Жизненный цикл семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

И бывалым семьянинам, и новичкам в этом деле, и просто влюбленным, пытающимся создать семью, это знакомо: отношения то теплеют, то остывают, порой, почти достигая точки вечной мерзлоты. Причем чем дальше, тем короче первые промежутки и длиннее вторые. Что происходит? Давайте попробуем заглянуть вглубь явления. Дело в том, что любая семья проходит в своем развитии определенные стадии: наша ли, иностранная ли, богатая или бедная, состоящая из супругов, впервые создавших семью, или из тех, кто женат (замужем) не первый раз.
Когда идет речь о периодах развития, кризисах в жизни человека, мы понимаем, что в фокусе внимания - отдельно взятая личность. Но разве можно проследить развитие семьи, ведь это уже как минимум две личности или более? И тем не менее семья - это система и у нее есть свой жизненный цикл.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа ЖЦС Семейная П..docx

— 38.95 Кб (Скачать файл)

В отличие от ситуативных, стрессы, связанные с кризисами  развития, в литературе определяются как "нормативные". Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье, уже не удовлетворяют возникшие у ее членов новые потребности. Исследования ЖЦС показали, что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к ранним моделям функционирования (механизм "регрессии") либо останавливаются в своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм "фиксации"). Поэтому был сделан вывод о необходимости внимательного изучения переходных периодов от одной стадии ЖЦС к другой. Нередко семейные проблемы оказываются связанными не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и фиксацией на предыдущей фазе ЖЦС.

Больше значение исследователи  придают следующим переходным периодам:

0-1. Принятие на себя  супружеских обязательств.

1-2. Освоение супругами  родительских ролей.

2-3. Принятие факта появления  в семье новой личности.

3-4. Включение детей во  внешние социальные структуры  (детские учреждения).

4-5. Принятие факта вступления  ребенка в подростковый период.

5-6. Экспериментирование  семьи с независимостью подростка.

7-8. Уход детей из семьи  и необходимость для супругов  вновь остаться вдвоем.

8-9. Принятие факта ухода  на пенсию и старости.

 

 

5. Кризисы семейной  жизни

В развитии супружеских отношений  выделяют два основных критических  периода. Первый наступает между  третьим и седьмым годами супружеской  жизни и продолжается в благоприятном  случае около года. Его возникновению  способствуют такие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении  партнера в период влюбленности и  в повседневном семейном быту; рост числа ситуаций, в которых супруги  обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию; более частые проявления отрицательных  эмоций, возрастание напряженности  в отношениях между партнерами.

Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым  и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько  лет. Его возникновение часто  совпадает: с приближением периода  инволюции, с повышением эмоциональной  неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб; с  возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей; с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне "пока еще не поздно".

При этом семья при прохождении  кризиса сталкивается с двумя  возможными результатами его исхода. Кризис является одновременно "опасностью и надеждой" - он либо приводит к  скачкообразному переходу системы  на новый, более высокий уровень  развития, требующий новых смыслов  и новых навыков; либо приводит к  разрушению системы.

Наиболее вероятными моментами, когда семья будет нуждаться  в психологической или психотерапевтической помощи для продолжения своего существования, являются как раз моменты кризисов.

 

 

6. Задачи развития  семьи

На каждой стадии жизненного цикла семьи можно выделить задачи развития. Задачи развития семьи - это  те требования, предъявляемые внешней  средой, с которыми члены семьи  и семья как система должны справиться для того, чтобы семья  могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной и сложной системой. Выделяют следующие  задачи развития семьи, начиная с  фазы молодой семейной пары без детей.

1. Молодая семья:

- дифференциация от родительской семьи; установление границ общения с друзьями и родственниками;

-  разрешение конфликта между личными и семейными потребностями.

2. Семья с маленьким  ребенком:

- реорганизация семьи для выполнения новых задач;

- поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета;

- согласование личных и семейных целей.

3. Семья с ребенком-школьником:

- перераспределение обязанностей;

- проявление участия при наличии проблем с учебой;

- распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.

4. Семья с ребенком-подростком:

- перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками;

- изменение типа родительского поведения и ролей;

- подготовка к уходу подростка из дома.

5. Семья как "стартовая  площадка" для ребенка:

- сепарация ребенка от семьи;

- корректный уход из дома;

- поступление в колледж, на военную или иную службу.

6. Семья, в основном  выполнившая свою родительскую  функцию:

- пересмотр супружеских взаимоотношений;

- пересмотр распределения обязанностей и времени;

- адаптация к уходу на пенсию.

На каждой стадии семейного  цикла родители должны не только справляться  с трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие  в супружеском взаимодействии. Семьи  должны научиться преодолевать конфликты  таким образом, чтобы каждый из ее членов мог оставаться целостной  и уважающей себя личностью. Системы, в которых один человек постоянно  занимает господствующее положение, а  другой (или другие) постоянно приносят себя в жертву, оказываются недолговечными.

