Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:37, контрольная работа
И бывалым семьянинам, и новичкам в этом деле, и просто влюбленным, пытающимся создать семью, это знакомо: отношения то теплеют, то остывают, порой, почти достигая точки вечной мерзлоты. Причем чем дальше, тем короче первые промежутки и длиннее вторые. Что происходит? Давайте попробуем заглянуть вглубь явления. Дело в том, что любая семья проходит в своем развитии определенные стадии: наша ли, иностранная ли, богатая или бедная, состоящая из супругов, впервые создавших семью, или из тех, кто женат (замужем) не первый раз.
Когда идет речь о периодах развития, кризисах в жизни человека, мы понимаем, что в фокусе внимания - отдельно взятая личность. Но разве можно проследить развитие семьи, ведь это уже как минимум две личности или более? И тем не менее семья - это система и у нее есть свой жизненный цикл.
В отличие от ситуативных, стрессы, связанные с кризисами развития, в литературе определяются как "нормативные". Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье, уже не удовлетворяют возникшие у ее членов новые потребности. Исследования ЖЦС показали, что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к ранним моделям функционирования (механизм "регрессии") либо останавливаются в своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм "фиксации"). Поэтому был сделан вывод о необходимости внимательного изучения переходных периодов от одной стадии ЖЦС к другой. Нередко семейные проблемы оказываются связанными не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и фиксацией на предыдущей фазе ЖЦС.
Больше значение исследователи придают следующим переходным периодам:
0-1. Принятие на себя супружеских обязательств.
1-2. Освоение супругами родительских ролей.
2-3. Принятие факта появления в семье новой личности.
3-4. Включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения).
4-5. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период.
5-6. Экспериментирование
семьи с независимостью
7-8. Уход детей из семьи и необходимость для супругов вновь остаться вдвоем.
8-9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.
5. Кризисы семейной жизни
В развитии супружеских отношений
выделяют два основных критических
периода. Первый наступает между
третьим и седьмым годами супружеской
жизни и продолжается в благоприятном
случае около года. Его возникновению
способствуют такие факторы: исчезновение
романтических настроений, активное
неприятие контраста в
Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает: с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб; с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей; с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне "пока еще не поздно".
При этом семья при прохождении кризиса сталкивается с двумя возможными результатами его исхода. Кризис является одновременно "опасностью и надеждой" - он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков; либо приводит к разрушению системы.
Наиболее вероятными моментами,
когда семья будет нуждаться
в психологической или
6. Задачи развития семьи
На каждой стадии жизненного
цикла семьи можно выделить задачи
развития. Задачи развития семьи - это
те требования, предъявляемые внешней
средой, с которыми члены семьи
и семья как система должны
справиться для того, чтобы семья
могла успешно развиваться
1. Молодая семья:
- дифференциация от родительской семьи; установление границ общения с друзьями и родственниками;
- разрешение конфликта между личными и семейными потребностями.
2. Семья с маленьким ребенком:
- реорганизация семьи для выполнения новых задач;
- поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета;
- согласование личных и семейных целей.
3. Семья с ребенком-школьником:
- перераспределение обязанностей;
- проявление участия при наличии проблем с учебой;
- распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.
4. Семья с ребенком-подростком:
- перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками;
- изменение типа родительского поведения и ролей;
- подготовка к уходу подростка из дома.
5. Семья как "стартовая площадка" для ребенка:
- сепарация ребенка от семьи;
- корректный уход из дома;
- поступление в колледж, на военную или иную службу.
6. Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию:
- пересмотр супружеских взаимоотношений;
- пересмотр распределения обязанностей и времени;
- адаптация к уходу на пенсию.
На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие в супружеском взаимодействии. Семьи должны научиться преодолевать конфликты таким образом, чтобы каждый из ее членов мог оставаться целостной и уважающей себя личностью. Системы, в которых один человек постоянно занимает господствующее положение, а другой (или другие) постоянно приносят себя в жертву, оказываются недолговечными.
