Зигмунд Фрейд. Неофрейдизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Почему психоанализ на протяжении уже более ста лет оказывается мишенью нападок и предметом восхищения? Возможно это объясняется тем, что посвященные ему работы многих выдающихся психологов, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Содержание работы

Введение
1.Психоанализ Фрейда как основа. Ключевые понятия.
2. Неофрейдизм. Понятие. Краткая история возникновения и развития.
3. Изменения структуры психоанализа, его развитие в работах последователей Фрейда.
3.1. Юнг
3.2. Адлер
3.3. Фромм
3.4. Хорни
Выводы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр неофрейд.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

(С) Добрая  Ф.Б. 2004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

Введение

1.Психоанализ Фрейда как основа. Ключевые понятия.

2. Неофрейдизм. Понятие. Краткая история  возникновения и развития.

3. Изменения структуры психоанализа, его развитие в работах последователей  Фрейда.

3.1.  Юнг

3.2. Адлер 

3.3. Фромм

3.4. Хорни

Выводы

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Почему  психоанализ на протяжении уже более ста лет  оказывается мишенью нападок и предметом восхищения? Возможно это объясняется   тем, что посвященные ему работы  многих выдающихся  психологов, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные  вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин        душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

 

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд  является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на      все дальнейшее развитие современной психологии. Не удивительно, что         его   учение увлекло многих молодых специалистов того времени, открывших для себя эту теорию и ставших в последствии учениками Фрейда. Однако, со временем многие из них, углубляясь в процесс изучения исследуемых    явлений и развивая свои собственные изыскания в этой области, «отпали» от основной линии фрейдовского учения, занялись развитием  новых психоаналитических концепций, которые принято объединять общим понятием – «неофрейдизм».  Таким образом  возникло новое направление в психологии, представители которого, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрели базовую для него категорию мотивации. 

 

Таким образом целью данной работы является рассмотрение и        изучение такого понятия как «неофрейдизм». Предусматривается       проследить историю его возникновения и развития в работах таких известных последователей Фрейда как Карл Густав Юнг (1875--1961), Альфред Адлер (1870—1937),    Эрих Фром (1900-1980),  Карен Хорни (1885-1953).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.психоанализ Фрейда как основа. Ключевые понятия.

 

“Если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать”

Бергер.

 

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

 

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом

 З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид) /примитивная инстанция, принцип удовольствия /, Я (эго) /принцип реальности, самосохранение, контроль над инстинктами Ид/,   сверх-Я (супер-эго) /высшая инстанция, моральные и религиозные чувства, продукт влияния извне/.

Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации, замещения, проэкции и др. Влечения стремятся к разрядке, но их удовлетворение не всегда возможно.

 

Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван – либидо. В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

 

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге "Психопатология обыденной жизни" (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено.

 

Используя понятия энергетического подхода Фрейд выделил два фактора возникновения невроза – сексуальная конституция и инфантильные переживания (в них осталась фиксированной энергия либидо). Он описал пять стадий психосексуального развития, каждая из которых создает предпосылки для фиксации: Оральная стадия, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадия .  

Таким образом, возникнув в рамках психиатрии, как своеобразный подход к лечению неврозов методами «катарсиса» или самоочищения, психоанализ  постепенно  завоевал популярность  в  широких медицинских кругах, у Фрейда появились т. наз. ученики. Однако в скорости некоторые из них «отпочковывались» от основного стержня  учения, основывая новые психоаналитические течения, объединяемые в истории психологии общим термином – «неофрейдизм». О нем речь пойдет далее.

 

 

 

 

2. Неофрейдизм. Понятие. Краткая история возникновения и развития.

 

Неофрейдизм – направление в современных, преимущественно  американских, философии и психологии. Возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографи -ческой теориями. Перенося   центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных  формах поведения в духе бихевиоризма и др.). Неофрейдизм   отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще   отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее   звено между социальными и психическими структурами. (Универсальная энциклопедия   KM.RU ).

 

Итак,   как уже было сказано в конце 30-х годов возникает неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся: Карл Густав Юнг (1875--1961), Альфред Адлер (1870—1937),  Карен Хорни (1885-1953), Эрих Фром (1900-1980), В. Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979) и др.

 

Неофрейдизм не принял на вооружение те концепции, которые, будучи первоначально сформулированными основоположником психоанализа, со временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер. Более того, многие теоретические положения классического психоанализа были не только взяты под сомнение, но и подверглись принципиальной критике со стороны отдельных представителей неофрейдизма. Однако их критические соображения в адрес психоанализа Фрейда касались лишь частностей, которые относились к процедуре психоаналитического исследования, к ошибочным теоретическим выводам, к толкованию природы различных психических процессов, обусловливающих деятельность индивида. Общие же принципы и установки классического психоанализа («психология бессознательного», представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликт-ности и расщепленности внутреннего мира личности, «репрессивности» культуры и общества) легли в-основу учения современных неофрейдистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Изменения структуры психоанализа, его развитие в работах последователей  Фрейда.

.

 3.1. Юнг       

     Швейцарский психолог К.Юнг (1875-1961) окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П.Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им так и не удалось. Окончательный разрыв произошел в 1912 году, после того как Юнг опубликовал книгу "Символы трансформации". Разрыв был болезненным для обеих сторон.

Нововведения: Юнг, в частности, ввел в психоанализ понятие "комплекс ", в том числе и "комплекс Электры ", под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери. Архетипы. Личное и коллективное сознательное, бессознательное.

 

Отвергнув теорию сексуальности Фрейда, Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.

 

Будучи уже известным ученым, Юнг пришел к мысли о том, что для изучения психики личности может быть использован метод ассоциаций (в частности, тесты на ассоциацию слов). Юнг разработал технику " свободных ассоциаций " и довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования.

 

Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех универсальных элементов

 

1. Личное сознание

2. Коллективное сознание

3. Личное бессознательное

4. Коллективное бессознательное («разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа"). Некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. Транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности.

По Юнгу, коллективно наследуемые стороны бессознательного восприятия являют собой некие "архетипы ".

 

В общих чертах, "архетипы" образуют  наиболее древние и универсальные формы мышления ", проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и. т. д.). Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека.

Основными архетипами индивидуального бессознательного Юнг считал:

  1. Эго. Является центральным элементом личного со знания, как бы собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.
  2. Персона. Та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в нашу душу, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.
  3. Тень. Тень является центром личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний.
  4. Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать – у мальчика и отец – у девочки). Этот архетип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество человека, являясь источником проекций, новых образов в душе человека.
  5. Самость является центральным архетипом всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части; это "архетип порядка и целостности личности". Ее главное значение в том, что она не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность и, индивидуализируясь, становится все более свободной в своем выражении и само познании.

Информация о работе Зигмунд Фрейд. Неофрейдизм