 

 

7. Стадии родительства

Каждый период семейного  цикла отличается специфическими требованиями к родителям. Можно выделить 6 стадий родительства:

1. Стадия формирования  образа длится от зачатия до  рождения ребенка. Супруги пытаются  представить себе, какими родителями  они будут, оценивая свои ожидаемые  действия в соответствии с  собственными идеальными стандартами  родительского поведения.

2. Стадия выкармливания  длится примерно 2-3 года - до того  момента, когда ребенок начинает  говорить "нет". У родителей  формируется чувство привязанности  к ребенку, они научаются соизмерять  эмоциональное участие и время,  которое они отдают супругу,  друзьям, работе и т.д., с потребностями  малыша.

3.Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком примерно 5 лет. Родители оценивают свое соответствие родительской роли. На этой стадии они должны осознать, что и они, и их дети не всегда соответствуют созданному ими идеальному образу.

4.Интерпретативная стадия родительства приходится на период младшего школьного возраста детей. Родители вынуждены перепроверять и пересматривать многие из своих устоявшихся взглядов.

5.Стадия взаимозависимости приходится на подростковый возраст детей. Задачей родителей является перестроить свои властные отношения с подросшими детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться в товарищеские.

6.Стадия расставания приходится на время, когда выросшие дети покидают дом. Родителям приходится не только отпустить их, но и критически осмыслить то, какими родителями они были.

Родители, имеющие проблемы взаимодействия с детьми на какой-то одной стадии, могут вполне успешно  взаимодействовать с ними на другой стадии. Например, родители, испытавшие массу трудностей с младенцем, могут  прекрасно справляться с воспитанием  подростка и наоборот.

 

 

 

Заключение

Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закoнy гoмeocтaзa и зaкoнy paзвития. Зaкoн гoмeocтaзa глacит: "Bcякaя cиcтeмa cтpeмитcя к пocтoянcтвy, к cтaбильнocти". Для ceмьи этo oзнaчaeт, чтo oнa в кaждый дaнный мoмeнт вpeмeни cвoeгo cyщecтвoвaния cтpeмитcя coxpaнить status quo. Hapyшeниe этoгo cтaтyca вceгдa бoлeзнeннo для вcex члeнoв ceмьи, нecмoтpя нa тo, чтo coбытия мoгyт быть paдocтными и дoлгoждaнными, нaпpимep: poждeниe peбeнкa, pacпaд мyчитeльнoгo бpaкa и т.п. Зaкoн пocтoянcтвa oблaдaeт oгpoмнoй cилoй, блaгoдapя cтpeмлeнию нe дoпycтить yxoдa пoвзpocлeвшeгo peбeнкa из ceмьи и тeм caмым coxpaнить ceмeйнyю cтpyктypy poдитeли cпocoбны тepпeть любoe пcиxoпaтoлoгичecкoe пoвeдeниe тинeйджepa, к пoлнoмy изyмлeнию вcex пocтopoнниx, пpичeм этa тoлepaнтнocть нe cтoит им никaкиx зaтpaт.

Oднoвpeмeннo дeйcтвyeт Зaкoн paзвития: вcякaя ceмeйнaя cиcтeмa cтpeмитьcя пpoйти пoлный жизнeнный цикл. Былo зaмeчeнo, чтo ceмья в cвoeм paзвитии пpoxoдит oпpeдeлeнныe cтaдии, cвязaнныe c нeкoтopыми нeизбeжными oбъeктивными oбcтoятeльcтвaми. Oдним из тaкиx oбcтoятeльcтв являeтcя вpeмя. Boзpacт члeнoв ceмьи мeняeтcя и oбязaтeльнo мeняeт ceмeйнyю cитyaцию. Bмecтe c вoзpacтoм мeняютcя и зaпpocы к жизни вooбщe, и к близким людям в чacтнocти. Этo oпpeдeляeт cтиль oбщeния и, cooтвeтcтвeннo, caмy ceмью. Poждeниe peбeнкa или cмepть cтapoгo чeлoвeкa - cyщecтвeннo мeняют cтpyктypy ceмьи и ее кaчecтвo.

Ceмья кaк peкa, в кoтopyю никoгдa нeльзя вoйти двaжды.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы / Психология семьи. Хрестоматия: учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002.

2. Андреева Т.В. Семейная  психология: учеб. пособие. - СПб.:Речь, 2004., 244 с.,ISBN 5-9268-0237-7.

3. Основы психологии семьи  и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.,328с., ISBN: 5-305-00113-7.

4.Психология семейных  отношений с основами семейного  консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - М: Издательский центр "Академия", 2002.,192с.

5. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учеб. пособ. для врачей и психологов. - СПб.: Речь, 2003, 336с., ISBN 5-9268-0204-0.


Информация о работе Жизненный цикл семьи