в значительной степени определяет организацию жизненного пути и последующие изменения жизненной стратегии; для активного процесса формирования жизненной стратегии личности характерен способ преодоления конфликта или жизненного противоречия. В этом варианте представлено наличие стремления расширить
границы существующих жизненных ситуаций, человек активно меняет свое окружение, при творческом развитии происходит поиск и освоение новых областей жизни, что обогащает личность и развивает жизненную стратегию.
5. Создание структурного плана будущего жизненного пути как результат. Этот план может быть представлен системой жизненных событий (поворотных жизненных точек), которые должны произойти в будущем. В сформированной жизненной стратегии событийный план имеет протяженность временной перспективы до старости. В нем достижение одних целей не противоречит достижению других, временная направленность в будущее. Этот план является описанием способа реализации жизненной цели. Мы исходили из предположения, что в юношеском возрасте формирование жизненной стратегии происходит в соответствии с предлагаемой нами моделью, и это предположение подтвердилось в части исследования.
Заключение
Жизненная стратегия личности - это
способ сознательного
Разработана модель формирования жизненных стратегий, основные этапы которой: выход в рефлексивную позицию, выбор ценностных ориентации, целеопределение, планирование и субъективная картина жизненного пути как результат. Реализация данной модели формирования стратегий жизни основана на сформированности в юношеском возрасте необходимых личностных способностей и особенностей, как то: способность к прогнозированию, субъектность личности, способность к рефлексии и развитие мыслительной сферы личности. Данная модель была апробирована и подтверждена ее работоспособность.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер; пер. Е.А. Цыпина. – СПб.: Академический проект, 2000. – 256 с.
3. Васильева, О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека /О.С. Васильева, Е.А. Демченко // Вопросы психологии. – 2007. − №4. − С. 74–85.
4. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] /Е.И. Головаха. – Киев: Наукова Думка, 1998. – 144 с.
5. Дружинин, В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии/ В.Н. Дружинин. –М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН. – М., 2000. – 135 с.
6. Кроник, А.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути/ А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. – М.: Смысл, 2003. – 284 с.
7. Толстых, Н.Н. Использование метода мотивационной индукции для изучения мотивации и временной перспективы будущего/ Н.Н. Толстых // Психологическая диагностика. – 2005. – №3. – С.77−94.