7. Стадии родительства
Каждый период семейного цикла отличается специфическими требованиями к родителям. Можно выделить 6 стадий родительства:
1. Стадия формирования
образа длится от зачатия до
рождения ребенка. Супруги
2. Стадия выкармливания
длится примерно 2-3 года - до того
момента, когда ребенок
3.Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком примерно 5 лет. Родители оценивают свое соответствие родительской роли. На этой стадии они должны осознать, что и они, и их дети не всегда соответствуют созданному ими идеальному образу.
4.Интерпретативная стадия родительства приходится на период младшего школьного возраста детей. Родители вынуждены перепроверять и пересматривать многие из своих устоявшихся взглядов.
5.Стадия взаимозависимости приходится на подростковый возраст детей. Задачей родителей является перестроить свои властные отношения с подросшими детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться в товарищеские.
6.Стадия расставания приходится на время, когда выросшие дети покидают дом. Родителям приходится не только отпустить их, но и критически осмыслить то, какими родителями они были.
Родители, имеющие проблемы
взаимодействия с детьми на какой-то
одной стадии, могут вполне успешно
взаимодействовать с ними на другой
стадии. Например, родители, испытавшие
массу трудностей с младенцем, могут
прекрасно справляться с
Заключение
Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закoнy гoмeocтaзa и зaкoнy paзвития. Зaкoн гoмeocтaзa глacит: "Bcякaя cиcтeмa cтpeмитcя к пocтoянcтвy, к cтaбильнocти". Для ceмьи этo oзнaчaeт, чтo oнa в кaждый дaнный мoмeнт вpeмeни cвoeгo cyщecтвoвaния cтpeмитcя coxpaнить status quo. Hapyшeниe этoгo cтaтyca вceгдa бoлeзнeннo для вcex члeнoв ceмьи, нecмoтpя нa тo, чтo coбытия мoгyт быть paдocтными и дoлгoждaнными, нaпpимep: poждeниe peбeнкa, pacпaд мyчитeльнoгo бpaкa и т.п. Зaкoн пocтoянcтвa oблaдaeт oгpoмнoй cилoй, блaгoдapя cтpeмлeнию нe дoпycтить yxoдa пoвзpocлeвшeгo peбeнкa из ceмьи и тeм caмым coxpaнить ceмeйнyю cтpyктypy poдитeли cпocoбны тepпeть любoe пcиxoпaтoлoгичecкoe пoвeдeниe тинeйджepa, к пoлнoмy изyмлeнию вcex пocтopoнниx, пpичeм этa тoлepaнтнocть нe cтoит им никaкиx зaтpaт.
Oднoвpeмeннo дeйcтвyeт Зaкoн paзвития: вcякaя ceмeйнaя cиcтeмa cтpeмитьcя пpoйти пoлный жизнeнный цикл. Былo зaмeчeнo, чтo ceмья в cвoeм paзвитии пpoxoдит oпpeдeлeнныe cтaдии, cвязaнныe c нeкoтopыми нeизбeжными oбъeктивными oбcтoятeльcтвaми. Oдним из тaкиx oбcтoятeльcтв являeтcя вpeмя. Boзpacт члeнoв ceмьи мeняeтcя и oбязaтeльнo мeняeт ceмeйнyю cитyaцию. Bмecтe c вoзpacтoм мeняютcя и зaпpocы к жизни вooбщe, и к близким людям в чacтнocти. Этo oпpeдeляeт cтиль oбщeния и, cooтвeтcтвeннo, caмy ceмью. Poждeниe peбeнкa или cмepть cтapoгo чeлoвeкa - cyщecтвeннo мeняют cтpyктypy ceмьи и ее кaчecтвo.
Ceмья кaк peкa, в кoтopyю никoгдa нeльзя вoйти двaжды.
Список литературы
1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы / Психология семьи. Хрестоматия: учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002.
2. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. - СПб.:Речь, 2004., 244 с.,ISBN 5-9268-0237-7.
3. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.,328с., ISBN: 5-305-00113-7.
4.Психология семейных
отношений с основами
5. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учеб. пособ. для врачей и психологов. - СПб.: Речь, 2003, 336с., ISBN 5-9268-0204-0.